Порядок выполнения учебно-исследовательской работы

1. Подготовка к работе.

Визуально проверить закрытие трех шаровых кранов [21], [22], плотность соединений в пневмосистеме и подключение лабораторного стенда к электрической сети. Визуально оценить в емкости с водой 16 наличие 2,5 л воды.

Примечание: горизонтальное расположение вентиля шаровых кранов 21, 22 соответствует закрытому состоянию.

В случае невозможности выполнения подготовительных работ обратиться к преподавателю.

2. Ввод загрязнителя.

Включить водяной насос 15 и с помощью струбцины 7 на напорной трубке добиться уровня воды в абсорбере водяном 4 20-40 мм. Выключить водяной насос. С помощью пипетки-капельницы 24 внести в камеру-смеситель 10 0,2 мл загрязнителя 17 и немедленно закрыть камеру-смеситель.

Примечание:

1) вид загрязнителя устанавливается преподавателем;

2) пипетка-капельница содержит шкалу, позволяющую отмерить 0,2 мл;

3) набор загрязнителя из содержащей его емкости и ввод загрязнителя в камеру-смеситель осуществлять только чистыми пипетками-капельницами;

4) доступ в камеру-смеситель 10 осуществляется путем открытия пробки в верхней части камеры-смесителя.

Открыть кран свободной магистрали 22. Включить воздушный насос (переключатель на воздушном насосе 9) и не выключать его до полного испарения загрязнителя. Контроль визуальный, время испарения 2–3 мин. Выключить воздушный насос.

3. Оценка загрязнения.

Открыть набор индикаторных (индикаторных и фильтрующих) трубок 18, соответствующих выбранному загрязнителю. Вскрыть индикаторную (индикаторную и фильтрующую) трубку с обоих концов.

Примечание:

1. фильтрующие трубки входят в набор химико-аналитических средств только в случае, когда загрязнителем является ацетон. В случае иных загрязнителей используются только индикаторные трубки.

2. индикаторные и фильтрующие трубки – стеклянные, поэтому при вскрытии соблюдать осторожность, а осколки стекла собирать на бумагу и немедленно выбрасывать.

Для вскрытия индикаторных и фильтрующих трубок использовать специальный паз в носовой части пробоотборника 11. Схема вскрытия индикаторных и фильтрующих трубок представлена на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Вскрытие индикаторных и фильтрующих трубок

После того, как индикаторная (индикаторная и фильтрующая) трубка вскрыта, вставить ее концом с перетяжкой в центральный паз носовой части пробоотборника (рис. 7.3). Схема установки индикаторной (индикаторной и фильтрующей) трубки в пробоотборник представлена на рис. 7.3.

Рис. 7.3. Установка индикаторной (индикаторной и фильтрующей) трубки в пробоотборник

Примечание: для соединения индикаторных и фильтрующих трубок используется специальная насадка, которая входит в комплект трубок фильтрующих.

После того, как индикаторная (индикаторная и фильтрующая) трубка вставлена в пробоотборник, установить свободный конец трубки в штуцер отбора проб «до очистки». Снять зажим со штуцера отбора проб «до очистки» 20. Вытягивая на себя поршень пробоотборника, отобрать из пневмосистемы 100 мл воздуха. Установить зажим на штуцер отбора проб «до очистки». Сопоставить шкалу на индикаторной трубке со шкалой на упаковочной коробке аналогичных индикаторных трубок.

В соответствии с результатами сопоставления сделать вывод о концентрации загрязнителя в воздухе пневмосистемы, сравнить полученные данные с ПДК (см. табл. 7.3).

Таблица 7.3

Предельно допустимые концентрации содержания загрязнителя

в воздухе рабочей зоны

Наименование загрязнителя ПДК (мг/м3)
Ацетон  
Бензин БР-1 «Галоша»  
Толуол  
Этанол  

4. Очистка адсорбером с активированным углем, анализ остаточного загрязнения.

Закрыть кран 22 свободной магистрали 23. Открыть кран очистной магистрали 21, соответствующей адсорберу с активированным углем. Включить воздушный насос на 2 минуты. Выключить воздушный насос.

Провести оценку остаточного загрязнения в соответствии с п. 3.

Примечание: при оценке остаточного загрязнения отбор проб осуществляется через штуцер отбора проб «после очистки».

Занести данные в бланк отчета.

5. Оценка эффективности очистки воздуха.

Эффективность очистки воздуха оценивается по следующей формуле

,

где К н – концентрация загрязнителя в воздухе пневмосистемы до очистки, мг/м3,

К к – концентрация загрязнителя в воздухе пневмосистемы после очистки, мг/м3.

Занести данные в бланк отчета.

6. Очистка воздуха пневмосистемы.

Открыть краны адсорберов 21. Закрыть кран свободной магистрали. Включить воздушный насос на 5 минут. Выключить воздушный насос. Закрыть краны адсорберов.

7. Ввод загрязнителя, оценка загрязнения.

Выполнить действия, описанные в пп. 2 и 3.

8. Очистка адсорбером с селикагелем, анализ остаточного загрязнения.

Закрыть кран свободной магистрали. Открыть кран очистной магистрали, соответствующей адсорберу с селикагелем. Включить воздушный насос на 2 минуты. Выключить воздушный насос. Провести оценку остаточного загрязнения в соответствии с п. 3.

Примечание: при оценке остаточного загрязнения отбор проб осуществляется через штуцер отбора проб «после очистки» 10.

Занести данные в бланк отчета.

9. Оценка эффективности очистки воздуха.

Выполнить действия, описанные в п. 5.

10. Очистка воздуха пневмосистемы.

Выполнить действия, описанные в п. 6.

11. Ввод загрязнителя, оценка загрязнения.

Выполнить действия, описанные в пп. 2, 3.

12. Очистка абсорбером, анализ остаточного загрязнения.

Открыть кран на абсорбер и свободную магистраль. Закрыть краны на адсорберы. Включить водяной и воздушный насосы на 2 минуты. Выключить водяной и воздушный насосы. Провести оценку остаточного загрязнения в соответствии с п. 3.

Примечание: при оценке остаточного загрязнения отбор проб осуществляется через штуцер отбора проб «после очистки».

Занести данные в бланк отчета.

13. Оценка эффективности очистки воздуха.

Выполнить действия, описанные в п. 5.

14. Завершение работы.

Закрыть краны всех магистралей. Вымыть использованные пипетки-капельницы. Выключить установку. Выкинуть в мусорную корзину использованные индикаторные (индикаторные и фильтрующие трубки).

Сдать преподавателю емкости, содержащие загрязнитель, упаковки с индикаторными (индикаторными и фильтрующими) трубками, пипетки-капельницы. Проветрить помещение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: