Аутогенная тренировка как средство самовоспитания в практике социального педагога

Аутогенная тренировка (от греч. «autogenes» - сам производящий) метод психотерапии: при помощи самовнушения больной обучается воздействовать на свое физическое и психическое состояние. Аутогенная тренировка первоначально использовалась в медицинских кабинетах, но со временем стала применяться не только в лечебных целях. Все более активно она проникает ныне в сферу педагогики.

Источником аутогенной тренировки считают европейскую систему самовнушения, древнейшую индийскую систему йогоа и учение о гипнозе.

Начало целенаправленного использования этого метода относится к 1932 г., когда вышла книга немецкого психотерапевта И.Г. Шульца «Аутогенная тренировка», вскоре переведенная намногие языки и выдержавшая большое количество изданий.

Опыты, проведенные с разными возрастными группами учащихся, показали, что коллективной релаксацией под руководством социального педагога могут заниматься школьники, начиная с 12 лет. Однако легче организовать планомерные занятия аутогенной тренировкой со школьниками 14-15 лет. Это связано со стойким стремлением старшеклассников заниматься самовоспитанием. В более раннем возрасте интересы детей быстро меняются, и провести систематический курс сложнее. Но и для старших подростков занятия аутотренингом не всегда представляют интерес. Ведь в группу часто приходится собирать «трудных» детей, которые обычно проявляют негативизм к занятиям всякого рода, если не видят в них реального смысла. Поэтому одна из первоочередных задач социального педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребят техникой психической саморегуляции, показать им возможности, которые открывает перед человеком этот вид работы над собой.

Суть аутогенной тренировки заключается в том, что путем расслабления мышц, а также специально подобранных словесных формулировок и образных представлений, связанных с ними, можно добиться желаемых физиологических или психических состояний.

Например, мысленно представляя себе тепло в кисти правой руки, можно добиться расширения сосудов и усиления притока крови в правой руке. Рука становится теплее на несколько десятых градуса. Аутотренинг в целом состоит из нескольких частей:

1. Успокоительная часть. На основе мышечного расслабления и внушения достигаются раскованность всего организма и психологический покой.

2. Направленное управление вегетативной системой организма. Путем внушения и самовнушения достигаются ощущения тяжести, повышенного тепла правой руки и другие состояния.

3.Мобилизационная часть. Вводятся формулы, направленные на решение воспитательных задач.

Вот несколько упражнений, предложенных И.Е. Шварцем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow