Глава XXV


О ПЕДАНТИЗМЕ
1....в итальянских комедиях педанты... - Во время Монтеня слово "педант" в большинстве европейских языков означало - учитель, преподаватель. "Педант" был одним из персонажей итальянской комедии дель арте. Магистр (как и происходившее от него франц. maitre - мэтр) также значит - учитель.

2. Жоашен Дю Белле (1522-1560) - выдающийся поэт, возглавлявший вместе с Ронсаром новое направление во французской поэзии (группа "Плеяды"). Приводимый Монтенем стих взят из одного сонета Дю Белле, включенного в сборник "Сожаления" ("Regrets").

3...слова "грек" и "ритор" были... бранными... - Плутарх. Жизнеописание Цицерона, 5.

4. Magis magnos clericos... - Эти слова на пародийно искаженной латыни (чем подчеркивается ничтожество тогдашнего школьного обучения) произносит в романе Рабле брат Жан (Гаргантюа, гл. 39). Передать их по-русски можно примерно так: более великие ученые - еще не значит более великие мудрецы, т. е. от большой школьной учености человек еще не делается умным.

5. Арпан - земельная мера, приблизительно, от 1/3 до 1/2 га.

6. Что-то до философов... заносчивым и надменным... - Весь этот отрывок - довольно точный пересказ 24 главы "Теэтета" Платона.

7. Я ненавижу людей, не пригодных к делу... - Пакувий в цитате у Авла Гелия, ХШ,8.

8....сиракузский геометр... - Архимед (287-212 гг. до н. э.). Благодаря изобретениям Архимеда Сиракузы в течении трех лет сопротивлялись римлянам (214-212 гг. до я. э.). См. Плутарх. Жизнеописание Марцелла, 17-18.

9....спросил Кратеса... - Кратес - греческий философ-киник, ученик Диогена (IV в. до н. э.). 10. Фалесу... бросили упрек... - Фалес из Милета (конец VII - начало VI в. до н. э.) древнегреческий ученый и мыслитель.

11 Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) - выдающийся древнегреческий философ, друг Перикла и поэта Еврипида.

12. Они научились говорить перед другими... - Цицерон. Тускуланские беседы. V, 36.

13. Нужно не разговаривать, а действовать. - Сенека. Письма, 108, 37.

14. Ненавижу мудрого, который не мудр для себя - парафраза стиха Еврипида; Цицерон. Письма к друзьям, XIII, 15.

15....нет пользы мудрецу, если он... себе не может помочь. - Цицерон. Об обязанностях, III, 15.

16....купить его легче, чем... овцу. - Ювенал. Сатиры, VIII, 15.

17....мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из нее пользу. - Цицерон. О высшем благе и высшем зле, I, 1.

18....но не соблюдающими ее на деле. - Диоген Лаэрций, VI, 27-28. Монтень здесь не совсем точен: Диоген Лаэрций называет не Дионисия, а философа Диогена.

19....о которых... говорит Платон... - Менон, 91 а-е.

20....правило, предложенное Протагором... - Платой. Протагор, 338 с.; Протагор - древнегреческий философ-софист (V в. до н. э.).

21. Гален - знаменитый римский врач, родом грек (131 - ок. 200 г. н. э.); оставил много трудов, пользовавшихся широкой известностью. Для средневековой медицины Гален (наряду с Цельсом) - непререкаемый авторитет.

22....остерегайтесь, как бы не стали потешаться над вами за... спиной. - Персии, I. 61.

23. Адриан Турнеб (1512-1565) - видный французский филолог, которому принадлежит большое количество переводов из древних авторов и комментариев к ним. Оценку, данную Турнебу Монтенем, разделяло большинство его современников.

24. Души которых... вылепил... Титан. - Ювенал. Сатиры, XIV, 35.

25....к чему наука, если нет разумения? - Стобей. Антология, III, 25.

26. Мы учимся не для жизни, а для школы. - Сенека. Письма, 106, 12.

27....было бы лучше совсем не учиться. - Цицерон. Тускуланские беседы, II, 4.

28....Франциску, герцогу Бретонскому. - Имеется в виду Франциск I, герцог Бретонский с 1442 по 1450 г.

29....появились люди ученые, нет... хороших людей. - Сенека. Письма, 95, 13.

30. Из школы Аристиппа выходят распутники, из школы Зенона - брюзги. - Цицерон. О природе богов, III, 31.

31. Платон говорит... - В "Алкивиаде I", 121 а-122 b.

32....когда Антипатр потребовал у спартанцев выдачи... детей... - Антипатр (397-319 гг. до н. э.) - один из крупнейших полководцев и государственных деятелей Македонии.

33. Выслушав Гиппия... - Гиппий - софист из Элиды (V в. до н. э.).

34....империя турок, народа, воспитанного... в презрениии к наукам. - Этот пример, а также дальнейшие, приводимые Монтенем в сделанной им позднее вставке, начинающейся с абзаца "Весьма любопытно видеть Сократа..." и до конца главы, - несомненно недоказательны. Может создаться впечатление, что Монтень впадает здесь в противоречие с основным положением, доказываемым в этой главе, - о пользе истинной науки в отличие от схоластической лжеучености. Однако такие парадоксы у Монтеня не редкость, особенно когда речь идет о добавлениях, сделанных долгое время спустя после написания основного текста. В действительности противоречие это лишь кажущееся: Монтень остается верен своему тезису и здесь, ибо приводимые им примеры относятся к странам и народам, у которых наука находилась в зачаточном состоянии или была "в презрении", как выражается Монтень. Что же касается последнего приведенного Монтенем примера с Италией, относящегося ко времени войн французских феодалов за обладание Италией, то Монтень здесь приводит объяснение, дававшееся приближенными Карла VIII, сам же Монтень прекрасно знал и указывал в другом месте, что очень недолгий и непрочный успех Карла VIII в Италии был вызван противоречием интересов в стане других захватчиков, также зарившихся на Италию.

35. Тамерлан, или Тимур (1333-1405) - основатель второй монгольской империи, завоеватель обширнейших территорий в Средней и Малой Азии, Индии, Персии; совершил походы на Оттоманскую империю, Русь; умер во время похода в Китай. Орды Тамерлана производили страшные опустошения, и его имя, наряду с именами Аттилы и Чингисхана, осталось в народной памяти как олицетворение беспредельной жестокости, необузданности, бессмысленного и беспощадного истребления.

36....когда наш король Карл VIII... увидел себя властелином... доброй части Тосканы... - Речь идет о неаполитанском походе Карла VIII, который в 1495 г. с поразительной легкостью завоевал обширные территории. Впрочем, в том же году под нажимом объединенных сил папы римского, германского императора и венецианцев французам пришлось уйти из Италии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: