Подражание движениям

Хлопки в ладоши ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Хлопки по столу ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Потопать ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Руки вверх ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Постучать по коленям ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Подражание звукам:

Скажи «У-у-у» ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Соотнесение одинаковых предметов (из 2-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Подражание с предметами ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Подуть ____/____ Покатать _____/_____ Причесаться _____/_____

Нанизывание крупных бус ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Коробка форм ____/ ____/ ____/ ____/ ____ (частично заклеенные отверстия для

сложных форм)

Пирамида (5 колец) ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Сортировка форм (из 4-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Сортировка по цветам (из 2-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Сортировка по форме (из 3-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Соотнесение цвета (из 2-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Сортировка одинаковых картинок ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Дай такой же:

с предметами из 2-х ____/ ____/ ____/ ____/ ____

с картинками из 3-х ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Пазлы-вкладыши простых форм ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Пазлы-вкладыши «транспорт» ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Пазл «собачка» из 3-х частей ____/ ____/ ____/ ____/ ____

Полное обследование всегда занимает далеко не один день (особенно, когда обследуемый владеет значительным объемом навыков и умений), и спектр заданий от одного дня к другому частично меняется. Для удобства лист данных составляют «с запасом»: одинаковый бланк можно использовать несколько дней и, кроме того, «запас» позволяет гибко варьировать спектр заданий в зависимости от ситуации и легко фиксировать результаты.

Динамика результатов по каждому навыку отдельно объединяется в таблицах и/или на графиках, с принципами составления которых знакомились ранее; ниже приведены некоторые примеры.

Соотношение одинаковых объектов

Подбери Даты, %%
                           
Из 2-х - -                        
Из 3-х - -                        

Сортировка по цвету

Сорти-ровка Даты., %%
                   
Из 2-х                    
Из 3-х                    

Выполнение инструкций «Дай!» и «Встань!»

Инст-рукция Дата
                   
Дай! 0% 67% 100% 75% 67% 50% 50% 100% 100% 67%
Встань! 0% 46% 40% 0% 33% 60% 67% 100% 75% 100%

Подражание движениям

Даты Результаты серий (в %%)
Показать нос Покрутить головой Надуть щеки
08.09      
24.09      
29.09      
02.10      
06.10      
07.10      
09.10      
13.10      
14.10      
15.10      
16.10      
28.10      
29.10      
30.10      

Когда актуальные возможности ребенка выяснены, необходимо перейти к выяснению возможностей обучения обследуемого, то есть от статической характеристики его особенностей мы переходим к характеристике динамической.

При выборе навыков для диагностического обучения необходимо помнить, что

· их не должно быть слишком много сразу,

· они должны различаться по объему зоны ближайшего развития,

· отражать разные сферы деятельности обследуемого.

Необходимо отметить, что даже при проведении диагностических занятий всегда следует начинать с отработки учебного поведения. Как уже говорилось в одной из предыдущих лекций, учебное поведение требует, чтобы ребенок спокойно сидел на стуле, положив руки на колени; смотрел на преподавателя или на то, чем он сам занимается; использовал материал только по его функциональному назначению. Элементы учебного поведения длительное время входят в число заданий, но, когда стереотип учебного поведения достаточно хорошо отработан, мы постоянно сохраняем контроль за его выполнением, но (практически во всех случаях) отказываемся от подкрепления.

Для обучающих диагностических занятий используется и иной лист данных. В нем и инструкции, и критерии выполнения четко обозначаются, так же, как и ранее, фиксируется количество и результат попыток (самостоятельных, а если они неудачны – количество и результат попыток с помощью, характер которой при необходимости обозначается).

Лист данных для занятий с Гришей К. 07.10.2003 г. ( 09.10.03 – 2-я строка)

Инструкция / задание Критерий выполнения «+» или «-» Обучение (чис-ло обучающих попыток)
Делай так (1 хлопок) Не позднее, чем через 3 секунды, хлопает в ладоши +  
- - - + +
Делай так (руки вверх) Не позднее, чем через 3 сек., сам поднимает руки вверх - - - - + +
+  
Встань Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши - - - + - - +
+  
Скажи: «У» Четко произносит: «У» +  
- - - +
Подбери (из 2-х предметов) На столе кладут предметы. В ле-вую руку Грише вкладывают предмет, дают инструкцию. Он должен взять в правую руку такой же предмет. Если Гриша пытается дать второй предмет тоже, попытка засчитывается, как «-» + +  
- - - - - + + +
Скажи: «Са» Четко произносит: «Са» +  
+  
Делай так (топает ногами) Топает ногами (неважно, сидя или стоя) +  
+  
Дай На столе располагают предмет. Дают инструкцию. Рука педагога вытянута вперед. Гриша должен взять предмет и вложить в руку взрослого. Если берет и бросает, засчитывается «-» - +
+  
Скажи: «Пу» Четко произносит: «Пу» +  
+  
Делай так (стучит 1 раз по столу) Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит по столу - ++
+  
Разложи (сортировка из 4-х картинок) Самостоятельно и правильно раскладывает картинки. Важно: должен брать по одной картинке. Если берет несколько, оказыва-ется помощь и засчитывается «-» - (4р.)  
- (8р.)  
Встань Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши - - - + - - +
- - - +
Делай так (прыгает) Не позднее, чем через 3 сек., прыгает +  
+  
Скажи: «Ба» Четко произносит: «Ба» +  
+  
Подбери (из 2-х предметов) На столе кладут предметы. В левую руку Грише вкладывают предмет, дают инструкцию. Он должен взять в правую руку такой же предмет. Если Даня пытается дать второй предмет тоже, попытка засчитывается, как «-» + - + - +
++++  
Делай так (стучит кулачками) Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит кулачками друг о друга +  
+  
Скажи: «Та» Четко произносит: «Та» - - +
+  
Дай На столе располагают предмет. Дают инструкцию. Рука педагога вытянута вперед. Гриша должен взять предмет и вложить в руку взрослого. Если берет и бросает, засчитывается «-» +  
- - - + +
Делай так (дует) Не позднее, чем через 3 сек., дует +  
+  
Подбери (из 3-х предметов) На столе кладут предметы. В левую руку Грише вкладывают предмет, дают инструкцию. Он должен взять в правую руку такой же предмет. Если Даня пытается дать второй предмет тоже, попытка засчитывается, как «-» - - + + +
- - + - - + - - + +
Сортировка фигур по цвету Самостоятельно и правильно раскладывает фигуры. Важно: должен брать по одной фигуре. Если берет несколько, оказыва-ется помощь и засчитывается «-» - (10р.)  
- (8 р.)  
Делай так (кладет руки на голову) Не позднее, чем через 3 сек., кладет руки на голову - - - + с 30-го раза
- - - - - - - +
Скажи: «А» Четко произносит: «А» +  
+  
Делай так (кладет руки на колени) Не позднее, чем через 3 сек., кладет руки на колени - - - - +
+  
Делай так (стучит 2 раза по столу) Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит 2 раза по столу - +
+  
Скажи: «У» Четко произносит: «У» +  
+  
Соотнесение предметов с фотографиями На столе раскладываются две фотографии и сортировка из 2-х предметов. Дают инструкцию. Гриша должен разложить предметы к соответствующим изображениям - +
+ + +  
Скажи: «Ка» Четко произносит: «Ка» - +
+  
Делай так (кладет руки на колени) Не позднее, чем через 3 сек., кладет руки на колени +  
+  
Встань Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши. - - +
- +
Скажи: «Ду» Четко произносит: «Ду»    
+  
Пирамидка (при помощи расписания) На столе раскладывают расписа-ние и корзину с деталями. Важ-но: это задание Гриша выполняет стоя. - -+ - +
- - + + +
Делай так (топает ногами) Топает ногами (неважно, сидя или стоя)    
+  
Скажи: «Са» Четко произносит: «Са»    
+  
Делай так (похлопать) Не позднее, чем через 3 секунды, хлопает в ладоши    
+  
Встань Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши    
   
Скажи: «Ма» Четко произносит: «Ма»    
   
Делай так (потрясти кистями рук) Не позднее, чем через 3 секунды, трясет кистями рук    
   
Дай На столе располагают предмет. Дают инструкцию. Рука педагога вытянута вперед. Гриша должен взять предмет и вложить в руку взрослого. Если берет и бросает, засчитывается «-»    
   
Скажи: «Па» Четко произносит: «Па»    
   
Делай так (руки вверх) Не позднее, чем через 3 сек., сам поднимает руки вверх    
   
Делай так (1 хлопок) Не позднее, чем через 3 секунды, хлопает в ладоши    
   
Скажи: «И» Четко произносит: «И»    
   
Соотнесение предметов с фотографиями На столе раскладываются две фотографии и сортировка из 2-х предметов. Дают инструкцию. Гриша должен разложить предметы к соответствующим изображениям    
   
Встань Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши    
   
Скажи: «Су» Четко произносит: «Су»    
   
Делай так (стучит кулачками) Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит кулачками друг о друга    
   
Дай такой (из 3-х предметов) На стол кладут 3 предмета. В левую руку Грише вкладывают предмет. Дают инструкцию. Гриша должен взять в правую руку такой же предмет и вложить в руку взрослого. Если он пытается дать второй предмет, засчитывается «-»    
   
   
Сортировка по форме (из 3-х форм) На стол кладут сортировку и фигуры. Дают инструкцию. Важно: берет по одной фигуре. Если берет несколько, оказывается помощь и засчитывается «-»    
   
Скажи: «У» Четко произносит: «У»    
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: