Ребенка с аутизмом нужно учить всему

5.6.5. Школьный период.

Степень выраженности проблем школьного периода определяется прежде всего качеством предыдущей коррекционной работы. Однако, даже если по уровню школьной готовности ребенок с аутизмом может быть включен в школьное обучение, он все же сталкивается с многими проблемами, которые можно разделить на коммуникативно-поведенческие и академические.

Коммуникативно-поведенческие проблемы вытекают из особенностей психики при РАС. Даже если стереотип школьного поведения сформирован, поведение ребенка с аутизмом не отличается достаточной гибкостью, ему трудно понять все особенности поведения других детей (а иногда и учителей), его мотивы, не слишком очевидные причины. Возможности адаптации в этом отношении есть всегда, и исключительно много, практически все зависит от учителей (особенно от учителя начальных классов, «первого учителя»), а также от родителей.

От учителя требуется не только обеспечить выполнение учебного плана ребенком с аутизмом, но специальное психолого-педагогическое сопровождение. Главная задача такого сопровождения – добиться того, чтобы ребенок с аутизмом смог занять оптимальное для себя место в коллективе, раскрыть перед другими учащимися его сильные стороны и всеми разумными средствами защитить его в тех аспектах, в которых он уязвим и раним, создать в классе атмосферу толерантности.

Пример. Первоклассник с аутизмом понимал отношения между учащимися слишком «правильно» и однозначно, что приводило к конфликтам, аффективным вспышкам, агрессии. Учитель использовала хорошие литературные способности мальчика (он писал стихи) и создала ему имидж «талантливого чудака»: все должны гордиться, что у них в классе учится поэт, его нужно защищать, ему нужно помогать, ему можно и нужно прощать некоторые странности.

Естественно, чтобы выполнять такие функции, учитель должен обладать хотя бы некоторой компетентностью в области АР.

Роль родителей также очень существенна. Во-первых, если между родителями и учителем установились отношения сотрудничества и доверия, то родители становятся своеобразным «мостиком» между ребенком и учителем, которому (вне зависимости от его компетентности по вопросам аутизма) многие конкретные проблемы и переживания именно этого ребенка с аутизмом непонятны и недоступны. Не менее важна и обратная связь: учитель видит ребенка с другой стороны и другими глазами, и эта информация часто совершенно неожиданна для родителей. Главное – добиться единства подхода родителей и учителя к пониманию проблем ребенка и путей их решения.

Во-вторых, с началом школьного обучения у детей с аутизмом обостряются проблемы третичного уровня, связанные с осознанием своей инаковости («Почему я не понимаю, зачем они так поступают?», «Почему я не могу делать так же, как другие?» - и т.д. и т.п.). Такие вопросы ребенок обращает прежде всего к родителям, и от них зависит в первую очередь, как они будут разрешены.

Об академических проблемах детей с аутизмом в литературе пишут незаслуженно мало. Считается, что если ребенок смог пойти в школу, то с программой он точно справится. Иногда так и есть, но результат (чаще в гуманитарных науках, но нередко и в естественных) оказывается формально положительным.

Пример. У восьмиклассника с аутизмом по химии пятерка: он помнит порядковые номера, атомные массы и т.д. большинства элементов таблицы Менделеева, знает строение электронных оболочек, может написать все положенные по программе реакции, но за этими обширными сведениями ничего не стоит: что такое реальный кислород, где его используют и как, и массу других жизненных моментов, связанных с кислородом, мальчик просто не представляет.

Десятилетний мальчик с аутизмом владеет алгоритами всех арифметических действий, может возводить в степень и извлекать квадратные корни, но не знает, что такое «больше» и «меньше». Учитель счел, что блестящее выполнение арифметических действий подразумевает знание столь элементарных понятий, но это оказалось не так!

При АР содержательная и формальная стороны осваиваемого навыка связаны между собою в значительно меньшей степени, чем при типичном психическом развитии, и это требует особого внимания со стороны педагога.

Кроме того, многие принятые в школе приемы обучения оказываются для ребенка с аутизмом менее приемлемыми чем для всех: фронтальное и устное предъявление задания, устная форма ответа и многое другое, но, к сожалению, эта сторона особенностей обучения детей с аутизмом в настоящее время разработана недостаточно.

5.6.6. Постшкольный период.

Говорить определенно о социальной нише, занимаемой взрослыми людьми с АР, сложно: из-за больших различий в уровне интеллектуального, речевого, аффективного развития четких границ этого понятия для РАС установить невозможно.

Известны случаи, когда люди с аутизмом профессионально и успешно занимались искусством, наукой, становились людьми самых обычных (но чаще всего не требующих постоянного общения с другими людьми) профессий: садовниками, дворниками, настройщиками музыальных инструментов, почтальонами и т.д. В то же время, нередки случаи помещения в дома-интернаты для психохроников, то есть фактически изоляция от общества в силу самых разных причин.

Общим является то, что если аутичный ребенок обучен чему-либо, то в силу своей стереотипности и в меру своих интеллекетуальных возможностей он будет работать так, как его научили и демонстрировать то отношение к работе, которому его научили. Это нисколько не исключает творческого подхода к делу, но если его обучили работать хорошо, то работать плохо он уже, как правило, не сможет. Например, трудно достичь того, чтобы аутичный ребенок начал обучаться по программе массовой школы, но если это произошло, то с невыученными уроками он в школу не пойдет; конечно, иногда уроки бывают невыученными, но это происходит по понятным объективным (болезнь, семейные прблемы им т.п.) или субъективным (большинство аутичных детей медлительны, и просто не хватает времени сделать уроки) причинам, но почти никогда не связано с ленью или разгильдяйством (потому, что этому специально не учат, хотя близкие иногда дают образцы такого поведения, и эти образцы иногда могут быть усвоены). Если мы правильно воспитываем и учим ребенка с аутизмом, общество получает ответственного за свою работу человека, какой бы эта работа ни была – от физика-теоретика до уборщика мусора. В США и странах Западной Европы людей с тяжелыми формами аутизма обучают различным непрестижным профессиям, и результаты оказываются лучше, чем у людей с тем же уровнем интеллекта, но без аутизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: