По ту сторону «я»

Подобно любой метапрограмме или внутренней сортировке, признание одного опыта как относящегося к «я» и отказ от другого опыта как относящегося к «не я» происходит по большей части бессознательно, но постоянно. Целостное понятие о стратегиях, используемое нами в НЛП, зависит от последовательного присвоения одного сен-

сорного опыта за другим. В каждый данный момент всегда доступна большая совокупность сенсорного опыта, и метапрограмма присвоения выбирает из нее по одной части, считая ее «своей». Это может быть похоже на следующий процесс: сначала «я» беру книгу, затем «я» смотрю на слова, затем «я» произношу про себя слова и строю образы значений. Получается, что все чувства одновременно принимают участие в этом процессе, но сознательно направленное внимание перескакивает с одного ощущения на другое по мере того, как «я» присваивает каждое ощущение, или поочередно идентифицируется с ним.

Чувство «я» — это оригинальная модель образования границ в мозге. Оно отделяет нас от целостных аспектов нашего опыта точно так же, как это наблюдается у больных эпилепсией с расщепленным мозгом, которые отделены от больших участков своего опыта. Подобные границы разделяют «сознательное» от «бессознательного», а также чувственный опыт тела от высших психических процессов. Духовные учителя всегда говорили, что когда прекращается процесс внутреннего разделения, то на смену приходит целостность души и тела, которая приносит с собой радость, любовь и медитацию. В терминах сенсорных систем, которыми пользуется НЛП, эта «медитация» означает одновременное пробуждение всех чувств. Восточный учитель Джидду Кришнамурти поясняет: «Если вы так сосредоточиваетесь, все ваши чувства полностью пробуждаются. Приходит не одно, а абсолютно все чувства. Нет другого способа испытать это. Полная активность чувств есть состояние внимания. Частичная сенсорная активность ведет к концентрации... Может ли человек видеть всеми чувствами? Видеть не только глазами, но и ушами; осязать, чувствовать вкус, прикосновение? Понаблюдайте за солнечным светом и проверьте, можете ли вы видеть всеми чувствами, полностью пробужденный и свободный. Это приводит к очень интересному факту. Там, где есть дисгармония, есть "я". Внимание составляет полную гармонию. Посредством гармонии собирается огромное количество энергии. Это подобно реке Ганг. Внимание — это движение в бесконечность» (Jayakar, 1986).

В каждой культуре люди стремились воссоздать это ощущение целостности. Хапгюлд (Happold, 1971) пишет, что такое состояние описано во всех религиях. В христианской Библии Святой Павел пишет: «... И уже не я живу, но живет во мне Христос»1. Иранский поэт раннего

Галатам 2:20.

ислама Баба Кухи пишет: «Я вошел в нечто, я исчез. И вдруг я вездесущ — только Бога вижу». Индусский святой Парамаханса Йогананда объяснял: «Когда человек озарен светом, он видит себя единым Духом, трепещущим независимо от тел и мыслей». Даосский учитель Нань Цзу говорит: «Те, кто следует естественному потоку вещей, вливаются в Дао». В буддийском тексте «Самыотта-никайя» объясняется, что ощущение себя не соответствует реальности, и, когда приходит понимание этой истины, достигается состояние нирваны (Rahula, 1959). В отдельных статьях журнала Anchor Point мы описывали процессы НЛП, которые приводят к такому состоянию (Bolstad, 1998; Bolstad & Hamblett, 1997).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: