Попросить клиента разъединить опыт

Используйте вопросы метамодели. Метамодель является очень ценным инструментом для того, чтобы научить человека разъединять свой опыт. Она состоит из серии вопросов, точно подходящих к определенным типам комментариев клиента. Вопросы выявляют специфическую сенсорную информацию. Например, когда клиент замечает: «Никто меня не любит!», метамодель предполагает вопрос: «Что конкретно из того, что вы видите или слышите, приводит вас к пониманию этого?» или «Все ли вас не любят? Кто конкретно вас не любит?» Консультантам следует использовать метамодель не только самим. Они могут показать клиентам, как поставить под сомнение свой собственный стиль мышления. Риск использования метамодели заключается в том, что многие ее вопросы удерживают внимание депрессивной личности на проблеме. Вместо того чтобы спросить: «Вас никто не сможет принять на работу?», лучше поинтересоваться: «А когда вас кто-то принял на работу?» Вместо вопроса: «Как именно все в вашей жизни идет плохо?»

1 36

следует использовать следующую формулировку: «Если у вас все получается, что конкретно может все испортить?»

Таким образом, самыми полезными вопросами для депрессивной личности будут те, которые фокусируются на поиске решения. Стив де Шазер, Инсу Ким Берг и другие разработали основанную на этом понимании модель изменения, названную моделью поиска решений (Chevalier, 1995). Ниже приведены примеры таких вопросов, которые позволяют клиентам понять, чего они хотят и как это получить. В тех случаях, когда клиенты противятся применению обычных техник НЛП для изменения, мы использовали вопросы, нацеленные на поиск решения в качестве основного содержания консультационных сессий. По данным Шазера, это обеспечивает 75% успеха за четыре-шесть сессий.

Расспросите клиента о его конечных целях. Это обычная для НЛП процедура выявления желаемых результатов. Вопросы могут быть следующими:

«Что должно измениться после нашей встречи?» «Чего вы хотите достичь в конечном итоге?»

«Что должно произойти, чтобы вы поняли — проблема разрешена?» «Как вы узнаете, что проблема решена?»

«Когда проблема разрешится, что вы будете делать или чувствовать вместо ваших привычных ощущений?»

Расспросите клиента о тех случаях, когда проблема отсутствует (исключения). Например:

«Когда вы замечали, что проблема не так уж и плоха?» «Что тогда происходило?» «Что вы делали иначе?»

Если исключений не существует, то узнайте о гипотетических исключениях (чудесах). «Представьте, что однажды ночью, когда вы спали, проблема разрешилась. А поскольку вы спите, то не знаете об этом. Как вы думаете, что изменится на следующее утро? Что даст вам понять, что проблема решена?» После этого можно задать серию вопросов типа:

«Какие изменения в вас заметят окружающие вас люди?»

«Как изменится их поведение?»

«Что потребуется, чтобы это чудо произошло?»

Заставьте клиента самого задать вопросы, сфокусированные на поиске решения в их повседневной жизни. Для депрессивных клиентов мы считаем эту задачу необходимой. Прежде чем они вста-

Как мы прекращаем депрессию? 137

нут утром с постели, им нужно научиться задавать самим себе вопросы следующего характера: «Какие три события желательны для меня сегодня?», а когда они отправятся спать, спрашивать себя: «Какие три самых ценных события произошли сегодня?» В нашей практике было два случая, когда только эти вопросы и ответы на них помогли вывести клиентов из депрессивного состояния без других вмешательств. У таких вопросов есть очень мощный потенциал.

Человек должен знать, что вся его система ценностей, которыми он руководствуется и по сей день, может стать угрозой его благополучию после изменения. Вера в то, что «после курса НЛП я никогда не буду чувствовать себя плохо», может привести к срыву. Используйте метамодель для того, чтобы развить у клиентов более специфические паттерны ожидания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: