==================================================
ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА.
Глава третья.
Амплуа
Амплуа́ (фр. emploi) — определенный род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актера. Разделение актеров по амплуа вытекало прежде всего из разделения драматических произведений на два основных вида: трагедию и комедию; каждый из них требовал от актера особых данных и особого стиля игры. Поэтому еще в древней Греции существовало разделение актеров на трагиков и комиков, при чем, в зависимости от характера исполняемой роли, трагики подразделялись на:
- первых (протагонист)
- вторых (девтерагонист)
- третьих (тритагонист)
Ложно-классический театр знал следующую, сделавшуюся для европейского театра традиционной, классификацию ролей:
- герои и героини
- любовники и любовницы
- первые любовники (jeunes premiers)
- короли
- тираны
- отцы
- наперсники и наперсницы
- лакеи
- субретки
- инженю (ingénues)
петиметры (petit-maîtres) Петиметр
Петиметр - изысканный щеголь, ухаживатель.
Петиметерство - щегольство.
Ср. Здесь, на Ильинке (в Москве), около лавок, можно было встретить всю аристократию; все волокиты в то время назначали свидания. На это купцы неоднократно жаловались царице, говоря, что "петиметры и амурщики только галантонят" и мешают им продавать. / М. И. Пыляев. Старое житье. Моды и модники. 2.
- простаки
- злодеи
Так как ложно-классическая драматургия интересовалась преимущественно душевной коллизией главных действующих лиц (героев, любовников), то второстепенные персонажи были чрезвычайно схематичны и стереотипны. Реалистическая драматургия потребовала бо́льшей индивидуализации второстепенных персонажей; вследствие этого, несмотря на последующую дифференциацию амплуа, принцип трафаретного деления начинает постепенно утрачивать свой смысл и значение.
Большая советская энциклопедия
Амплуа
(франц. emploi — употребление, использование; должность), специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.