Информация об опыте

Автор опыта: Кургинян Эмма Амаяковна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №232», 8-960-4903-024

Тема опыта: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

Условия возникновения опыта, становления опыта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 232» города Краснодара расположено в микрорайоне «Юбилейный».

Основные направления работы:

· основная общеобразовательная программа в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному направлению;

· охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья;

· развитие познавательных процессов и общей культуры воспитанников;

· осуществление планомерной профилактической и оздоровительной работы с детьми;

· осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей;

Совместная работа с социокультурными институтами по укреплению здоровья детей.

· МОУ Дошкольный методический центр;

· Городской центр диагностики, коррекции и психологической помощи детям и подросткам «Детство»;

· Реабилитационный центр для детей и подростков (физкультурный диспансер);

· Детская поликлиника №9;

· «Центр охраны здоровья – МДОУ детский сад № 175»;

В ДОУ с 1996 года функционируют группы раннего возраста. Педагоги работают по программе Т.Н. Дороновой «Радуга». На группах раннего возраста работают постоянные воспитатели, с высшими средним педагогическим образованием, второй и высшей квалификационной категории. В группы поступают дети в возрасте от полутора до трех лет. Предметно-развивающая среда создана в соответствии с программой и санитарно-гигиеническими требованиями. Для развития речи созданы книжные уголки с разнообразными книжными изданиями для малышей, педагогами сделаны альбомы для ознакомления с предметным миром и обогащением словаря, обширные игровые зоны, для развития мелкой и общей моторики оформлены физкультурные уголки с разнообразным спортивным оборудованием, воспитателями изготовлены панно для развития мелкой моторики (шнуровка, застежки, «молнии», пуговицы, кнопки), в предметно-манипулятивной зоне подобраны по возрасту игры и игрушки, идет постоянное пополнение и замещение игрового оборудования в соответствии с программными задачами.

В молодом микрорайоне кроме средних общеобразовательных школ, в которых функционируют спортивные кружки и студии, так же имеются оздоровительные учреждения, которые могут посещать трехлетние дети. Это центр развития ребенка «Пиши-читай», «VIP-школа», студия «Малышок», школа боевых искусств «Будакан».

Актуальность опыта. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Я работаю в группе раннего возраста. Согласно результатам наблюдений за последние три года пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений. Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости. Данные диагностики по развитию речи показали, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.

Для решения этой проблемы поставила перед собой задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2. Систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики, выделив для нее оптимальное время;

3. Установить: влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

4. Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру;

5. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

Для реализации этих задач я взяла тему: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: