ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В этой главе предметом анализа является главная проблема частной поэтики сценического произведения – композиция. Точнее, только один аспект теории композиции* – общие закономерности построения формы, структуры и категории. А так же определение общего понятия композиции, объединяющего с одной стороны многообразие драматических построений, а с другой – отграничивающего композицию от других систем средств выражения (режиссерских систем, жанровых систем, образных систем и семиотики).
В основу понятия значимости сценической композиции должны лечь с одной стороны представления о «чувстве формы» и «чувстве целого», с другой – представление о специфике теоретической обобщенной модели сценического произведения.
Следует обратить особое внимание на принципиальную сторону изложения вопроса – отсутствие пояснений и толкований ряда известных и общепринятых философских, эстетических и специфических терминов театрологии. Такой прием изложения необходим для создания условий рождения индивидуально-творческой означающей понятийной системы, личностных ассоциативно-смысловых рядов, субъективных способов применения. Опираясь на эти принципиальные соображения, считаем необходимым отказаться также от примеров и типологий постановочной практики для отсечения аналогово-клишированного восприятия и применения теории.
|
|
Примечание. Теория композиции состоит из трех разделов:
1. Общая теория композиции.
2. Типология театральных форм.
3. Описание и анализ отдельных видов и типов композиции.
§1