Глава № 11 композиция

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ


ВВЕДЕНИЕ

В этой главе предметом анализа является главная проблема частной поэтики сценического произведения – композиция. Точнее, только один аспект теории композиции* – общие закономерности построения формы, структуры и категории. А так же определение общего понятия композиции, объединяющего с одной стороны многообразие драматических построений, а с другой – отграничивающего композицию от других систем средств выражения (режиссерских систем, жанровых систем, образных систем и семиотики).

В основу понятия значимости сценической композиции должны лечь с одной стороны представления о «чувстве формы» и «чувстве целого», с другой – представление о специфике теоретической обобщенной модели сценического произведения.

Следует обратить особое внимание на принципиальную сторону изложения вопроса – отсутствие пояснений и толкований ряда известных и общепринятых философских, эстетических и специфических терминов театрологии. Такой прием изложения необходим для создания условий рождения индивидуально-творческой означающей понятийной системы, личностных ассоциативно-смысловых рядов, субъективных способов применения. Опираясь на эти принципиальные соображения, считаем необходимым отказаться также от примеров и типологий постановочной практики для отсечения аналогово-клишированного восприятия и применения теории.

Примечание. Теория композиции состоит из трех разделов:

1. Общая теория композиции.

2. Типология театральных форм.

3. Описание и анализ отдельных видов и типов композиции.


§1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: