ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ИСКУССТВЕ
Искусство, как объективный феномен человеческого бытия, - это неповторимое и бесконечное открытие, постижение и творческое отражение Мира.
Ум и чувства творческой личности проникаются вечными идеями, архетипами и абстракциями, общечеловеческими «вечными» вопросами, проблемами и устремлениями.
Жизненные впечатления, как зерна, прорастают во внутреннем мире художника и рождаются идеи, замыслы, сюжеты, образы, символы, знаки, постепенно вырисовываются типы, характеры, обстоятельства и проявляются в воображении творящего как сложившиеся образные системы, претендующие на право объективной самостоятельной жизни.
Именно в совершенных способностях к созданию такой воображаемой «иной реальности», действующих в единстве с хорошо развитыми творческими («искусство муз») способностями и виртуозной техникой мастерства, заключается феномен творческого процесса. Данный творческий процесс можно выразить двумя последовательностями:
|
|
1. От объективной реальности через творящий субъект к художественной реальности;
2. От импрессии через экспрессию к интериоризации.
В основе любого творческого акта, как атрибута творческой личности, лежит творческий способ мышления, основывающийся с одной стороны на 4-х парах направлений в познании, а с другой – на концепции личности, своего творящего Я.
§ 1. Структура творческого способа мышления.
А
1. Творческие способности.
2. Сценические способности.
3. Импрессивные способности.
4. Экспрессивные способности.
5. Интериоризационные способности.
6. Умственные способности.
7. Гностические способности.
8. Эмпирические способности.
9. Эвристические способности.
10. Сенситивные способности.
Б
1. Ассоциативное мышление.
2. Ментальное мышление.
3. Формальное мышление.
4. Образно-символическое мышление.
5. Трансцендентное мышление.
6. Конструктивное мышление.
7. Аналитическое мышление.
8. Абстрактное мышление.
9. Аналоговое мышление.
10. Логическое мышление.
В
Интенциональность к:
1. Моделированию.
2. Созданию иного.
3. Трансляции.
4. Коммуникации.
5. Постижению.
6. Гармонии.
7. Становлению.
8. Преображению.
9. Воплощению.
10. Быть понятым.
Четыре ведущие пары направлений в теории и практике познания.
1. Рационализм и сциентизм. (Признание разума и научного опыта как основы познания).
2. Эмпиризм и сенсуализм. (Признание чувственного опыта и чувственности сознания – как достоверного источника познания).
3. Экзистенциализм и гносизм. (Признание поисковой функции сознания в решении «вечных вопросов», единственным смыслом познания).
4. Интуитивизм и иррационализм. (Признание интуиции и надсознательного как единственно достоверного средства познания).
|
|
Принципы построения, моделирования и формирования «Я – концепции».
«Я – концепция» - двухчастная динамическая система представлений и отношений человека к самому себе, в основе которой, заключается феномен взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообусловленности личности и окружающей действительности.
Часть 1.