Групповые методы в психоанализе других психологических школах Запада

Хотя сам Зигмунд Фрейд никогда даже не пытался проводить групповую психотерапию, целый ряд его последователей активно использовали психоаналитическое лечение в группах. В первую очередь нужно назвать Альфреда Адлера, ближайшего ученика Фрейда, который в отличие от своего учителя придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он, кстати, первым предложил термин "групповой анализ"), А. Вольф (в пику Барроу считал более верным термин "анализ в группе", он же ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие.

Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. В России былсвоеобразный "психотехнический бум" первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов. Другим направлением, реализовывавшим групповые методы в социальной практике, выступила педология. Групповые методы нашли свое применение в психотерапии. У нас в стране наиболее разработанной является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищева (С. С. Либих, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский, А. М. Свядощ, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.).

2. Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Мы в большей степени уделяем внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении.

В "Психологическом словаре" (1990) социально-психологический тренинг определяется как "область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н. Емельянов отмечает: "При этом термин "тренинг", по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением" (1985, с. 89). Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин "тренинг" трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: "Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций... "

3. Преимущества. Рассмотрены особенности, преимущества и недостатки групповой формы работы. На основании различных экспериментов были определены следующие объективные и субъективные преимущества групповой формы работы по сравнению с индивидуальной: Более универсальная способность к решению задач и более широкая основа для анализа за счет накопления знаний, объемов информации, различных способностей и опыта членов группы. Она обеспечивает основательное обдумывание возникающих проблем, учет интересов различных подразделений предприятия и адекватное реагирование. В группе происходит взаимная мотивация ее членов: каждый чувствует большую ответственность за выполнение задачи, стоящей перед группой, так как участвует в ее решении. При групповой работе члены могут учиться друг у друга, таким образом, открываются новые возможности для персонального развития и проявления индивидуальных способностей.  группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

 возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей;

 в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона";

 в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения.

4. Личностный рост — это развитие и раскрытие потенциала человека, его личности. Тренинги личностного роста — это психологические тренинги, направленные на качественные позитивные изменения. Они помогают человеку проходить этапы личностного роста, позволяют выйти за рамки стандартного мышления и стать свободнее, получить доступ к внутренним ресурсам, стать ближе к себе, а значит — стать счастливее. Тренинги личностного роста формируют умение принимать себя и свою природу, ставить перед собой цели и достигать их, управлять собой и своим образом жизни. Существует две формы тренингов личностного роста: групповые и индивидуальные (личностный коучинг). Группа обычно состоит из одного тренера и 7-15 участников. На занятиях у каждого участника есть возможность проявить себя, узнать много нового о себе и своём взаимодействии с миром и другими людьми. Индивидуальные тренинги разрабатываются под запросы конкретного клиента. Тренинги личностного роста помогают человеку выработать навыки дисциплины, стать более организованным, обрести вдохновение и уверенность в себе, учат относиться к миру позитивно и решать проблемы быстро и конструктивно. Они создавались для работы со здоровыми людьми и были направлены именно на рост личности, а не на ее лечение. Скорость личностного роста и эффективность тренинга всегда задаётся желанием и внутренними возможностями личности. Тренинги личност­ного роста будут полезны всем, кто хочет достичь новых вершин, улучшить свою жизнь, погрузиться внутрь себя и быть всегда в ладах с собой; всем, у кого много энергии и сил, а также всем, кто не боится открыть в себе что-то новое.

5. метод групповой работы по решению проблем, к-рый, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных т. зр. по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М.г.д. увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации. Теоретич. источником М.г.д. являются работы К. Левина. Исследования, проведенные под его руководством, показали, что групповая дискуссия способствует формированию более определенных мнений по проблеме, чем, напр., лекция, слушатели к-рой занимают, как правило, нейтральную позицию по отношению к содержанию проблемы. Мнения эти в ходе дискуссии объединяются вокруг наиболее крайних т. зр. (феномен "групповой поляризации"). Взаимная критика, необходимость обосновывать и отстаивать свое мнение способствуют более тщательной проработке как позитивных, так и негативных сторон каждого предлагаемого варианта решения. М.г.д. строится на идее группового взаимодействия и эффективной, оперативной обратной связи. Существует целый ряд форм организации групповой дискуссии. Наиболее известные из них - "мозговой штурм" (А. Осборн, 1949) и "синектика" (У. Гордон, 1961). "Мозговой штурм" - это метод активизации творческого мышления в группе. Для этого используются приемы снижения критичности и самокритичности у людей, раоотающих над решением творч. задачи, что ооеспечивается как прямой инструкцией, дающей установку на свободное от оценок и самооценок выражение творч. идей, так и созданием специальных условий работы в группе: запрет на критику предложений по решению проблем, поощрение комбинирования и развития идей друг друга и т. п. Ведущий группы предлагает проблему для обсуждения. Участники "мозгового штурма" должны предложить как можно больше вариантов решений за определенный, достаточно краткий период времени (от 15-20 мин. до нескольких часов). Ведущий задает вопросы на понимание высказываний, поощряет неожиданные ассоциации, необычные и даже фантастич. варианты решений. В ходе дискуссии преодолеваются мыслительные стереотипы, устраняются субординационные и др. соц. границы и запреты, к-рые участники сами ставят перед собой в процессе обычной работы над задачей. Группа должна быть как можно более разнородной по составу (участники имеют самую разнообразную профессиональную и соц. принадлежность), что позволяет получить необычные ассоциации, неожиданное развитие деталей того или иного варианта решения. После этапа конструктивной работы по выработке предложений начинается дискуссия для объединения и развития предложенных идей. Нередко участники "мозгового штурма" делятся на две подгруппы: "генераторов идей" и "критиков", работающих отдельно друг от друга над материалами, последовательно переходящими от одной группы к другой. Начинают "генераторы идей", затем "критики" обсуждают рез-ты их работы и возвращают их после соответствующей проработки и т. д. "Синектическая группа" - более или менее постоянная творч. группа людей разных специальностей, задачей к-рых является поиск небольшого числа оригинальных идей и их детальное рассмотрение. Большую роль играет использование различн. аналогий: прямых, личных (постановка себя на место обсуждаемого предмета), символических (отождествление характеристик одного предмета с характеристиками др.), фантастических. При этом допускается игнорирование известных положений и даже физич. законов. "Синектика" является эффективным способом стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем.

6. Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал. игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

7. методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа). При изучении структуры социальной перцепции, выделяются некоторые алгоритмы, механизмы межличностного восприятия, которые позволяют нам облегчить процесс восприятия и оценки людей, а также осуществляют роль проводника от внешнего восприятия человека, к оценки его внутренних качеств. К таким механизмам социальной перцепции относятся: 1) рефлексияпроцесс познания себя при общении с другим индивидуумом; 2) идентификация,эмпатия, аттракция, стереотипизациямеханизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения; 3) каузальная атрибуцияпроцесс прогнозирования изменений в поведении партнера. Для понимания самого процесса социальной перцепции, необходимо рассмотреть все нюансы функционирования ее механизмов. Метод – метафора дает возможность сделать объектом, предметом созерцания и воздействия для каждого человека его собственную внутреннюю жизнь.

8. Телесно-ориентированная терапия(TOT) — в центре концепции — орган, или энергия органная, требующая в индивиде свободного выражения.

Согласно В. Райху, если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами и сдерживанием, это приводит к ее извращенным проявлениям — в частности, в виде агрессии. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно — в виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости.

В силу единства души и тела можно воздействиями на тело — физическими и дыхательными упражнениями, массажем — высвободить энергию и облегчить душевные страдания.

Методы: 1) биоэнергетика, терапия В. Райха; 2) метод Фельденкрайза – формирование лучших телесных привычек (походки, осанки); 3) метод Александера – исследование поз и осанки; 4) структурная интеграция (Рольфинг), автор И. Рольф;

5) первичная терапия – направлена на разрядку примитивных чувств, которые были заблокированы в детстве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: