Предмет педагокики, задачи, место в сист.гуман.наук

Слово«педагогика»происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развиваласьв древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале ХVП в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагогаЯна Амоса Коменского.К современному времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками. Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); Объект познания науки педагогики - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет -воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека (для общества). Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования Педагогика относится к гуманитарным наукам. Она характеризуется тем, что опосредованно или непосредственно рассматривает взаимодействие людей, в процессе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности и т.д. Педагогика как учебная дисциплина состоит из разделов: 1. Теория воспитания 2.Теория обучения (дидактика). 3. Теория управления Задачи пед-ки 1. Накопление и систематизация пед. Знаний, вскрытие закономерностей обуч., воспит, образования. Закономерности в педагогике трактуются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах. 2. Прогнозирование в сфере образования. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами. 1.Изучение и обобщение пед. Практики и опыта. 2.Разработка нов. Методов, средств, форм обучения и воспитания, нов. Технологий. 3.Разработка механизмов внедрения результатов пед. Исследования в практику. Эта задача связана, прежде всего, с появлением рыночных отношений в сфере не только материального, но и духовного производства. Существует извечная борьба между традиционным и инновационным. Антрологика – педагогика обучения взрослых (в связи с непрерывностью образ.) Педаг. науки: - Общ. пед-ка (осн законы воспитания) - История педагогики (развитие пед. Идей и воспитания) - Сравнительная пед-ка (закономерности функционирования и развития обр. и воспит. Систем в разных странах путем сопоставления) - Возрастная педагогика (особенности волспитания чел-ка на различных возраст. этапах) - Специальная пед-ка (методы, принципы, содержание воспит. Образования человека с отв\клонениями физического развития) - Методика преподавания различных дисциплин - Профессиональная пед-ка (разрабатывает принципы. технологии воспит. И образования человека, ориентированного на конкетную проф. Деят-ть) Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой Связь пед-ки с др. науками: 1. Психологией (общий предмет изучения – воспитания, общий «О» - человек) 2. Физиологией и анатомией (для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых на разных возрастных этапах) 3. Социологией (изучение проблем социализаций личности) 4. Философией (является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период) 5.Экономика, Юриспруденция, Информатика, Статистика

2. Образование, сущность, социально-педагогические функции.

Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование — система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений. В настоящее время огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления. Образование составляется из того, что обучаемый приобрел в результате школьного обучения, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, приобретенных путем самообразования, и сведений, добытых путем стихийного (случайного) усвоения разнообразной информации. Наиболее надежная составная часть образования — школьная, приобретаемая в специально для этого созданных и контролируемых условиях. Она дополняется управляемым педагогами и контролируемым ими самообразованием обучаемых. В современных условиях человек располагает различными способами самостоятельного приобретения знаний из разных источников. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую. Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на (человека. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: