Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа

Политико-правовое учение Г.В.Ф.Гегеля (развёрнуто)

Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.

Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. События Французской буржуазной революции, оказали влияние на Гегеля и его политические воззрения. Значительное влияние на становление политико-правовых воззрений молодого Гегеля оказали также идеи Платона и Аристотеля, французского и немецкого Просвещения. Особый интерес Гегеля привлекает учение Руссо о воле, его взгляд на государство как на “всеобщую волю”.

Основные произведения:

· “Феноменология духа” (1807 г.),

· “Наука логики” (1812–1816 гг.),

· “Энциклопедия философских наук” (1817 г.).

· “Философия права” (1821 г.) (главное произведение!!!)

Основной принцип доктрины: истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. “Истинное действительно только как система”, – подчеркивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика – метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними.

Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа.

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Она освещает развитие сознания человека. В поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени:

· субъективный дух (антропология, феноменология, психология)

· объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность)

· абсолютный дух (искусство, религия, философия)

Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

Наука о праве есть часть философии. Теория права, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики.

В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой т ождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.

Задачу философии - постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства.

Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме: “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно”.

Интерпретации:

· леворадикальные течения - обоснование переустройства общества на разумных началах

· консерваторы оправдывали им существующие порядки.

· сам Гегель понимал под действительностью лишь то, что сложилось закономерно, в силу необходимости.

В произведениях Гегеля речь шла о том, что за всеми исторически преходящими и случайными общественными отношениями необходимо обнаружить их имманентный закон и сущность. С постижением сущности государства мыслитель связывал и решение вопроса о разумном (должном) политическом строе. Гегелевское решение проблемы сущего и должного в социальных отношениях позднее получило название эссенциализма (от лат. еssentiа – сущность).

Главная идея эссенциализма (как я поняла): нужно во всём дойти до сути понятия.

Гегель отрицал основной принцип естественно-правовой школы – противопоставление естественного права положительному. Право и основанные на нем законы, писал философ, “ всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью”. Гегель использовал термин “естественное право” в особом значении – как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право было философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. “Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным”. Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву".

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью.

Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа.

На страницах “Философии права” Гегель анализирует состояние свободы в современную ему эпоху, т.е. в Новое время. В соответствии с принципами диалектики развитие свободы до степени всеобщности рассматривается как логическое развитие идеи права, движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к конкретным – более глубоким и полным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow