Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
1.методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).
2.методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.
3.методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.
4.методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.
5.методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.
|
|
Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.
2. По характеру познавательной деятельности
- объяснительно-наглядный (репродуктивный)
- проблемное изложение
- частично-поисковый (эвристический)
- исследовательский
3. По дидактической цели
- методы изучения новых знаний
- методы закрепления знаний
- методы контроля.
4. По месту в структуре деятельности
Ю.К.Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю.Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:
1. методы организации и осуществления учебной деятельности,
2. методы ее стимулирования и мотивации,
3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
Методы обучения по источнику знаний:
- Словесные методы (лекции, беседы, дискуссии)
- Наглядные методы (схемы, модели, таблицы)
- Практические методы (лабораторная, практическая и др.работы)
Методы обучения по характеру познавательной деятельности (Скаткин):
- Объяснительно-иллюстративный метод
- репродуктивный метод;
- Проблемное изложение заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.
- Исследовательский метод предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.
Методы обучения:
- Активные
- Пассивные