Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебный план, учебная программа, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.
План:
1. Учебно-методическое обеспечение
2. Носители содержания образования:
1) Учебный план.
2) Учебная программа.
3) Учебник. Требования к учебнику.
4) Учебное пособие.
3. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.
1. Учебно-методическое обеспечение является важным пунктом в образовательном процессе, созданным для координации и реализации задач многоуровневого, многопрофильного и качественного образования.
Его цель - создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации, повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения.
Учебно-методическое обеспечение необходимыми материалами позволяет:
|
|
- преподавателям более эффективные применять оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении;
- студентам легче изучать трудные темы, быстрее провести сложные расчеты, лучше подготовиться к контрольной работе, экзамену, зачету и т.д.;
- учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов.
2. Носители содержания образования:
1) Учебный план — это нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.
Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:
1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения;
2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.;
3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
Таким образом, учебный план упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.
2) Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчиваетсякруг основных ЗУН, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Функции: обогащение учащихся ЗУНами, содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения.
3) Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
|
|
Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.
Требования к учебнику:
1. Дидактические, психологические, эстетические и гигиенические.
2. Должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным, фактическим материалом.
3. Должен содержать изложение подлинной науки.
4. Должен быть доступным для учащихся.
5. Должен учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления и памяти.
6. Должен развивать познавательный, практический интерес, потребность в знаниях практической деятельности.
7. Стимулировать волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения.
8. Например, по информатике можно использовать учебники Босовой Л., Семакина И., Угриновича Н. и составлять, опираясь на них календарно-тематичекие планы.
4) Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник. В учебном пособии допустим отход от учебной программы с целью более подробного изложения какой-либо темы. Учебное пособие может быть посвящено какой-либо одной теме учебной дисциплины.
Таким образом, учебник и учебное пособие – это информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.