Заключение

Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно только в определенных формах познавательной теоретической и практической деятельности.

Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.

М.О. отражают:

· Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи.

· Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

· Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Приемы обучения подразделяются на:

· Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

· Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.

· Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;

· Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;

· Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.

Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания.

Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом.

Используется:

· Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не знают;

· Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или помогает закрепить материал).

Особенности:

· Постановка познавательной задачи;

· Ясно осознаваемое теоретическое положение;

· Строгий, тщательный подбор фактического материала;

· Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и анализ выводов, индукцию и дедукцию;

· Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д.

· Формулировку выводов;

· Дополнительные разъясняющие моменты.

Рассказ – форма изложения учебного материала который носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

Виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение.

Требования к рассказу:

· Определенность темы и содержания;

· Эмоциональность;

· Наличие плана;

· Соблюдение структуры;

· Сочетание с другими методами обучения.

Рассказ может занимать самостоятельное место а может быть включен в процесс объяснения на разных его стадиях. Продолжительность рассказа не более 10-15 мин. в начальных классах, 30-40 мин.- для старших.

Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.

Требования к беседе:

· Строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся;

· Умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников.

Беседа – это всегда система вопросов, не простой набор элементов.

Вопрос должен быть четким и ясным по форме.

Избегать однообразия, монотонной манеры беседы.

Беседа, как метод обучения удобна для получения обратной связи. Учитель легко может определить степень усвоения материала. Беседа – неэкономный и сложный метод обучения.

Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из форм овладения учебным материалом.

Требования:

Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др.;

Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;

Учащиеся должны ясно представлять характер работы – какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т.д.;

Учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд;

Учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материла.

Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.

План самостоятельной работы:

· Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;

· Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;

· Руководство процессом выполнения работы, которая преимущественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструктивное указание;

· Самоанализ, самоконтроль;

· Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и ошибок, их разбор с учениками.

· Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину и т.д.

Самостоятельная работа проводится в виде подготовительных упражнений для усвоения нового, упражнений при изучении нового материала, упражнений в процессе закрепления и повторения, упражнений проверочных и контрольных работ, а также для самоконтроля.

Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую учебную деятельность.

Требования к демонстрации:

Объект должен быть хорошо виден всем;

В момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать, нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции.

Методы программированного обучения учебный материал подразделяется на отдельные порции, каждая из которых может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями, операциями, причем каждая последующая порция может быть усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.

Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.

Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.

Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).

Проблемные формы овладения учебным материалом – в сознании ученика формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.

Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.

Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.

Словесные методы - если ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).

Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.

Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.

Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.

Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

Требования к методам обучения:

· Направленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников.

· Научность методов.

· Доступность метода его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

· Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.

· Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

М.О. зависят:

· От общих и конкретных целей обучения.

· От психологических, возрастных особенностей школьника.

· От анатомо-физических особенностей организма учащихся, работоспособности, утомляемости, особенности нервной, сосудистой и т.д. систем организма.

· От материально-технической оснащенности школы.

· От сложившихся традиций в педагогике, в школе, в опыте учителей.

Пассивные методы обучения:

· Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).

· Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).

· Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление).

Активные методы обучения:

· Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).

· Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).

Классификация методов обучения Махмутова М.И.:

·. Методы преподавания

· Информационно- сообщающий;

· Объяснительный;

· Инструктивно-практический;

· Объяснительно-побуждающий;

· Побуждающий.

· Методы учения

· Исполнительный;

· Репродуктивный;

· Продуктивно-практический;

· Частично-поисковый;

· Поисковый.

Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах, которые призваны упорядочить учебный процесс в образовательных учреждениях.

Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом студентов и слушателей, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель излагает учебный материал для всей группы, ставит одинаковые задачи, а студенты решают одну проблему, овладевают общей темой. Фронтальная форма организации учебной деятельности обучаемых обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню профессионального образования. Однако такая работа не может быть универсальной, так как при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого студента, слушателя.

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек, но чаще средняя численность составляет 3-5 студентов, слушателей). Групповая работа обучающихся может применяться для различных целей: решения задач и упражнений, выполнения лабораторных и практических работ, изучения нового материала. Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает обучаемых к коллективным методам работы.

При индивидуальной работе каждый студент получает задание, которое он выполняет независимо от других. Поэтому индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности обучающихся. Индивидуальная форма организации учебного труда особенно целесообразна для таких видов работ, в которых могут более ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности обучаемых. При одних и тех же задачах обучения, подобрав систему индивидуализированных заданий, можно отрегулировать темп работы в соответствии с индивидуальными возможностями обучаемых.

Индивидуальные формы наиболее целесообразны при выполнении различных упражнений, задач. Они успешно применяются при программированном обучении, а также для углубления знаний и ликвидации пробелов в изучении материала у студентов и слушателей. Индивидуальная работа имеет особое значение для формирования потребности в самообразовании и выработки соответствующих навыков самостоятельной работы.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа обучаемых по-разному может сочетаться в рамках отдельных организационных форм обучения, создает вариативные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.

Курсовая система обучения предполагает многообразие видов учебных занятий, проводимых с различными по составу коллективами обучающихся: лекции - с потоками (курсами) студентов и слушателей, практические, лабораторные, семинарские занятия - с группами и подгруппами студентов и слушателей; спецсеминары, факультативы – с группами, сформированными по интересам; различные виды практики – с отдельно сформированными группами и т. д.

Ведущим признаком для классификации организационных форм обучения служат их дидактические цели. Дидактические цели определяются полнотой цикла педагогического управления и руководства учебной деятельностью обучаемых, включающего их подготовку к овладению новым материалов, усвоение новой информации, выполнение упражнений и решение задач для овладения умениями и навыками, контроль и коррекцию.

Каждая организационная форма обучения имеет несколько дидактических целей, однако среди них могут быть выделены ведущие, то есть такие, в которых заключено главное назначение той или иной организационной формы. Например, лекции позволяют решить комплекс дидактических целей - предъявление новых знаний, их мотивацию и обобщение, однако ведущая дидактическая цель лекции - предъявление учебной информации. На практических занятиях у обучающихся закрепляются и систематизируются знания, однако ведущей дидактической целью является формирование практических умений.

Список использованной литературы.

· Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005 г.

· Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.

· Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

· Педагогика.Уч.пос./Пидкасистый П. Год издания: 2010

· Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по соц. педагогике. Год издания: 2010

· Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педаг.В 20кн. Кн.1,2. Год издания: 2012

· Шпаргалка по общим основам педагогики. -Новосибирск:Сиб.унив.изд.,2011.-32с. Год издания: 2011

· Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд

·. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

· Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2006. (Серия «Учебник нового века»)

· Бордовская Н.В., Реан А.А. "Педагогика".2008г.в.

· Подласый И.П. "Педагогика. Новый курс: Книга 1, 2" 2005г.в.

· Воронов В.В., Журавлев В.И. и др. "Педагогика".2005г.в.

· Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. "Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов."2006г.в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: