Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Исполнительская школа Г.Г. Нейгауза, ее педагогические принципы




Г.Г. Нейгауз – пианист, педагог, публицист и музыкально-общественный деятель.

Как замечает В. Дельсон, Нейгауз-артист, с его стихийной темпераментностью и взволнованной романтикой, сурово-углубленной сосредоточенностью и мужественной, благородной патетикой, совершенно неотделим от облика Нейгауза-педагога. В классе – он горячо убеждающий, едко иронизирующий, до боли страдающий от каждой неудачи своего ученика и всем сердцем радующийся каждому его достижению, а главное, поясняющий свои мысли за инструментом – он был все тем же пламенным артистом и художником.

Нейгауз-публицист, со своей склонностью к импровизационным обобщениям или далеким, подчас сложным ассоциациям, не представлял другую сторону того же облика тонкого музыканта-психолога, музыканта-мыслителя, артиста. Широта его культуры, его разносторонняя эрудиция находились в неразрывной связи с чуткой эмоциональной отзывчивостью и чисто художническим острым восприятием жизни [В. Дельсон, С. 5-6].

На становление музыкального сознания Г. Нейгауза сыграло влияние брата матери, одаренного музыкального педагога, пианиста и дирижера Ф.М. Блуменфельда (учителя А. Дубянского, В. Горовица, С. Барера, М. Гринберг и др.), дружба с родственником Каролем Шимановским, впоследствии известным польским композитором. В семь-восемь лет Г. Нейгаузом овладело всеохватывающее влечение к музыкальной импровизации. Школа его отца Густава Вильгельмовича являлась центром музыкально-педагогической жизни Елисаветграда.

В 1904 г. Г. Нейгауз дебютировал на Вестфальском музыкальном фестивале в Дортмунде, затем в Бонне, Кельне, Берлине и других городах Германии. Под руководством знаменитого Леопольда Годовского Г. Нейгауз работал над пьесами Шопена. (Тезис Л. Годовского: «Лучше всего играет тот, кто яснее и логичнее доносит текст»). Встречи с Л. Годовским сыграли в формировании Нейгауза такую же роль, как в детские и отроческие годы встречи с Ф. Блуменфельдом.

В 21 год Нейгауз выступает во Флоренции, где исполняет произведения Баха. Газета «Nuove Giornale» писала, что «Нейгауз привел в восторг своей удивительной техникой и показал себя первоклассным артистом в интерпретации классических сочинений Баха». Положительные отклики были и в английской прессе. Не осталось бесследным знакомство с пианистическим творчеством с крупнейшим шопенистом Артуром Рубинтшейном.

Весной 1915 г. Нейгауз знакомится с С.С. Прокофьевым. Нейгауз становится страстным поклонником музыки Прокофьева, ее ревностным исполнителем.

В 1916-1918 гг. Нейгауз проживает в Тифлисе, преподает в Тифлисском отделении РМО, много концентрирует, в конце лета 1918 г. переезжает на Украину, концертирует. В программах звучали полонезы, вальсы, мазурки, баллады Шопена. Позже, работая в Киевской консерватории, продолжает выступать в клубах и красноармейских частях. Репертуар пианиста обогащается, а концертная деятельность принимает подчеркнуто просветительский характер. Особенно успешно выступает с произведениями Шопена, в интерпретации которого обнаруживает глубокое проникновение в самую сущность музыки, специфику стиля. Неповторимое обаяние и благородство шопеновских образов чутко воплощаются в его одновременно и трепетном и мужественном исполнении. Так выкристаллизовывается облик Нейгауза-шопениста.

Многие выступления пианиста, например, его программы из 10 сонат Скрябина (в двух вечерах) – события в музыкальной жизни столицы. Д. Житомирский писал: «Для многих слушателей это было открытием и Скрябина и Нейгауза: весь скрябинский мир, с его пламенностью, стремительными взлетами, томлениями, - все это, казалось, исходило от личной настроенности и воли исполнителя. Нейгауз будто не исполнял Скрябина, а тут же на эстраде исполнял его музыку» [Житомирский Д. Генрих Нейгауз. // Музыкальная жизнь. – 1958. - № 7. – С. 15].

Начав в 1922 г. педагогическую деятельность в Московской консерватории, Нейгауз становится одним из ведущих профессоров ее фортепианного факультета. Творческая атмосфера, господствовавшая в его классе, увлекала одаренную молодежь. Учиться у Нейгауза было трудно: он занимался беззаветно, давал много, но много и требовал. Слабые духом и волей не выдерживали его «страстной» педагогики, иронии, едкой насмешки. Он любил заниматься «на людях», преподавать «публично», «как на эстраде», в его классе почти всегда было много «посторонних». Класс превращался в трибуну, но трудно сказать, что впечатляло больше, - блестящее красноречие или личное обаяние, «показ» за инструментом или задушевная беседа, удивительнейшая способность «направлять» игру ученика властным дирижерским взмахом или яркие ассоциации и сравнения. Говорилось не об одной музыке … но всегда, прямо или косвенно, в связи с ней. Нейгауз-педагог был лишь другой стороной Нейгауза-артиста, а Нейгауз-артист – Нейгауза-человека [Дельсон В., С. 26-27].

Педагогическая деятельность Г. Нейгауза блистательно развернулась в конце 20-х и в 30-е годы ХХ века. Под его влиянием в 30-е годы окончательно оформляются дарования Теодора Гутмана, Якова Зака, Эммануила Гроссмана, расцветает талант Эмиля Гилельса, позже – шлифуются индивидуальности Святослава Рихтера, Анатолия Ведерникова, Юрия Муравлева, Татьяны Гольдфарб, Станислава Нейгауза, Евгения Малинина, Маргариты Федоровой и многих других.

С 1932 г. имя Нейгауза-педагога получает прочное признание за рубежом (Когда Гутман и Гроссман успешно дебютировали на Втором международном конкурсе имени Шопена в Варшаве). В 1936 г. Э. Гилельсу присуждается 2-я премия на Международном конкурсе пианистов в Вене. В 1937 г. Я. Зак с триумфом выступает на Третьем международном конкурсе имени Шопена в Варшаве (1-я премия). В 1938 г. Э.Гилельс получает 1-ю премию на Международном конкурсе пианистов в Брюсселе. Пианистическая школа Нейгауза становится фактором международной музыкальной жизни. Достижения Нейгауза в концертной жизни и в музыкальной педагогике – его особый, индивидуально-неповторимый и живой творческий процесс.

У Г. Нейгауза было все, что необходимо для музыканта-педагога: ум, чуткость, замечательный вкус, шитрокий кругозор, наблюдательность, красноречие, обаяние, настойчивость и энергия, а главное – музыкальная увлеченность, то, что действовало неотразимо на учащихся и заставляло их самих увлеченно работать [С. 30].

В 1934-1937 гг. Нейгауз работал в качестве директора Московской консерватории.

В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» («Записки педагога») (1958, 1961), Нейгауз суммирует свои устные и печатные высказывания за предыдущие годы, немало мыслей высказываются впервые. Книг, несмотря на импровизационность изложения, раскрывает художественную концепцию, эстетическое кредо вдохновенного музыканта и педагога, раскрывает жизнь Нейгауза. В своих публикациях, вышедших уже после первого издания книги (статьи о Заке, Гринберг, Клайнберне, Рихтере, Мясковском, Обуховой, Софроницком, Полякине, Метнере, Маркевиче, Блуменфельде, Микеланджели, а также статьи «Мысли о музыке», «Мой Шопен», «Опять Моцарт и Сальери», «О последних сонатах Бетховена» и др.) высказывания Нейгауза уточняются, развертываются и конкретизируются.

Постоянные занятия в классе, состоящем в среднем из трех десятков человек, показательные уроки, консультации, семинары, обязательное присутствие на ряде студенческих экзаменов, вечеров, не говоря уже о совещаниях, заседаниях на кафедре и т.д.

О его концертной деятельности пишут А. Альшванг, Г. Коган, С. Шлифштейн, В. Городинский, М. Гринберг, Д. Рабинович, Я. Мильштейн, Д. Житомирский, Л. Баренбойм, К. Аджемов и др. Его педагогическая деятельность исследуется в ряде дипломных и диссертационных работ в Московской консерватории. В 1939 г. Б.Л. Яворский прочитал лекцию для аспирантов Московской консерватории «Об исполнительском стиле Нейгауза».

В годы Великой Отечественной войны Нейгауз жил в Свердловске, Омске, занимался педагогической и концертной деятельностью. В конце 40-х и первой половине 50-х гг. Г. Нейгауз много выступает в Москве, в его репертуаре занимают все более видное место произведения Н. Мясковского, Ан. Александрова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Крейна и Ю. Крейна и др. В своем исполнительстве и педагогике он был неизменно принципиальным до конца.

Взгляды Г. Нейгауза на искусство.

Нейгауз касается взглядов на конкретный музыкальный стиль, на композитора и исполнителя, на данное произведение и его «интерпретаторскую транскрипцию» почти всегда косвенно, опосредованно, в связи с более частными вопросами музыкального искусства, в первую очередь как художник, и лишь затем – как эстетик, публицист.

Размышления Г. Нейгауза приводят к одной из самых важных проблем эстетики исполнительства – проблеме свободы и обусловленности исполнительского творчества и, в связи с этим, - воспитания исполнительского вкуса, проблеме, занимающей огромное место в его педагогической и музыкально-публицистической деятельности.

Его путь как пианиста – это путь к постепенному «обуздыванию» личной свободы и индивидуального исполнительского вкуса рядом основных эстетических закономерностей:

- категория прекрасного;

- прогрессивная этичность главной идеи, соответствие содержания и формы, логичность развития, архитектоническая гармония, подчинение второстепенного главному, абсолютная необходимость всех элементов и наибольшая последовательность их организации и т.п.;

- категории социально-исторические, связанные с данной эпохой, стилем, обликом и характером композитора;

- образы, присущие данному произведению.

В задачу творческой интерпретации, согласно концепции Нейгауза, входит:

- выражение объективных особенностей содержания и формы исполняемого произведения;

- субъективное выражение своего отношения к этим особенностям.

Вывод: Нейгауз стоит за индивидуальное исполнение и против произвольного исполнения.

Всякое выражение своего исполнительского «Я» в разрез с этими объективными особенностями или выражение своего исполнительского «Я» вообще, вне зависимости от них (артистичность – как самоцель), создает фальшь, нарочитость, претенциозность, «наложение» посторонней и чуждой исполнительской интонации на интонации самой музыки, а в конечном счете – антагонистическое противоречие между исполнителем и исполняемым.

Новаторский поиск в искусстве был Нейгаузу в такой же степени близок, как и классическая традиция. Он знал, что подлинное творчество – всегда новизна.





Дата добавления: 2015-06-13; просмотров: 1046; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 6466 - | 5492 - или читать все...

Читайте также:

 

54.224.203.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.


Генерация страницы за: 0.009 сек.