Межличностные отношения между сверстниками

Сущность социализации.

Воспитание – часть процесса социализации, рассматривается как целенаправленная и сознательная социализация.

Воспитание - ускоренный механизм процесса социализации.

Воспитание – инструмент ускорения и корректировки социализации, которое строится на основе общих принципов.

Принципы воспитания:

1. культура сообразности;

2. целостности;

3. непрерывности;

4. природосообразности;

5. гуманизма.

Механизмы социализации.

1. Подавление – исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль.

2. Вытеснение – произвольное подавление.

3. Изоляция – человек вытесняет эмоциональные компоненты неприятных впечатлений.

4. Самоограничение – иногда человеку кажется, что его достижения менее значимы, чем достижения других людей.

5. Проекция – приписывание собственных нежелательных черт другим, что защищает человека от осознаниях их в себе.

6. Идентификация – отождествления себя с другими субъектами.

7. Интроекция – построение личности.

8. Эмпатия – сопереживание другому человеку, проникновение в его переживания.

9. Интеллектуализация – человек переживает страх и тревогу.

10. Рационализация – человек изобретает логические суждения и умозаключения для ложного объяснения своих психических состояний, которые неудовлетворенны.

11. Аннулирование действий – предотвращение какой-либо неприемлемой мысли, чувства.

12. Сублимация – перевод любого инстинктивного влечения в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность.

Классификация и общая характеристика факторов социализации.

Факторами социализации называют обстоятельство, условие побуждающие человека к активности, к действиям.

Мудрик выделил основные факторы:

1. Макрофакторы – влияние социализации на всех жителей планеты.

2. Мезофакторы – группа людей, выделяемых по национальному признаку.

3. Микрофакторы – социальные группы, оказывают влияние на конкретных людей.

Макрофакторы

На развитие человека оказывают влияние географический фактор или природная среда. Общественное сознание четко фиксирует систему новых проблем, которые получили название глобальные факторы. Каждый человек должен понимать свою индивидуальную ответственность за увеличения числа и масштабов, происходящих глобальных катаклизмах.

Мезофакторы

Рассматривается проблема, связанная с вопросом о взаимосвязи природы и этноса, так как у каждого народа существует своя среда обитания. В каждом этническом объединение складываются свои виды деятельности, различный семейный опыт и т.д.

Микрофакторы

Общество осуществляет социализацию через различные институты – общепринятые нормы, традиции, обычаи, государственные и общественные учреждения и организации.

Этнические особенности и их роль в социализации.

Этнос – это исторически сложившиеся на определенной территории устойчивое совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, осознания своего отличия от других подобных образований.

Влияние этноса.

Этнос, как фактор социализации подрастающего поколения нельзя игнорировать. У мальчиков основное внимание уделяется самостоятельности, стремления к успеху, у девочек – чувство дома и заботливости. Все народы стремятся воспитать детей трудолюбивыми, смелыми и честными.

Этнические особенности:

1. Витальные (жизненно важные);

2. ментальные (духовные).

В России существует большое количество этносов. Выделяют различные типы межкультурных контактов:

1. «Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную культуру в пользу чужой.

2. «Шовинист» - приверженец собственной культуры.

3. «Маргинал» - колеблется между двумя культурами.

4. «Посредник» - синтезирует обе культуры.

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культуры и приспособлений к новой среде.

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образов жизни.

Существенными факторами социализации является тип населения, в котором живут дети, юноши, подростки, взрослые люди.

Особенности социализации в условиях городского образа жизни.

Современный город – сосредоточение материальной и духовной культуры общества. За единицу времени получают большой объем информации. Важным является архитектура, транспорт, города, учреждения. Город предоставляет личности больше возможности для развития.

Особенности социализации в условиях сельского образа жизни.

В жизни сел сохраняются элементы соседской общины. Для села характерна открытость, отсутствия большого различия между жителями.

Особенности социализации в условиях поселкового образа жизни.

Открытость жизни каждого человека, семьи. В поселке никто не считается нужным мнением окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети и взрослые участвуют на равных отношения. Уровень общения характеризуется бедностью.

Средства массовой коммуникации и их роль в процессе социализации.

Синонимами понятия «массовая коммуникация» является понятие «массовые информационные процессы», «массовая информация».

Массовая коммуникация – содержание, направленность, выражающая интересы больших социальных групп.

Массовые информационные токи – могут идти сверху (от правящих групп к другим социальным группам) и снизу вверх (обратная связь), по горизонтали (информация социальных групп и другое образование).

Функции:

1. Социальные ориентировки – информация о социальных группах, явлениях получаемая из средств массовой информации.

2. Аффинации – потребность человека чувствовать себя членом определенных групп.

3. Контакт – потребность личности в связях с другими людьми.

4. Самоутверждение – получение человеком информации, подтверждающие его ценности.

5. Эмоциональные разрядки – развлекательные программы, публикации, которые выполняют роль отвлекающих факторов.

Таким образом, психологи констатируют, что у современных школьников происходят изменения в психики в связи с внедрением компьютеров. Появляется термин «компьютерная психология».

Семья, как институт социализации.

Образование семьи зависит:

1. стремление избежать одиночество;

2. желание иметь детей;

3. реализация потребности в эмоциональном контакте;

4. понимание, создание психический «низших»;

5. поиска способов, механизмов психической защиты.

Классификация функций семьи:

1. специфическая;

2. репродуктивная»

3. не специфическая;

4. охранительная;

5. накопление и передача статуса.

Классификация семей:

- современные;

- традиционные.

Таким образом, в каждой семье складов неповторимая психология, структура семейных отношений, специфическая система воздействий.

Общество сверстников, как фактор социализации.

Виды отношений между сверстниками:

1. функционально-ролевые

2. эмоционально-оценочные;

3. личностно-смысловые.

Особенности отношений в различном возрасте:

1. Дошкольники – отношения ситуативные и неустойчивы, часто ссорятся и быстро мирятся.

2. Младшие школьники – предпочтения товарищей, которые определяются в наибольшей степени успехами в учебе. Отношения устойчивы, выделяются популярные дети.

3. Подростки – главное общение со сверстниками.

4. Юношеский – определения места в мире, становление взрослыми.

И.И.Кон выделил функции общения:

1. общение как важнейший канал общения;

2. общение – это специфический вид деятельности межличностных отношений.

3. общение – это специфический вид эмоционального контакта.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «социализация».

2. Перечислите механизмы социализации.

3. Раскройте факторы социализации.

4. Опишите семью, как институт социализации.

5. Охарактеризуйте межличностные отношения между сверстниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: