Развитие познавательных процессов у ребенка

Содержание школьного образования.

Все способы действия, которым мы обучаем учеников в школе, не являются случайными. Они опираются на общие принципы построения действий в той или иной области человеческой деятельности.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова строится на том, что мысль ученика при обучении должна двигаться от общих положений к частным.

По Д. Б. Эльконину - В. В. Давыдову основу содержания обучения должна составлять система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете, а не набор правил, определяющих множество способов действия при решении частных задач.

Тип учебной активности учащихся и соответствующие методы обучения.

Традиционное обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа. Учитель демонстрирует образец предлагаемого для усвоения способа решения, доходчиво объясняет его и обеспечивает надежный контроль за правильностью его применения при решении тренировочных задач.

Именно эти три составляющие (показ, объяснение и контроль) определяют сущность тех методов, на которые опирается традиционное обучение.

В условиях развивающегося обучения учителю предстоит организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед нами задачи, т. е. поискового (творческого) типа.

Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия - таковы три составляющие развивающего обучения.

Особенности взаимодействия учащихся.

Характер отношений между учителем и учеником строится по принципу делового сотрудничества. Учитель не ведет ученика за собой, а лишь помогает ему определить очередную цель и отыскать оптимальный путь к ней.

В условиях развивающего обучения, опирающегося на учебно-поисковую деятельность учащихся, индивидуальная форма организации учебного процесса в любых ее вариантах оказывается неприемлемой. Для того чтобы каждый ученик мог действовать, как субъект учебно-поисковой деятельности он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с одноклассниками.

Понятно, что такой диалог возможен лишь при активном участии учителя. Задача учителя состоит не столько в том, чтобы дать оценку той или иной точки зрения учащихся, сколько в том, чтобы своевременно выявить эти точки зрения, помочь ученикам сформулировать их, найти нужные аргументы и контраргументы при их анализе и оценке.

Цель образования.

Любая система обучения предназначена для достижения целей образования. Именно этим следует руководствоваться, решая вопрос, какой из них отдать предпочтение.

Если же намеченная цель образования состоит в том, чтобы воспитать человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения, следует предпочесть данную систему. Конечно, она не гарантирует, что эта цель образования будет достигнута, но она создает реальные предпосылки и условия для достижения данной цели.

Доступность и посильность предлагаемых программ. Существует ли перезагрузка обучающихся.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста могут существенно изменяться в зависимости от условий, в частности от содержания и методов школьного обучения. Поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными.

Современная школа страдает от перегрузки учащихся, причем в качестве ее основного источника указывают перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.

В обучение системы научных понятий, обеспечивающей осмысленность практических умений, которыми предстоит овладеть младшим школьникам, не только не влечет за собой дальнейшей их перегрузки, но и способствует ее устранению. Во-первых, системный характер учебного материала позволяет существенно сократить время на его изучение, ограничив учебную нагрузку учащихся 1-3 классов 20-24 уроками в неделю. Во-вторых, перенос центра тяжести в обучении с запоминания отдельных правил на усвоения общих принципов построения практических действий позволяет существенно сократить число упражнений, необходимых для выработки соответствующих навыков, и тем самым уменьшить объем домашних заданий. В-третьих, не менее существенным является то обстоятельство, что интенсивное развитие учебно-познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности и овладения способами ее осуществления резко снижают уровень учебной тревожности, являющейся одним из наиболее мощных факторов, отрицательно воздействующих на работоспособность и состояние здоровья школьников. Все это позволяет утверждать, что программы развивающего обучения вполне посильны для учащихся младшего школьного возраста, и не сопряжены с какими-либо отрицательными последствиями для их здоровья.

Развитие ребенка. Мышления.

Основное направление развития мышления в школьном возрасте - переход от конкретно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Теоретическое мышление позволяет ученику понять сущность изучаемого предмета, определить закономерности его функционирования и преобразования и построение действий с этим предметом.

Возникновение и развитие теоретического мышления является одним из важнейших результатов развивающего обучения. Наличие или отсутствие такого типа мышления - достаточно убедительный показатель того, достигнута ли одна из главных целей развивающего обучения.

Развитие восприятия, воображения и памяти.

Мышление, направленное на поиск новых свойств предмета, оказывается мощным стимулом для развития восприятия, наблюдательности и творческого воображения. Особенно ярко влияние типа мышления обнаруживается в развитии памяти школьников:

1. Знания являются результатом поисково-исследовательских действий, их
усвоение обеспечивается механизмами непроизвольной памяти, которая
получает мощный импульс для своего развития.

2. Будучи направленным на выявление определенных свойств предмета,
теоретическое мышление предполагает установление их содержательных
связей с уже известными свойствами, а форма знаний о предмете
оказывается носителем их содержания. Так в деятельности
учащихся появляется познавательная учебная задача, решение которой
опирается на понимание связи между формой изложения знаний и их
содержанием.

3. Учащиеся получают предельно расчлененную, целостную, содержательно
осмысленную картину формы изложения. Это обеспечивает возможность не
только надежно удерживать ее в памяти, но и воспроизводить именно те
фрагменты, которые оказываются необходимыми в процессе последующего
решения задач. Особенностью теоретического мышления является его обращенность не только вовне, на объект действия, но и внутрь, на себя, на свои основания, средства, способы. Ученики оказываются способными не только запомнить и воспроизвести различный учебный материал, но и осознать, как именно они это сделали, критически оценить средства и способ запоминания и воспроизведения.

Следует подчеркнуть, что формирование памяти такого типа является одной из важных предпосылок перехода к самостоятельным формам учебной деятельности, которой школьникам предстоит осуществлять в подростковом возрасте.

Формирование мотивационной сферы.

Из всего изложенного следует, что результаты обучения по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова состоят не столько в каких-то феноменальных показателях умственного развития, сколько в общей направленности этого развития. Поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект учения. Именно это обстоятельство с самого начала побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к его результатам. К концу младшего школьного возраста этот интерес приобретает устойчивый и обобщенный характер.

О силе учебного интереса свидетельствует и тот факт, что школьная отметка утрачивает свои стимулирующие функции - ученики как бы «забывают» о ее существовании. Вместе с тем все большое значение для них приобретает содержательная оценка способов и результатов, а к концу младшего школьного возраста - их самооценка, которая становится все более объективной и критической.

Развитие эмоционально-нравственной сферы.

Развивающее обучение оказывает существенное воздействие и на развитие эмоциональной сферы учащихся.

Учебный процесс представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой, своей некомпетентностью. Только понимание причин, породивших проблему, снимает внутреннее напряжение, порождая чувство удовлетворения проделанной работой. Иными словами, поисково-исследовательская учебная деятельность немыслима без опоры на чувства, связанные с оценкой школьником себя самого как субъекта учения.

Если процесс решения поисково-исследовательских учебных задач является мощным стимулом к развитию чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения, то развертывающее в процессе решения этих задач общение оказывается источником интенсивного развития чувств, обращенных «вовне, на других людей.

Именно в процессе учебного общения у младших школьников появляется и быстро крепнет чувство уважения к другому человеку, к его позиции, мысли, которое отделяется от личных симпатий и антипатий, как бы «поднимаясь» над ними. Новым содержанием наполняется столь присущее уже ребенку - дошкольнику чувство справедливости. Интенсивно формируется чувство собственной ответственности за общее дело. Иными словами, учение, приобретающее форму общения, стимулирует развитие того комплекса чувств, которые в конечном итоге определяют нравственный облик личности.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание школьного образования.

2. Перечислите особенности взаимодействия учащихся.

3. Проанализируйте доступность и посильность предлагаемых программ.

4. Охарактеризуйте развитие познавательных процессов у ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: