Педагогические отклонения

• Нарушение образовательного стандарта

• Надомное обучение

• Трудновоспитуемость

• Педзапущенность

Социальные отклонения

Билет 29. Сфера жизнедеятельности как предел распространения активности личности

В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения предела распространения активности личности, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей.

На каждом возрастном этапе человек включается во множество таких сфер, но их влияние на развитие личности меняется: одни становятся доминирующими, другие служат фоном развития. Выделяются такие сферы, как трудовая (производственная), игровая (досуговая), учебно-познавательная (образовательная), общение (коммуникативная).

Доминирующими сферами жизнедеятельности личности в школьные годы являются:

а) учебно-познавательная деятельность, в которой реализуется активность, направленная на познание мира, окружающих людей, себя, на преобразование действительности и самого себя;

б) игровая деятельность, в которой реализуется гедонистическая потребность (потребность в получении удовольствия, наслаждения и других положительных эмоций);

в) деятельность общения, в которой активность человека как субъекта направлена и реализуется во взаимодействии с другими людьми.

1.

2.

3.

4.

5. Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности.

· Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат (например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции).

· Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о дру­

гом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия.

· Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящем его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практи­

ческого общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: