Выделяют следующие типы взаимодействия
1. Кооперация – координация единичных сил участников. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, основные черты совместной деятельности:
а) разделение единого процесса деятельности между участниками;
б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.
Важным показателем тесного «кооперативного» взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.
2. В случае конкуренции наблюдаются взаимодействия, расшатывающие совместную деятельность, представляющие препятствия для нее. Наиболее яркое проявление – конфликт.
Для эффективного взаимодействия важны адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Различают три основных стиля взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой (стиль приветствий, вопросов при встрече, любые ритуализированные ситуации: день рождения, свадьба, юбилей), его целью является поддержание связей с социумом, представления о себе как о члене общества. Человек, использующий манипулятивный стиль, стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «средств» для достижения своих целей. Общение при гуманистическом стиле предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.
|
|
Перцептивная сторона общения. Эффекты восприятия.
Процесс восприятия одним человеком другого может быть условно назван перцептивной стороной общения.
В общем, можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешних данных и поведения мы «читаем» другого человека, пытаемся понять его намерения и поступки.