double arrow

Предисловие 6 страница


Ольга Фёдоровна:

— Имеет ли значение то, о чём я беспокоюсь, — страхи о своём здоровье либо беспокойство за сына — он офицер и служит в так называемой горячей точке?

Ведущий:

— Нет, не имеет значения. Вы представляете себя боящейся либо заболеть, либо боящейся за жизнь и здоровье сына. Выберите какой-то один страх. Потом, когда научитесь взаимодействовать с одним страхом, возьмётесь за другие.

Ольга Фёдоровна:

— Я увидела себя со стороны, спешащей к звонящему телефону в страхе, что сообщат какую-то трагическую новость про сына.

Ведущий:

— Получается, что звонящий телефон запускает страх за сына?

— Совершенно верно, — говорит Ольга Фёдоровна, — именно телефонный звонок причина страха. Я пыталась отключать телефон, но это не помогает, а, наоборот, ухудшает состояние, так как начинаешь рисовать ещё более страшные картины.

Ведущий:

— Только что мы с вами определили пусковую картинку. Это звонящий телефон.

2-й этап

Ведущий:

— А теперь такой вопрос: как бы вы избавились от этой негативной картинки? Существует несколько вариантов: картинку на мысленном экране можно отодвинуть подальше от себя. С увеличением расстояния уменьшаются размеры картинки. Вы можете мысленно отодвинуть её вдаль и уменьшить до точки. Можно картинку поместить на экран телевизора. Представьте, что выключили телевизор и вместо изображения появилась светящаяся горизонтальная полоса, которая сократилась до точки. Экран погас.




Такой ещё вариант: мысленно свою «страшную» картинку вы рисуете на стекле цветными мелками, потом берёте мокрую тряпку и стираете всё нарисованное.

Доносится голос из зала:

— Хорошо. А что дальше делать? И для чего это нужно?

Ведущий:

— Сейчас объясню. Переходим к следующему этапу.

3-й этап

Ведущий:

— А теперь нам нужно вспомнить ранее созданный «Я»-образ себя — счастливого человека. Я сейчас обращаюсь к вам, Ольга Фёдоровна. Представьте себя в образе счастливой матери и ответьте на следующие вопросы: «Что я увижу, услышу, почувствую, будучи счастливой матерью?» Представляйте себя ярко, сочно, в деталях и подробностях.

У всех получается? Постарайтесь удержать этот образ подольше, насладитесь образом счастливого человека. Отвлекитесь на минуту. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Можете и мне улыбнуться.

4-й этап

Ведущий:

— Снова вспомните негативную картинку, в которой вы испытываете ваши страхи. Снова уберите её с вашего ментального экрана и нарисуйте «Я»-образ себя счастливого. Удержите этот образ перед собой несколько минут, наслаждаясь увиденным.

Отвлекитесь. Улыбнитесь. Повторите процесс ещё раз, быстро меняя одну негативную картинку на другую — позитивную. Всего таких циклов необходимо семь—десять. Доведите всё это до автоматизма.



5-й этап

Сидящие в зале увлечённо выполняют задание. Примерно через две минуты девушка в центре зала поднимает руку:

— Вы знаете, я сделала такую замену всего четыре раза. После чего негативную картинку вообще не удавалось вспомнить. Так бывает?

Ведущий:

— В этом и есть смысл всего того, что вы проделали с вашими страхами. Если несколько раз поменять образы с одного на другой и довести этот процесс до автоматизма, то потом негативную картинку приходится, что называется, выдирать из памяти. А она уже вспоминаться не хочет.

Давайте теперь проведём проверку.

Как там поживает телефон, который может принести трагическую весть?

Встаёт Ольга Фёдоровна, переживающая страх за сына-офицера:

— Старая картинка уже не представляется. Сразу вижу себя — спокойную и счастливую. Уже представляется другая картинка: снимаю трубку и слышу родной голос сына и он мне говорит, что с ним всё хорошо и он скоро должен приехать в отпуск.

Ведущий:

— Понятен принцип? Раньше своими страхами вы создавали негативный образ беды, могущей случиться с вашим сыном. На подсознательном уровне вы отсылали этот образ в горячую точку сыну. А теперь вы будете представлять себя счастливой мамой, которая просто уверена, что с её сыном всё всегда в порядке. Запомните: ожидание ситуации порождает саму ситуацию!

Давайте подведём итоги: пришла в вашу голову какая-то негативная мысль, — поймите, что нет смысла бороться с ней. Ведь само наличие этой негативной мысли вас чему-то учит. Например, появилась мысль-страх. Спросите себя: «Чем я создал эту пугающую меня мысль? Для чего мне она нужна?» А понять нужно следующее: подсознательный разум говорит нам, что нет в нас уверенности. Что выражена жертвенность. В этом и есть позитивное намерение негативных обстоятельств. Наше подсознание указывает нам на то, что мы идём по сложному пути, полному страхов, проблем, которые сами себе и создаём. Но оказывается, можно идти другими путями. Можно жить легко и свободно, счастливо. И вообще, всё то, что легко и свободно, — это моё. Мне уже не нужно всего того, что получается с натугой, через силу. Не надо напрягать Вселенную.



А вот как выйти из этой ситуации?

Один из вариантов мы только что разобрали. Это метод превращения образов. Понравилось?

Поднимает руку худощавый юноша:

— Меня зовут Владимир. Вы знаете, у меня мало что получилось.

Ведущий:

— Я полагаю, что страх ваш был очень сильным. Скажите, прав ли я?

Лицо парня покрывается пунцовыми пятнами, задрожал подбородок, участилось дыхание. Увлажнились глаза.

— Да, вы правы, несколько лет назад я пережил ситуацию, которую мне больно вспоминать. Эти воспоминания постоянно лезут в мою голову. Я уже пытался по этой методике перенастроить свои мысли, но у меня практически ничего не выходит.

Ведущий:

— Вы можете озвучить то, что с вами случилось?

Владимир опять содрогнулся при воспоминании о тех событиях, но сумел взять себя в руки и рассказал следующее:

— Три года назад зимой я, опаздывая на работу, буквально ввинтился в переднюю дверь переполненного троллейбуса. На скользкой подножке не удержал равновесие и упал. Водитель, очевидно, меня не увидел и закрыл дверь. Моя левая нога оказалась зажатой в дверях троллейбуса, он тронулся и поволок меня под колёса стоящей рядом маршрутки. Я ударился головой о бордюрный камень, потерял сознание. Что было дальше и как попал в больницу, я уже не помню. Меня оперировали дважды, были сложные переломы костей голеностопного сустава. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что меня преследует этот страх — летящее мне в лицо колесо маршрутки. Ощущение тупой безысходности и неотвратимости происходящего.

Ведущий:

— Спасибо вам за ваш рассказ, было видно, насколько тяжело вам говорить об этом. Я надеюсь, что в последний раз так тяжело было вспоминать о произошедших с вами событиях.

А теперь, дорогие читатели, присутствующие на нашем виртуальном семинаре, мы освоим другую методику общения со страхами, но со страхами более серьёзными. Общаясь со своими негативными воспоминаниями, вы можете попробовать на выбор какую-то одну технику.

Я приглашаю вас в воображаемый кинозал, где демонстрируется фильм про каждого из вас. Фильм про ваши страхи.

Метод кинозала

1-й этап

Ведущий:

— Владимир, если вы не возражаете, мы на вашем примере сейчас поучимся взаимодействию со страхами по этому методу. Он так и называется — метод кинозала. Все остальные выполняют это упражнение вместе с Владимиром.

Прежде чем мы начнём, нам необходимо себя обезопасить: воспоминания предстоят достаточно неприятные. Вы это только что увидели, когда Владимир рассказывал о своём страхе. Поэтому настройтесь на них определённым образом: вспомните себя в какой-то ситуации, когда вы были уверены в себе и спокойны. Удержите это воспоминание подольше, обозначьте состояние уверенности каким-то характерным для этой ситуации словом, например «спокойствие». Это слово и соответствующее ему состояние смогут помочь вам пройти через тяжёлые воспоминания в кинозале.

Сейчас мы поинтересуемся у Владимира: удалось войти в спокойное состояние?

— Да, я вспомнил почему-то, как быстро я научился ездить на велосипеде. Это было незабываемое состояние восторга, уверенности в себе, согласованности моих действий. Подскажите, какое слово взять для обозначения этого состояния.

Ведущий:

— Этим ключевым словом пусть будет слово «велосипед». Когда вы его произносите про себя, вы вспоминаете снова своё ощущение восторга?

— Да, действительно, сразу нахлынули приятные воспоминания того времени.

— Продолжаем дальше.

2-й этап

Ведущий:

— Вы приходите в кинотеатр, садитесь на сиденье в первом ряду и начинаете смотреть фильм про себя.

Гаснет верхний свет. На большом экранном полотнище идут титры, вы видите везде свою фамилию. Вы и сценарист, и режиссёр-постановщик, и главное действующее лицо. А иногда вы актёр второго плана. Там же присутствуют все те, кто принимал участие в реальных событиях. Начинается фильм.

Володя, как только дело дойдёт до самого неприятного момента, вспомните своё ключевое слово. Скажите себе: «велосипед». Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях.

На лице у Владимира появились красные пятна, участилось дыхание. Но это состояние быстро прошло и было менее выраженно, чем в первый раз.

— Представляете, — сказал Владимир взволнованно, — такого со мной ещё не происходило! Очень необычные ощущения! Прежде всего я смотрел на себя со стороны, да, было страшно, но не так остро. А потом я вспомнил себя на велосипеде. Конечно, восторга я не чувствовал, но не было так страшно, как обычно.

3-й этап

Ведущий:

— Мысленно пересядьте в последний ряд зрительских кресел, снова прокрутите весь фильм. В особо неприятных случаях воспользуйтесь своим «велосипедом».

Владимир, как у вас получилось?

— Да, сейчас всё намного спокойнее — «велосипед» хорошо помогает, хотя небольшой страшок ещё остается. Такое впечатление, что чем картинка дальше, тем спокойнее я могу смотреть на неё.

Ведущий:

— Замечательно, что вы на это обратили своё внимание, в этом весь смысл происходящего. С удалением и уменьшением картинки на мысленном экране уменьшаются негативные впечатления от неё. Для того чтобы полностью трансформировать свой страх, давайте перейдём к следующему этапу.

4-й этап

Ведущий:

— Сейчас вы мысленно встаёте, переходите в будку киномеханика. Ведь киномеханик — это вы. Представьте себя на своём рабочем месте. Вы можете заглянуть в кинозал и увидеть себя сидящим в последнем ряду зрительских кресел или в первом. Из квадратного окошка будки киномеханика вы можете посмотреть на киноэкран. Вы этот фильм крутите себе уже далеко не первый год, и надоел он вам хуже горькой редьки. Володя, как долго вы смотрите этот фильм?

— Более трех лет! Действительно, уже надоело. Смотреть из будки киномеханика намного спокойнее, но нет уверенности, что это спокойствие постоянное.

Ведущий:

— Ещё раз напомню, что вы — киномеханик. Всё происходящее на экране — в ваших руках. Вы можете сделать с кинолентой всё, что захотите, что позволит вам ваша фантазия. Конечно, с соблюдением этических норм. Вы, например, можете вставить в ваш фильм какой-то комический эпизод или любимую музыку. Можно взять в руки мысленные ножницы и вырезать самый неприятный кусок. Или в своём воображении добавить новый эпизод, где вы спокойно проходите все испытания, предложенные вам вашим подсознанием.

Ну как? Получается?

— Да, хорошо получилось. Я озвучил свой фильм любимой музыкой из «Щелкунчика» Чайковского.

5-й этап

Ведущий:

— На этом этапе нам необходимо перенести ситуацию в будущее и проверить, насколько мы сможем управлять своими эмоциями.

Вам необходимо выйти из будки киномеханика и соединиться последовательно с вами, сидящим в заднем ряду кинотеатра, потом в переднем ряду. И снова просмотреть ваш фильм.

Владимир на несколько минут задумался, уйдя в себя, потом оживился:

— Я всё это проделал, как вы сказали. И вдруг увидел себя той зимой, но уже не спешащим и вечно опаздывающим, а спокойно идущим пешком на работу. Я раньше вышел, иду и наслаждаюсь утренним морозцем. А ситуация, которая со мной произошла на самом деле, осталась в памяти на киноплёнке, как будто я видел всё это в кино.

Ведущий:

— Владимир, а что заставляло вас вспомнить события трёхлетней давности?

— Да многое. Например, троллейбусные двери! Да! Троллейбусные двери! Вы знаете, я сейчас специально представил двери того троллейбуса и сказал себе: «Велосипед» — и мысленно, совершенно спокойно, вошёл в троллейбус. Я впервые за эти три года могу спокойно говорить о троллейбусе, меня абсолютно не трясёт при этом, как было до сих пор.

Ведущий:

— Поздравьте себя с успехом, поблагодарите свой подсознательный разум за уроки.

— Пока вы говорили, я всё это уже сделал. Спасибо и вам за помощь. Пока я проделывал всё это, вспомнил анекдот про кинотеатр. Он мне ещё больше поднял настроение.

Ведущий:

— Можете с нами поделиться?

— Анекдот коротенький, точнее, фраза: «Если в последних рядах в кинотеатре принято целоваться, представляю, что происходит в будке киномеханика!»

Люди в зале дружно засмеялись.

Ведущий:

— Да-а уж! Действительно в тему. Ну а теперь вы стали настоящим хозяином своих мыслей, и в нужное время, в нужном месте вы сумеете взаимодействовать со своими страхами.

У вас в арсенале есть уже несколько методик по общению с вашими страхами. Попробуйте каждую из них применить на практике и посмотрите, какая из них лучше подходит вам. Вы можете, проявив творчество, соединить в одну несколько методик, а можете придумать что-то своё собственное, оригинальное. Самое главное, чтобы вы научились принимать свои страхи. Понимать, чем вы их создали, для чего они вам нужны. Другими словами, что вам необходимо выяснить из самого факта их присутствия в вашей жизни.

Глава 6

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ. МУЖ—ЖЕНА. КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ. ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО. РОДИТЕЛИ—ДЕТИ

Ведущий:

— О проблемах, связанных с отношениями между мужчинами и женщинами, написано очень много. Не пытаясь быть оригинальным, хочу предложить вашему вниманию анализ этих взаимоотношений, основанный на двадцатипятилетнем врачебном стаже. Я вижу причины проблем и семейных конфликтов в глубоком подсознательном дисбалансе между мужским и женским началом у очень большого количества людей.На мой взгляд, это особенно характерно для славянских народностей.

Все мы прекрасно знаем, что каждый человек «двойной», то есть в нём присутствуют и мужские и женские качества. На плотном физическом плане это проявляется в наличии мужских и женских гормонов в каждом человеке. На тонком психическом, ментальном плане — в виде определённых черт характера, которые присущи мужскому или женскому типу поведения. Для мужского типа характерна решительность, предприимчивость, желание держать под контролем различные сферы деятельности: свои и окружающих, стремление к лидерству, инициативность. А вот примерные качества, наиболее присущие женскому типу поведения: гибкость, дипломатичность, обходительность, стремление сглаживать конфликтные ситуации, текучесть. По восточной терминологии это можно охарактеризовать как проявление энергии воды, присущей женскому началу, и проявление энергии огня, свойственной мужскому началу.

В зале появляется некоторое волнение среди женщин (а их большинство), и сразу следует вопрос:

— Так что же такое женственность — это проявление слабости?

Ведущий, обращаясь к залу:

— Ответьте мне на такой вопрос. Что сильнее: огонь или вода?

— Я думаю, — отвечает женщина, сидящая в первом ряду, — это зависит от конкретной ситуации. Вода может потушить огонь, но и огонь может высушить воду.

Ведущий:

— Прекрасно! Как видим, и огонь и вода, и мужчина и женщина — это две разные силы, обладающие определёнными качествами. Они могут дополнять друг друга, а могут и уничтожить.

На практике мы видим, что у наших славянских (и не только славянских) современников имеется нездоровая диспропорция с перевесом женского начала у мужчин и мужского начала у женщин. Это касается и манеры поведения, и манеры одеваться. Каждый из нас обращал внимание на очень большое количество женщин, одетых в брюки. Женщины, как правило, объясняют этот факт тем, что так, мол, удобно. И зимой тепло, и мода такая. Одна моя пациентка рассказывала, что, когда ребёнка вынашивала, всё время проходила в джинсах или в комбинезоне: ей так было удобно и внимание обращали меньше. Поймите меня правильно! Я не против ношения женщинами брюк, но хочется, чтобы в гардеробе современных женщин брюки не были преобладающей формой одежды.

Встают одновременно Елена и Светлана и почти в один голос, под хохот зала, говорят:

— А я ношу только джинсы!

Ведущий:

— Хочу обратить внимание, что на такие мероприятия, как балы, встречи на высшем уровне, выпускные вечера, для того, чтобы подчеркнуть свою женственность, женщина никогда не наденет джинсы. В связи с этим возникает вопрос: почему нашим бабушкам и прабабушкам было удобно в платьях и сарафанах? Очевидно, по этому поводу мадам Шанель заявила: «Только женщина в платье ответственна за себя как женщина!»

— Можно мне вмешаться? — поднимается со своего места Маргарита. — Я целиком и полностью согласна! Как говорят в Одессе, это две большие разницы! А если серьёзно, то есть одно, вполне определённое ощущение, когда я одета в бейсболку, спортивную курточку, джинсы и кроссовки. И совершенно другое ощущение, когда я иду по городу в «свистящем» шёлковом платье и в лодочках на высоком каблучке. Меняется всё во мне, начиная от походки и осанки, заканчивая настроением. И тем непередаваемым чувством, когда ты несёшь себя под восхищённые взгляды встречных парней!

Ведущий:

— Спасибо, образ вы нарисовали достаточно яркий. Продолжим нашу тему.

В настоящее время складывается такая тенденция, что женщины подсознательно (неосознанно) не хотят быть женщинами, а некоторые так и говорят: «Мужчиной быть проще!» Они забывают, что любая мысль — это пожелание, и таким образом даётся команда подсознанию развивать внутреннего мужчину.

Так чем же мы, славяне, создали эту нездоровую тенденцию с превращением женщин в мужчин и наоборот? Причин для этого достаточно много.

Мне представляется, что на первый план выходят программы, передающиеся из поколения в поколение. В программах этих славянские женщины традиционно обладают и недюжинной силой, умеют «и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти»! Началось это, на мой взгляд, с насильственной христианизации Киевской Руси. Была развязана ужасная гражданская война на рубеже первого и второго тысячелетий, унёсшая, по историческим данным, более двух третей населения. Этим занимались определённые структуры, которым это было необходимо и выгодно. Искоренялась Древняя Русская Религия, религия вольных людей — внуков богов, а не рабов Божьих.

Естественно, что у людей возникал внутренний протест, особенно у мужчин, носителей энергии огня. У мужчины-воина появляется потребность взяться за оружие, чтобы отстаивать традиции своего народа. Одновременно с этим появляется и агрессия к окружающему миру, порождающая, в свою очередь, подсознательное нежелание жить в этом «несправедливом» мире, где на государственном уровне происходит резкая смена вероисповедания.

В последующие годы с определённым постоянством возникают периоды социальной напряжённости, проявляющиеся в революционных ситуациях. Это и многочисленные междоусобицы, и Отечественная война 1812 года, и восстание декабристов, и другие войны и революции. Не последнюю роль в этом деле сыграл Пётр I, который насильно вводил свои реформы. Переодевал мужчин в платье по западному образцу, брил бороды, часто вместе с головами, надевал парики, сделанные из женских волос и обладающие соответствующей энергетикой, лишая при этом мужчин традиционных проявлений мужественности.

Подсознательное нежелание жить огромного количества людей, не видящих выхода из сложившейся ситуации, приводит к тому, что их жертвенная психология порождает тиранов самого разного уровня. При этом во время массовой гибели мужчин на разнообразных фронтах женщины берут на себя мужские обязанности.

Женщине нужно выносить и родить ребёнка, которого зачал перед войной её муж. Нужно ребёнка вырастить и воспитать. Как говорится — поставить на крыло, вывести в люди. И всё это, как правило, в одиночку. При этом её мужские качества разрастаются всё больше и больше. Она снимает ответственность со своих детей и перекладывает её на свои «хрупкие» плечи. При этом она лишает инициативности сыновей, стимулирует развитие мужских качеств у дочерей. Подобный образ передаётся из поколения в поколение. В результате подобных многовековых воздействий на подсознательном уровне и сформировался этот дисбаланс, при котором в современной женщине и проглядывается «офицер внутренних войск, вооруженный обоюдоострым копьём».

Пусть не обижаются на меня многоуважаемые читательницы, я пользуюсь вашей же терминологией. Очень часто приходится слышать от наших пациенток буквально следующее: я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик.

Просит слова Елена:

— То, о чём вы говорите, напрямую касается меня. Я себя представляю внутренне в сапогах... со шпорами... с шашкой наголо... верхом на танке...

Ведущий:

— Однажды на индивидуальный приём записалась женщина, у которой возникли серьёзные проблемы на службе. По её словам, мужской коллектив, которым она руководила в течение ряда лет, сплотился против неё с целью «свержения с трона». «С каждым по отдельности я бы справилась шутя. Но коллективу противостоять трудно», — рассказывала она.

Потом состоялся следующий разговор. «Я чувствую себя солдатом в юбке!» — говорит шестидесятилетняя женщина. «Тогда вы настоящий полковник», — отвечаю. «Обижаете, доктор! Какой же я полковник?! — с горечью произнесла моя пациентка. — Что же вы меня в звании понижаете? Я — генерал! И отец у меня был генерал-лейтенантом, но командовала всем этим «генералитетом» моя мать».

Давайте попробуем разобраться в происходящем. В норме у полностью проявленного гармоничного мужчины имеется преобладание мужских черт характера над женскими, соответственно у женщин преобладать должна женственность.

МАРС ВЕНЕРА

Графически это изображается знаками Марса и Венеры. Но так принято в римской мифологии, в славянской мифологии мужскому началу соответствует бог Сварог, а женскому началу — богиня Лада (богиня Весны, Любви, Гармонии). Полностью проявленного мужчину изобразим так.

МУЖЧИНА ПРОЯВЛЕННЫЙ

Диаметр знака Сварога преобладает.

Полностью проявленная женщина изображена со знаком Лады, большим по размерам.

ЖЕНЩИНА ПРОЯВЛЕННАЯ

В такой семье царит любовь, радость и взаимопонимание, богиня Лада живёт в гармонии со Сварогом. Представьте, какие чистые и добрые образы будут переданы детям такими вот родителями! Какими красивыми будут примеры для подражания!

Вы теперь уже знаете, что многие наши проблемы мы создавали себе сами тем, что понятия не имели, куда стремиться, как будет выглядеть наше Счастье. Это порождало внутреннюю дисгармонию, перекос между женским и мужским началом.

Давайте на этом остановимся более подробно, так как в этом перекосе я нахожу причины тех проблем, которые мешают жить многим из нас. Проблемы эти настолько разнообразны, из таких обширных областей жизни, что, честно говоря, удивляюсь, почему до сих пор они не рассматривались в таком ракурсе. Мне кажется, что решение этих задач лежит на поверхности.

Представьте себе некую юную особу, которая решила выйти замуж, создать брачные отношения с таким же, как она, «полуфабрикатом». Зачастую они «убегают» от чрезмерной опеки родителей либо от тяжёлых условий жизни в их семьях со скандалящими родителями, перегруженной заботами матерью, с вечно пьяным отцом (отчимом). В результате у этой юной особы развивается внутренний гипертрофированный мужчина. Потому что она всю жизнь видела перед собой свою маму с преобладанием мужского поведения. Этот её внутренний «мужчина» выполняет для неё функции отца. Он заботится, оберегает, создаёт уют и комфорт, учит зарабатывать деньги. Это он, её внутренний мужчина, учит женщину рассчитывать только на себя. Быть рассудительной, предприимчивой, инициативной. Поэтому и привлекается в её жизнь молодой человек, обладающий качествами ей недостающими. В нём по закону соответствия преобладают женские качества.

В нём гипертрофирована женщина, выполняющая роль внутренней матери: это нежность, ласковость, дипломатичность в отношениях, гибкость. Его жена отражает в своём поведении мать, как правило властную, жёсткую, иногда жестокую. В свою очередь, её супруг своим поведением напоминает своего отца — человека мягкого, вялого, безынициативного, бесхребетного. Вспомните образы, созданные непревзойдённой Фаиной Раневской и её коллегой, с этой знаменитой фразой: «Муля! Не нервируй меня!» Типичная картина внутреннего мужско-женского перекоса, который проявляется и на внешнем плане!

Итак, молодой человек выбирает себе жену, внутренне, а иногда и внешне похожую на свою мать. По поведению. Такие мужчины и жён своих называют мамочками.

Часто приходится слышать, как женщина говорит, что у неё два ребёнка — трёх и тридцати трёх лет от роду, имея в виду мужа и сына.

А вот пример из практики, ярко иллюстрирующий вышесказанное.

На приёме двадцатипятилетняя женщина хрупкого телосложения описывает свою, полную приключений и впечатлений жизнь — у неё две работы днём, третью она берет на дом, заканчивает заочно институт (второй).

— А моя медуза, — говорит она, — дома лежит «на диванке с журналкой» в руках!

Я даже несколько опешил.

— Какая медуза?! — спрашиваю.

— Девяностокилограммовая, почти двух метров длиной! Ну, муж мой! — отвечает она с грустной улыбкой. — Я говорю про длину потому, что привыкла видеть его в основном в горизонтальном положении. Зато он встречает меня с борщом и котлетами. При этом у него светлая голова — закончил «бауманку»! Вот только работать не хочет, но меня это вполне устраивает. Пока...

Итак, какое-то время такая пара вполне счастливо живёт. Иногда несколько лет, иногда несколько дней. Пятидесятилетний капитан дальнего плавания с горечью вспоминал свою семейную жизнь. «Мне, — говорил он, — было тридцать шесть, ей — двадцать четыре, наш медовый месяц длился четыре дня, потом она показала всё своё боевое мастерство. Не развожусь только из-за детей». Как правило, домашняя война, ссоры, скандалы возникают после рождения ребёнка. Молодые родители, которых не научили любить ни себя, ни друг друга, жили в дефиците любви. А после рождения первенца этот дефицит увеличивается ещё больше.

Женское избыточное внимание переключается на ребёнка, мужчина чувствует себя обделённым. Обратите внимание, что любви здесь очень мало, но много избыточного внимания. Молодой муж находится, как под микроскопом, под пристальным вниманием своей юной супруги. Такой манере взаимоотношений она научилась у своей мамы, у бабушки. А поэтому и возникают многочисленные конфликты, которые понравиться никому не могут. И люди пытаются найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Интересно, что с нарастанием бытовых проблем происходит нарастание мужских черт характера, как у мужчин, так и у женщин. Женщина берет на себя больше ответственности и за ребёнка, и за мужа, и за себя. При этом она лишает инициативы своего супруга, обижаясь на него и забывая, что именно такого мужа привлекла в свою жизнь по образу и подобию своего отца. Постепенно она становится более решительной, более жёсткой, более властной. И дома, и на работе, а иногда и на работе мужа.

ЖЕНЩИНА МУЖЧИНА

Конфликт при перекосе

На рисунке изображена ситуация с преобладанием мужских черт характера у женщин и преобладанием женских черт у мужчин, это отражено в символах Сварога и Лады разных диаметров. Всмотритесь повнимательнее в этот рисунок: у неё рюкзак с многочисленными проблемами, в правой руке — боевое копьё, в левой руке — сетка с продуктами. При ней же её отпрыски.

Нина Петровна поднимает руку:

— Я так всю свою супружескую жизнь про себя и говорила: «Я — семиделиха! Семь дел одновременно могу делать. Я так себя представляю — в одной руке сетка, в другой руке Светка, спереди пьяный Иван, сзади пятилетний план!»

Ведущий:

— Спасибо за такой красочный комментарий. Продолжаем.

На рисунке у мужчины изображены типичные мужские игрушки: «диванка с журналкой», бутылка с рюмкой, ну и, конечно, телевизор. Кстати, телевизор на рисунке появился после того, как на приёме побывал очаровательный молодой человек шести с половиной лет, со своей мамой и бабушкой. Не по возрасту смышлёный, он очень деловым тоном заявил маме: «Так! Я всё понял, мама! Когда ты меня наказываешь, ты ведь не меня, а себя наказываешь!» Он внимательно выслушал мои рассуждения и пояснения к рисунку, потом таким же очень деловым тоном сообщил следующее: «Дядя доктор! Я всё понял! Нарисуй, пожалуйста, здесь телевизор — папа любит мультики смотреть!»







Сейчас читают про: