- Учитель как личность. Типы педагогических центраций личности учителя.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Я – концепция учителя как регулятор педагогической деятельности и общения.
Личностная центрация – смысловая иерархия интересов участников педагогической системы, регулирующая действия и поступки учителя.
Характеризуется:
ü Педагогической направленностью
ü Заинтересованностью
ü Своеобразной избирательной психологической обращенностью учителя к участникам педагогической системы и служение им.
ипы центраций учителя:
- «Эгоистическая центрация»
- «бюрократическая центрация»
- «конформная центрация»
- «авторитетная центрация»
- «познавательная центрация»
«гуманистическая центрация».
ПРИЗНАКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальный стиль проявляется:
Ø В темпераменте;
Ø В характере реакции на педагогические ситуации, в выборе методов обучения;
Ø В подборе средств воспитания;
Ø В стиле педагогического общения;
Ø В реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
Ø В применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Ø Содержательные и динамические характеристики индивидуальных стилей деятельности.
Содержательные характеристики | Динамические характеристики |
Ориентация учителя на процесс обучения, результат обучения, или одновременно на процесс и результат | гибкость – традиционность реакций в ситуациях |
Адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса | Импульсивность – осторожность в своих действиях |
Оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности | Устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации |
Рефлексивность - интуитивность | Стабильное «+» - неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся |
Наличие – отсутствие личностной тревожности; В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя – на обстоятельства – на других |