Вопрос 13. Представления об источниках движущих силах, направлении и условиях развития личности в науке. Внутренние и внешние факторы развития личности

Понятие развитие личности:

Развитие – процесс качественных изменений в свойствах и качествах личности. Результатом развития является формирование личности.

Формирование – становление человека как биологического и социального существа.

Биологическое в человеке – его физическое развитие, включающее в себя физиологические изменения. Биологические свойства являются врожденными (морфологические признаки, темперамент, способности).

Социальное развитие находит свое выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте человека. Личные качества формируются и развиваются в процессе жизни человека.

Движущими силами развития является борьба противоречий – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они возникают очень часто как следствие изменения потребностей, порожденных развитием личности. Сам человек состоит из множества противоречий.

В процессе развития человек реализуются всеобщие законы развития:

- закон единства и борьбы противоположностей. В его основе лежат противоречия. Противоречия бывают: внутренние и внешние, общие и индивидуальные;

Внутренние противоречия – противоречия порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. (противоречия между хочу и могу, знаю или не знаю, можно и нельзя, есть или нет).

Внешние противоречия – противоречия порожденные взаимодействием человека с окружающим миром, с другими людьми, обществом.

Общие (универсальные) – противоречия движущие развитием каждого человека и всех людей (между потребностями и возможностями).

Индивидуальные – противоречия обусловленные ситуацией развития каждого человека.

Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит и в котором что-либо происходит.

Внешние условия – окружающая среда человека, в которой он живет и развивается.

Внутренние условия – физиологические и психические свойства организма.

Таким образом в процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения и это ведет к дальнейшему развитию личности.

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие личности:

- среда;

- наследственность;

- деятельность;

- воспитание.

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

- биологическая (климат);

- социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья, коллектив).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: