Организация решения производственных задач и анализа производственных ситуаций

Основная задача СПУЗов – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. С одной стороны- это вооружение основами знаний, необходимыми в труде, с другой стороны – формирование профессиональных умений и навыков. В настоящее время все большее значение для специалиста имеют способности использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства. Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации, контролировать ход результатов труда. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий, активных методов обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в обеспечении студентам таких условий, в которых они овладевали бы различными способами деятельности. Казалось бы, что такие умения проще всего формировать в ходе производственной учебной практики, но оказывается, что это не совсем так. Анализ профессиональных качеств специалистов показал, что умения и навыки по рабочей специальности успешно формируются на практике, но вот овладение навыками техника - технолога нет. Перед ним ставиться комплекс задач- технических, экономических, организаторских. Поэтому и подход к обучению его должен быть комплексным, целенаправленным. Студентов СПУЗов необходимо ставить постоянно в такие условия, которые позволяли бы им упражняться в профессиональной деятельности. К активным методам обучения профессиональным умениям относятся:- анализ производственных ситуаций- решение профессиональных ситуационных задач- имитация деятельности на тренажере- выполнение практ заданий в ходе произпрактики- деловые игры (или их элементы)Применению таких методов должен предшествовать анализ содержания учебного материала и содержания профессиональной деятельности специалиста (квалификационной характеристики). Подобный анализ выполняют разработчики учебных планов и программ. С учетом этого анализа в уч.план включаются практические и лаборат. занятия по различным дисциплинам, учебные практики, КП. Кроме этого разработчики программ указывают и перечень умений и навыков, которыми должен овладеть студент по каждой дисциплине.Стандарт уровня среднего профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности (специальность и квалификация), но и определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития, который отличается от уровней начального и высшего образования. Отличие уровней образования характеризуется определенной структурой, объемом и содержанием обучения. Содержание же подготовки специалистов разных уровней различается классом профессиональных задач. С этим различием связаны и другие показатели, такие, как продолжительность (срок) обучения, соотношение теоретической и практической подготовки, соотношение соотношения состава, объема и содержания общенаучной, обще профессиональной и специальной подготовки в рамках теоретической, тип организации учебного процесса.Продолжительность обучения в ССУЗах – важный показатель уровня образования. Анализ подготовки к профессиональной деятельности показывает, что для выполнения профессиональных функций не всегда требуется опред. уровень образования: бухгалтером, например, можно работать и после окончания полугодичных курсов. Обучение в учебном заведении определенного уровня образования предполагает не только приобретение функциональных знаний, но и общее интеллектуальное развитие, расширение кругозора, гуманитарное образование, выходящие за пределы знания конкретных профессиональных функций.Соотношение теоретической и практической подготовкиВСПУЗах доля теоретической подготовки студентов несколько больше по объему, чем практическая, или равна ей. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Учебное заведение должно обеспечить будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ, проведения деловых игр, анализе и решении производственных ситуаций, задач, выполнения курсовых работ (проектов), прохождения всех видов учебных производственных практик. Студенты СПУЗов должны овладеть всеми действиями (операциями), которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности. Однако круг функций специалиста со средним профессиональным образованием шире и разнообразнее, чем круг функций рабочего, и по своему характеру они разнообразнее, чем функции рабочего. Поэтому специалист может работать на разных должностях. Наряду с функциями манипулятивного характера, выполняемыми в точном соответствии с предписаниями (пользование вычислительной, счетной техникой, измерительными приборами, расчетно-графические навыки, процедуры-манипуляции в работе медсестер и др.), в выполнении которых студенты должны достигнуть определенного автоматизма, специалистам среднего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские), требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Такие задачи нередко носят комплексный межпредметный характер и требуют значительного времени на их решение. Практически за время обучения студенты не в состоянии прорешать (опробовать решения) все задачи, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности, работая на разных должностях. Но выделение из них основных типов и обучение их решению на примере специально разработанных учебно-производственных задач, которые могут выполняться студентами как на производственной практике, так и в специально созданных условиях (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры), являются обязательными требованиями к подготовке специалистов среднего звена.Несколько по-иному приходится подходить к формированию содержания практического обучения в высшей школе. Диапазон задач, решаемых специалистом с высшим образованием, их сложность, новизна постановки в каждом случае требуют прежде всего развития проблемного мышления: способности видеть, осознавать проблему и находить нестандартные решения, пользуясь широким кругом знаний, полученных в процессе обучения, а также уметь самостоятельно отыскивать, приобретать, добывать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности. Несомненно, что специалист с высшим образованием тоже должен владеть навыками вычислительной, измери­тельной, расчетно-графической деятельности, уметь пользоваться алгоритмами интеллектуальной деятельности, но и те и другие являются в данном случае инструментом для решения проблемных задач.Следующий показатель уровня образования - соотношение между общенаучной, обще-профессиональной и специальной подготовкой в рамках теоретического обучения. Общенаучные дисциплины в системе высшего образования занимают значительное место: они не только являются базой для общепрофессиональной подготовки, но и имеют самостоятельное значение, обеспечивая высокий уровень эрудиции специалистов, способствуя овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества, человека. Именно высокий уровень общей образованности обеспечивает способность специалистов с высшим образованием решать творческие задачи по созданию новых технологий и новой техники, новых методик и новых экономических планов, способствует более глубокому осознанию связей между фактами, явлениями, событиями. Общенаучная подготовка в высшей школе составляет не менее 40%.В системе среднего профессионального образования студенты получают некоторые общенаучные знания, но, как правило, это только основы наук, которые имеют прикладное значение и интегрируются со специальными дисциплинами, например: «Основы геодезии и их применение в лесном хозяйстве», «Геодезия в строительстве», «Гидравлика и насосы», «Конструкции заданий и сооружений с элементами статики», «Основы электротехники и применение электрической энергии в сельском хозяйстве».Однако в отличие от начального профессионального образования структура специальных знаний в средних специальных учебных заведениях дается в развернутом виде; учебные дисциплины характеризуют разные компоненты труда: цель труда, предмет и материал труда, средства труда, способы деятельности, организация труда и управление. Значительная доля этих знаний имеет обще профессиональное значение и может быть перенесена в рамках профессиональной группы с одной специальности на другую.Тип организации учебного процесса подразумевает соотношение объемов обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, включение студентов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, ее объемы и содержание; предпочтительное отношение к таким организационным формам обучения, как лекция, семинар, деловые игры. Это зависит от установок на предстоящую профессиональную деятельность, от степени самостоятельности студентов и их готовности участвовать в тех организационных формах обучения, которые требуют более высокого уровня интеллектуального развития, инициативности, активности, личной ответственности при выполнении коллективной работы. Именно поэтому соотношение аудиторной и внеаудиторной работы в вузе примерно одинаково (1:1), а в среднем специальном учебном заведении – 1: 0,5. Дисциплины по выбору в ВУЗе составляют до 30%, а в ССУзе -.всего до 10%. Деловая игра в ВУЗе выступает как форма обучения, рассчитанная на 2-6 часов с полным осуществлением функциональных функций, а в ССУЗе она используется как метод обучения на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: