double arrow

Поисково-творческие методы обучения


роблемно-поисковые (творческие) методы обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) предусматривают повышенную активность учащихся в процессе обучения. Это высшая ступень обучения, который применяется в гимназиях, лицеях больше, чем в массовой школе. Творчество учащихся в процессе такого обучения имеет преимущественно репродуктивный характер. Учитель создает проблемную ситуацию, коллективно ее обсуждает, делает правильные выводы, предлагает проблемное задание. Ученики высказывают предположение о путях решения проблемной ситуации, затем они обобщаются, выявляется причина явления, объясняется ее происхождения и выбирается рациональный вариант решения проблемной ситуации. Проблемное обучение осуществляется с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Недостатки проблемных методов состоит в том, что эти методы требуют больше времени для изучения нового материала, менее формируют практические умения и навыки учащихся, малоэффективны при изучении новых разделов, сложных тем. Поисковые методы нужно сочетать с другими видами деятельности на уроке.Ярким примером применения творческих методов на уроках труда есть опыт учителя-новатора 80-х годов И. П. Волкова, который объединил уроки труда, рисования и черчения ввел уроки творчества в Реутовський школе (Подмосковье). Для этого были открыты кабинеты творчества детей, они чеканили по металлу, шили кукол, делали изделия из папье-маше, занимались инкрустацией, чертили детали, рисовали акварелью. Уже в 2-3 классе дети выполняли очень сложные задачи - делали модели кораблей, аэросаней с гумомотором, инкрустации и резьба по дереву (в макете стола детали соединены шипами, в скульптурах животных проступал рельеф мышц.). К каждой ученической работы внесены выдумки, фантазии, собственные детали. Учитель сам должен незаурядные способности к творчеству, высокое профессиональное мастерство, он стал любимцем учеников, на его уроки "не идут, а бегут"




82 Лекция в вузе Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению



В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Особенно действенна авторская лекция, когда идут не столько на дисциплину, сколько на "лектора". Тимирязев говорил по этому поводу, что лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого - это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами.



Преимущества лекции:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества.







Сейчас читают про: