педвзляды Каптерева

Петр Федорович Каптерев (1849—1922), окончив- Московскую духовную академию, не остался в духовном звании, а перешел на "светскую службу. Он преподавал психологию и педагоги-ку в сред ни $ и высших учебных заведениях Петербурга и весьма активно участвовал в работе Пе-тербургского комитета грамотности и различных педагогических обществах.

Каптерев был одним из организаторов I съезда по семейному воспитанию и I Всероссийского съезда по педагогической психологии (1906). Как представитель буржуазно- либеральной педагоги-ки, он не сразу понял историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, но постепенно оценил коренные преобразования в области народного просвещения.

П. Ф. Каптерев — автор работ по теории и истории педагогики: «Дидактические очерки», «Педагогический процесс», «История русской- педагогики». Его заслугой являете и попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение, методы обучения и др. Калтерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ. Большим недостатком теории Каптерева было утверждение автономности педагогики и школы, независимости их от политики. Выступая против действий царизма, направленных- на превращение школы в орудие царской политики, он пришел к неправильной мысли об аполитичности педагогики и отрицал необходимость связи школы с политической борьбой за новый общественный строй.

Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспитания были работы Каптерева «Задачи и основы семейного воспитания», «О природе детей», «О детских играх и развлечениях», а также «Энциклопедия семейного воспитания и обучения», редактором которой он был с 1898 г.

Детский сад Каптерев считал первой ступенью в системе общественного воспитания-детей. «Детский сад следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других... Дет-ский сад заключает в себе элементы семьи и школы». П. Ф. Каптерев впервые в истории русской дошкольной педагогики сделал попытку опреде-лить, как должна усложняться воспитательная работа в детском саду в связи с возрастнымиособен-ностями детей. Главным предметом занятий детей, посещающих детский сад первый год, должны быть общие игры и, как отдых от них, рассказы и другие простейшие упражнения, считал он. Эти дети очень подвижны; они еще не способны долго слушать рассказы и сидя заниматься ручными работами. Поэтому в первый год необходимо предоставить им полную свободу для совместной, игры, позаботиться о том, чтобы они не чувствовали резкого перехода от семьи к детскому саду. Очень важна соответствующая обстановка, внимательное отношение воспитательниц к детям, снабжение их игрушками: «Так как дома ребенок обыкновенно играет игрушками, то те же игрушки он должен встретить и в детском саду — куколок, зверьков, лошадок, барабан, солдатиков и др.».Во второй год посещения детского сада дети становятся более развитыми, самостоятельными, пытливыми, утверждал Каптерев, они останавливают свое внимание на различных предметах и явлениях окружающей среды, обнаруживают большое стремление к самостоятельной деятельности. Игры детей во второй год пребывания их в /детском саду занимают видное место. Учитывая эти особенности детей, следует организовать работу так, чтобы игры, рассказы в ручные занятия занимали одинаковое время в детском саду. В этом возрасте дети особенно любознательны, проявляют большой' интерес к явлениям природы, событиям окружающей жизни. Теперь одних рассказов воспитательниц недостаточно. Надо снабдить каждый детский сад предметами, способными поддерживать любознательность и внимание детей, пробуждать их пытливость, давать хороший материал для бесед с ними (чучела животных, засушенные растения, картины, изображающие животных, растения, ремесла, разные производства, а также другие наглядные пособия).

В противовес существовавшей практике проведения дидактических игр и систематизирован-ных занятий с детьми по строго установленному плану и расписаниям Каптереввыдвинул принцип свободной постановки воспитательно-образовательной работы детского сада — без строго установ-ленных программ и расписаний. Характеризуя занятия и игры в последний год пребывания детей в детском саду, Каптерев подчеркивал, что они должны усложняться: «Во вторую половину третьего года полезно поставить занятия так, чтобы они служили переходом от детского сада к школе, иначе этот переход будет очень труден для детей».. Имея в виду подготовку детей к школьным занятиям, Каптерев считал, что во второй половине третьего года пребывания детей в детском саду следует сделать одно занятие в день обязательным для всех детей. Оно, однако, не должно быть по своему характеру школьным.

П. Ф. Каптерев указывал на важную роль детского кол лектива в воспитании чувства товари-щества у детей. Он рекомендовал воспитательнице при подготовке к занятиям учитывать интересы всего детского коллектива и индивидуальные особенности детей группы. Он правильно указывал, что «жизнь в обществе товарищей — серьезная наука, чрезвычайно богатый источник возбуждения и развития детей».

В педагогическом наследии П. Ф. Каптерева нашла отражение его разнообразная педагогиче-ская деятельность. Он был педагогом большой эрудиции, умелым популяризатором достижений пе-дагогики. В его многочисленных трудах педагоги находили много полезных в методическом отно-шении советов.

Пётр Фёдорович Каптерев родился 7(20) июля 1849г. в семье сельского священника в селе Клёнова Подольского уезда Московской губернии.

дошкольное и семейное воспитание

Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.

Ощущение- основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей, так как в это время ребенок почти совершенно не способен ни к какой более высокой и сложной психической деятельности. С этой оценивает и “дары Фребеля”. Важнейшими условиями правильного воспитания он считает выработку у детей общественной потребностью развития общественного чувства в совместных играх, в товариществе, в деятельности для других при условии полной свободы выборе друзей, приятелей, участников игр и различных союзов между учащимися, развитие ребёнка играми принадлежит выдающаяся рольКаптерев последовательно содействовал выяснению основ семейного воспитания, его целей, задач, характера,содержания и форм. Он считал, что родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены. Разработкой проблем семейного воспитания Каптерев внёс немалый вклад в сокровещницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей.

Проблема школьного воспитания и обучения в трудах

Школа должна создоватьнаилудшие условия для подготовки детей к жизни, не сводить воспитание к поддержанию внешней дисциплины, а обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения.

Становление характера и мировоззрения невозможно без развития умственной самодеятельности, приучение к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми средствами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые обобщения и выводы.

Под воспитанием Каптерев понимал “намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей”. Воспитание влияет на разные натуры в неодинаковой, и нуждается степени. По его наблюдениям, наиболее, широко действует воспитание на детей со средними способностями, у которых многое следует “подправить, развить, укрепить, нечто ослабить, сократить, умерить, а иному дать другое направление”. Школа, однако, призвана обращать пристальное внимание на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять индивидуальные вопросы и потребности, руководить их самообразование.Каждый ребёнок представляет собой своеобразную личность. Поэтому принцип индивидуализации воспитания и обучения Каптерев относил к существенным принципам педагогики

на помощь приходит возможность типизации психических свойств юношества, возможность создания типов умов и поведения. Особо он выделял “душевные типы”, позволяющие приблизить к воспитываемым, понять их личную “мыслительность, чувствования и волю”*.Общеобразовательный курс, сохраняя по всюду основное единство строения, может видоизменяться применительно особенностям местности и потребностям населения. Иностранные языки и математику Каптерев исключал из числа обязательных учебных предметов общеобразовательного курса, но оставлял их в качестве самостоятельных предметов групповых (факультативных) занятий.

Одной из центральных проблем всей педагогике Каптерев считал проблему развития и воспитания характера воли.

5.Зарождение пед. мысли в недрах древнегреческой философии. Пед. Взгляды Демокрита,Сократа,Платона,Аристотеля. Демокрит (460-371 до н.э.)- один из 1ых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он разработал основы новой теории познания, различая чувственное и рассудочное знание,считая чувст.опыт началом познания,»смутным познанием»,проясняемым лишь мышлением. «Следует учиться многоумию, а не многознанию». Одним из первых Д. сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, кот.он определял термином «микрокосм», сравнивая природу чел-а и космоса. Д. высоко оценивал роль семейного воспитания,главное в котором-учить следовать положительному примеру родителей; упражнять детей в навыках правильного поведения, ибо «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы; важно приучение ребенка к труду, а не принуждение к нему, поскольку учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». И все же основными мотивами совершенствования, по Д., яв-ся детская любознательность, а задача учителя-побуждать внутр.влечение детей к учебе прежде всего с помощью убеждения. Д. замечал, что природа и воспитание подобны. Идя по пути природы, воспитание создает вторую природу чедовека,ибо хорошими люди становятся вследствие постоянных упражнений,а поэтому успехи в воспитании и обучении яв-ся рез-ом непрерывного труда. Сократ (470-399 до н.э.) полагал, что истина познается в споре. Знаменуя поворот философского знания к чел-ой индивидуальности, он считал,что эстетические ценности выражают отношение человека к миру и яв-ся определяющими в его познавательной деятельности. Добродетель по С. тождественна знанию, а самосознание – высшая добродетель. Сократ стоял у источников зарождения эвристического метода обучения. Он не оставил после себя сочинений, но его дела и мысли известны из воспоминаний множества его учеников и почитателей. В своей пед.практике С.широко использовал метод диалога. Именно в диалоге с учеником им осуществлялся поиск истины. На нач.этапе обучения живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы-лучший способ образования человека. Одно из достоинств этого метода заключ-ся в том,что ученик отталкивается от осознания своего незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мыслительной деят-ти. Платон (428-348 до н.э.)-сторонник принципиального равенства воспитания мальчиков и девочек.Гос-во, о кот.мечтал П.должно было представлять собой нечто вроде коммунистической общины рабовладельцев: философы-правители и воины защитники гос-ва живут всецело засчет продуктов труда земледельцев и ремесленников, у них же самих нет ни частной собственности, ни семьи. Воспитание детей этих обладающей полнотой власти каст, по мнению П.,должно было яв-ся прерогативой гос-ва. После рождения дети передаются в общественные воспит.дома,где они должны находиться до 7-летнего возраста под надзором специальных лиц. Главными средствами воспитания в это время яв-ся разнообразные игры, рассказывание сказок и преданий, музыка. С 7 лет все дети должны посещать школы типа афинских. Характер же физ.воспитания должен приближаться к спартанскому. Молодые люди,достигшие 20 лет и проявившие склонность к философии,занимаются науками и дальше.Остальные после 20 лет становятся воинами. Аристотель (384-322 до н.э.). Вопросы воспит.и обуч. Затрагивались А. практически во всех его основных сочинениях. Он продолжал разв-ть идею гос.воспит.и обуч.молодежи. человека он называл «политическим»,т.е. «общественным животным». Однако он не принижал значения и семейного воспитания. По А., семья и семейное воспитание соответствует особенностям чел.природы. воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься друг с другом как часть и целое. Главная цель воспитания – формирование у молодежи добродетели. 9.Пед.взгляды Я.А.Коменского.Принцип природосообразности.Возрастная периодизация «Великая дидактика».Ян Амос Коменский (1552—1670) Он родился в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее братскую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой, а позже был избран епископом. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. В эти же годы Коменский написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа» (1633). Школу Коменский считал «мастерской гуманности». Коменский создал систему воспитания не для избранных, а для демократических слоев населения, для народных масс. Коменский требовал, чтобы все дети - богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей — обучались,в школе родного языка. Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения. Земную жизнь Коменский считал подготовкой к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказывается и на его педагогике. По мнению Коменского, имеются три ступени, воспитания: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу. К античной пед-ке относился сдержанно.В школе,по его мнению,должна быть дисциплина.учитель - светоч света.Директор-самый опытный учитель. Коменский, Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода,. по 6 лет каждый: детство — от рождения до 6 лет включительно, отрочество - от 6 до 12 лет, юность - от 12 до 18 лет, возмужалость - от 18 до 24 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, характеризуется более высоким уровнем развития мышления. Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы. Цель создания дидактики: разработка теории учить всех всему(доступно и основательно). Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика». 10.Дидактические принципы и правила Я.А.Коменского. «Мир чувственных вещей в картинках» Принцип сознательности и активности: Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся непассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии». Принцип наглядности: предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимиым использовать:1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;2) когда это невозможно, модели и копию предмета;3) картинки как изображение предмета или явления. Принцип постепенности и систематичности знаний: Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п. Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований:1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися. 4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим». 5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками: Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения. Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического и указывает: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью». «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно». 37.Педагогическая практика и теория Шацкого С.Т. 37.Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм).С.Т. Шацкий (1878-1934). Им была создана первая станция по народному образованию, которая решала ряд вопросов по молодой советской педагогике. Особое внимание Ш. уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественной работой. В первое 10-летие строительства трудовой школы советская дидактика добилась заметных успехов в этом направлении. Еще в дореволюционные годы С.Т.Шацкий пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности - посильного физического труда, игры, занятий искусством. Наблюдения за жизнью детского коллектива в колонии дали возможность подметить взаимосвязь и взаимовлияние разных сторон деятельности детей и привели Шацкого к выводу о том, что изменения в одной области детской деятельности вызывают соответственные изменения в другой области. С.Т.Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения. С.Т.Шацкий больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику. Шацкий выделял три возможных типа школ: 1. Школа, изолированная от окружающей среды. Образуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считают, что социальная среда учит детей только плохому, а задача школы – выправить это воздействие и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики. Не учитывается жизненный опыт ребенка. Человек, воспитанный такой школой, хорошо подготовлен теоретически, но с трудом приспосабливается к реальной жизни. Зачастую критикует жизнь, не внося в нее ничего ценного. 2. Школа, интересующаяся воздействием среды, но не сотрудничающая с ней. Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая школа использует лабораторные методы, активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается. 3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействия среды на ребенка. Школа третьего типа, над практическим воплощением которой Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функцию организатора, регулятора и контролера детской жизни. Такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая ценный опыт ребенка и его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые использовали в общей полезной деятельности. 36.Теория и практика дошк.вос-ия Е.И.Тихеевой.Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России. Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе. Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Е. И. Тихеева совершенно справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии “с высшими законами, социальными и этическими”. По ее мнению, необходима такая система, которая помогла бы воспитать “человека в лучшем значении этого слова и обеспечила бы всестороннее развитие личности человека начиная с раннего возраста. Препятствием для создания такой системы являлся, считала она, общественно-политический строй царской России, где государство и общество находились в состоянии антагонизма, существующие же законы и предписания, не совпадающие ни с интересами личности, ни с интересами общества, ни с законами “истинного воспитания и просвещения”, не способствуют тому, чтобы правительство выполняло свои обязанности по созданию научно обоснованной системы воспитания детей. Тихеева была убежденным врагом самодержавия. Единственный выход из создавшегося положения она видела в проявлении инициативы со стороны прогрессивных общественных сил России. Она считала, что общество способно справиться с задаче воспитания человека, “если оно будет на высоте понимания вопроса”. Но для нее прогрессивная интеллигенция и общество были единым целым, Тихеева не видела действия противоречивых классовых сил; в этом проявилась ее ограниченность. Е. И. Тихеева отстаивала либерально-буржуазную теорию автономии общества от государства. Само общество она представляла себе надклассовой организацией. Центральное место в педагогической теории Е. И. Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: “Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека”. Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что “на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания”. 38.Пед.д-ть Шлегер Л.К.Луиза Карловна Шлегер (1863—1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти. Л. К. Шлегер была активным членом общества. Как и другие его члены, она резко протестовала против установок официальной педагогики. Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом, но была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Вначале в руководимом ею детском саду были введены занятия с фребелевским материалом, но после тщательного анализа они были сняты за формализм, исключающий, детскую активность и творчество. Отвергнут был и материал Монтессори как не связанный с жизнью и интересами детей. Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал — “жизненный материал (глина, песок, дерево и др.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самодеятельность. Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма. На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Л. К. Шлегер было составлено несколько выпусков пособия для работников детских садов под названием “Материалы для бесед с маленькими детьми”. В пособиях указывалась литература для воспитателей, игры и песни для детей, названы экскурсии, которые могут проводиться и в других детских садах; выпуски иллюстрировались фотоснимками детских рисунков, поделок. В этих пособиях нет текста самих бесед, а имеются только вопросы к содержанию по темам бесед (“лето”, “осень”, “зима”, “весна”, “фрукты” и т. д.). Л. К. Шлегер не ставила себе задачу отразить полностью все содержание занятий детского сада, а выделила лишь одни беседы с детьми и связанные с ними ручные детские работы. Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. “Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра — это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта”.Очень важным в воспитательном отношении является, считала она, ручной труд (особенно работы по дереву). “... Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства — зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер. Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей — основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка. 43. Пед.д-ть Сухомлинского «Сердце отдаю детям» Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — советский педагог украинского происхождения. Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. В своих работах ВА. Сухомлинский рассмотрел наиболее актуальные вопросы учебно-воспитательной деятельности советской школы. В. А. Сухомлинский настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отношения, воспитателей к чести и достоинству своих воспитанников, без искренней, непритворной и вместе с тем мудрой, а следовательно, и строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания, считал В. А. Сухомлинский. Любовь к детям требует знания их психологии. Давая советы начинающим директорам школ, Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» писал: «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом». Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами, направленной на решение этих важных задач. В советской педагогической литературе немало монографий, посвященных опыту учебно-воспитательной деятельности передовых школ. Следуя этой традиции, Сухомлинский запечатлел в своей книге «Павлышская средняя школа» длительную деятельность школы в украинском селе Павлыт. Под руководством автора — директора школа добилась больших успехов в решении острых и сложных вопросов воспитания будущих сельских тружеников, успехов, прославивших эту школу и у нас, и в других социалистических странах, а также в среде прогрессивных педагогов капиталистических стран. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. 2.Литературно-педагогические памятники Древней Руси В конце 10 в после принятия христианства появились первые книги и на древне болгарском языке,а также на русс- ком. Появились 1ые школы,1ые монастыри,строятся церкви.В монастырях и крупных соборах появились первые библиотеки(Киев,Новгород). Переписывание книг-очень важное дело. В этот период встречаются грамотные люди. Появляются первые летописи.Князь Святослав Ярославич Черниговский написал «Исборник»(фил.,литер. темы). Материалы на тему:о воспитании. В 11-12 вв появился целый ряд поучений, чаще всего носили религиозный характер. Например, «Поучение Владимира Мономаха детям».Здесь представлен образ идеального правителя. Поучение Мономаха. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053—1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорченный междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни. Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой. В 12 в. Появ-ся вновь очень изв. Всем произв-е «Слово о полку Игореве». Особенно значительно произведение этого периода «Повесть временных лет». В более поздние века появл-ся др. памятник: памятник русского быта и воспитания «Домострой».Раскрывается весь быт и уклад,основы семейного воспитания.(Мужчина-голова,женщина бесправная). 19-22 главы посвящены вопросам воспитания. В 16 в. Появл-ся 1ое книгопечатание, и впервые была издана книга «Апостол».1634 год – букварь Бурцева. 1648 год – 1ый иллюстрированный букварь Истоминой. В 17 веке появл-ся очень многорукописных учебных книг – азбуквники. Воспитание простое население получало средствами народной пед-ки. Во 2 половине 17 века появляются чисто педагогические произведения: школьное благочиние», «азбуковник о нерадивоучащихся». Очень интересная книга «Гражданство обычаев детских»(Епифаний Слави- нецкий).Она написана в форме вопросов и ответов,которая охватывает все сутки мальчика(164 вопроса). Произведение совершенно светского хар-ра.В то время церковь еще считала,что игра-это бесполезно и грешно. Автор этой книги выделяет целую главу «об играни». Доказывает,что игра помогает развивать естество детское. Наподобие этого произведения появ-ся сочинение «Юности честное зерцало» 19. Педагогическая д-ть М. Монтессори. Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания. Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". "Я сам!" - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек. Разрабатывая свою систему самовоспитания и самообучения на основе педагогического эксперимента в общественных учреждениях, Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей. Ощущая потребность в данных, выявляющих особенности маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми “в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях”. Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: тяжелые парты были заменены легкой, по росту детей мебелью (столами, стульчиками, шкафчиками для пособий), внесено гигиеническое и трудовое оборудование (низенькие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей, шкафчики для хранения предметов самообслуживания, специальные столы для мытья посуды). Под воспитанием, писала она, следует разуметь “активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке”. Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал, Монтессори вместе с тем требовала научного образования для работников дошкольных учреждений, вооружения их методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей, стремления проникнуть в природу маленького ребенка. Культивирование у воспитателей позиции педагогической активности и экспериментаторства было чрезвычайно важным и исторически прогрессивным; в социалистических странах это стало неотъемлемой частью педагогики дошкольного детства. В основанных Монтессори дошкольных учреждениях педагоги следили за физическим развитием детей, подвергая каждого изучению с антропологической стороны, проводили с ними лингвистические упражнения, подготавливали к выполнению ими обязанностей обыденной жизни, заботились о воспитании их чувств. Монтессори была сторонницей продолжительного учебного дня для детей дошкольного и школьного возраста. 4—5 часов должны быть занятия (упражнения для развития умственных способностей и органов чувств), гимнастика, игры под руководством взрослого, по возможности на открытом воздухе, ручной труд, занятия пением и т. д. В педагогической системе Монтессори большое место занимало религиозное воспитание, заучивание молитв, выполнение обрядов; она даже рекомендовала устройство для этого специальных комнат. Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия, притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функция учителя на уроке — констатация сенсорного движения ребенка; учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает; он не имеет права дать почувствовать ребенку, что сделал ошибку. Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические). Монтессори строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения. Вместе с игрой Монтессори исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям, что объективно приводило к обеднению интеллекта детей. Монтессори в то же время утверждала, что в каждой фазе развития ребенка педагог должен выявлять все его возможности, иначе никогда не удастся наверстать потерянное. Чтобы добиться наибольшей изощренности каждого из органов чувств, она рекомендовала при упражнении одного органа “выключать остальные, например, для более тонкого развития у детей осязания завязывать им глаза и т. п. Конструкция многих пособий, предложенных Монтессори, способствует также развитию у детей чувства самоконтроля. Монтессори была против использования природных материалов в качестве дидактических пособий, поскольку в них нет необходимой для воспитания чувства точности; так же относилась она и к игрушке Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств. Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств.Развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и координации движении диктовалось необходимостью обеспечения капиталистических промышленных предприятий квалифицированными рабочими. 22. Просветительные реформы Петра1. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского завоевания. Дав известный толчок развитию производительных сил, реформы не преодолели однако, до конца эту отсталость, так как проводились в целях укрепления и расширения крепостнических отношений. - В первой четверти XVIII в. издавалось много светской научной литературы— переводной и оригинальной, был создан новый гражданский алфавит, на котором теперь печатались книги, открывались светские школы. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта школа математических и навигационных наук. В ней изучали арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию и, кроме того, специальные науки: навигацию — для специалистов морского дела, фортификацию, необходимую военным инженерам, астрономию, географию и землемерие.Школа отличалась от прежних русских учебных заведений: главными предметами в ней были светские науки, а не священное писание. Количество учащихся в школе колебалось в пределах 200—300 человек. Они были главным образом из низших сословий: дети дьяков, подьячих, солдат, посадских людей; дворянские дети составляли небольшой процент учащихся. Это объяснялось нежеланием дворян учиться, их косностью, привычкой к праздности. Дети простых людей приходили учиться добровольно, дворян же приходилось присылать в школы принудительно. Главным учителем в этой школе был Леонтий Магницкий, один из культурнейших людей своего времени, который составил первое учебное руководство по математике “Арифметика, сиречь наука числительная”. Московская школа математических и навигационных наук была первым реальным училищем в Европе и явилась образцом для других светских училищ, открытых в начале XVIII в.,— артиллерийских, навигационных горных и так называемых “цифирных школ”. В 1715 г. на основе переведенных в Петербург морских классов этой школы открылась Морская академия. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук с университетом и гимназией. Она сыграла большую роль в развитии науки, а ее учебные заведения — в подготовке образованных людей, преданных служителей отечественной науки. М. В. Ломоносов(1711—1765).Сын крестьянина-помора, он рано выучился грамоте. Как и все русские дети того времени, свое учение он начинал с “духовных книг. Ломоносов заложил основы развития целого ряда наук в России. Ломоносов стал основателем русской классической философии, построенной на началах философского материализма, основателем научного естествознания в России.Он первым в истории мировой науки дал наиболее полное и точное определение основного закона природы — закона сохранения материи и движения. Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них. М. В. Ломоносов заботился о поднятии благосостояния простого народа. Он считал, что богатство всего государства зависит от “сохранения и размножения российского народа”. Желая улучшить жизнь детей, снизить их смертность и заболеваемость, он настаивал на. запрещении таких браков между крепостными людьми, которые совершались по принуждению помещиков, и предлагал воспретить священникам крестить младенцев в холодной воде. Он ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, предлагал устраивать “повивальные бабьи съезды”, т. е. обучение акушерок, добивался издания книг “с наставлениями о народном здравии и распространения их среди народа, требовал вести борьбу с различными суевериями, с ворожбой и гаданиями. 23. Педагогические идеи Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества») Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Радищев. В период усиления крепостничества, беспощадной эксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту. Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания. Он рассматривал человека как материальное существо — часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека. Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества». В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность. Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении и разумной требовательности. Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования.В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека. Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. 26. Вопросы просвещения крестьянских детей в трудах Татищева, Салтыкова и Посошкова. Татищев. Делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), вредные (ворожба, чернокнижие). Способствовал становлению в России истории как науки. Считал необходимым просвещение народных масс: крестьянских детей обоего пола следует с 5 до 10 лет обучать письму и грамоте, с 10 до 15 лет - ремеслам. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVI в. По его инициативе в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных учебных заведений. Автор педагогических сочинений "Записка об учащихся и расходах на просвещение в России", "Разговор двух приятелей" и др. Школа должна формировать светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя "разумного эгоиста" - осознание человеком самого себя, внутреннего мира. Содержание общего образования (должно предшествовать профессиональному): письмо, грамматика, родной язык, красноречие, иностранные языки, математика, физика, ботаника и др. Главная задача обучения - освоить нужные науки. Они должны дополняться "щегольскими науками": музыкой, поэтикой, танцами, живописью. Большое место уделял домоводству. Считал, что с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу. Методы: обучение старшими учениками младших. После школьного этапа дворяне от 18 до 30 лет должны находиться на государственной службе, а лишь потом думать о женитьбе. Нравственное воспитание дворянские дети должны получать в домашних условиях. Качества личности, которые надо воспитывать Татищев ставил в зависимость от будущей деятельности. В работе «Разговор о пользе наук и училищ» (1733) В. Н. Татищев не только подверг критике схоластическое обучение, но и доказал пользу просвещения для общества. В третьей части трактата он изложил план преобразования российских учебных заведений с учетом развивающейся промышленности. Являясь защитником сословного дворянского просвещения, он в то же время отстаивал идею создания промышленных училищ на базе общего начального образования (цифирных школ), для которых он составил специальную инструкцию. Разрабатывая свою систему школьного образования, В. Н. Татишев считал, что нужно не только приглашать высококвалифицированных преподавателей-иностранцев, но и готовить своих учителей. Обучение должно осуществляться с учетом возраста детей; что в школе должны работать хорошо подготовленные учителя. Посошков. Просветители того времени, в целом положительно оценивая деятельность Петра I, в области образования подчеркивали необходимость просвещения не только дворянских, но и купеческих детей, а также детей ремесленников, крестьян. Будучи защитниками самодержавного правления, они тем не менее требовали ограничения эксплуатации крестьянства. «Крестьянам помещики не вековые владельцы»,- писал И. Т. Посошков, представитель нового, развивающегося сословия «купецких людей». В «Книге о скудости и богатстве» он развил идею о необходимости создавать в России школы для каждого сословия, в том числе и для простого народа, крестьян. «Не худо бы так учинить, чтобы не было в малой деревне без грамотного человека»,- писал он. И. Т. Посошков стремится разработать основы сознательного обучения, ввести в обучение строгий, продуманный порядок, организовать учет знаний каждого ученика, который должен фиксироваться в специальной книге. Свои педагогические принципы И. Т. Посошков изложил в трактате «Завещание отеческое». Как самодержавие, так и весь феодально-крепостнический строй не вызывали у Посошкова критических замечаний. Но он давал объективную оценку положения крестьянства. Крепостное право как таковое Посошков критике не подвергал. Он признавал обязательность крепостного труда на помещика. Но тем не менее в главах «О крестьянстве» и «Земляные дела» Посошков создал яркую картину весьма тяжелого труда крестьян. Здесь же он предложил программу по улучшению положения крестьян в рамках крепостного права. Среди причин бедности крестьян, пожалуй, самое важное значение Посошков придавал произволу помещиков. Он требовал от царя оградить крестьянство от насилия помещиков. Заслуга Посошкова состоит в том, что он правильно понял основные задачи современной ему эпохи и боролся за осуществление этих задач в России. Салтыков. Он считал, что в академии надо учить разным языкам, грамматике, риторике, поэтике, философии, истории, математическим наукам, географии. В «Пропозициях», адресованных Петру I, Ф. С. Салтыков, разрабатывая план обновления России, осветил и проблему школьной реформы с учетом национальных особенностей. В «Пропозициях» провозглашается идея светского образования дворян, купцов и «всяких разночинов», причем не только юношей, но и девушек. В женских школах, считал он, нужно учить читать, писать, считать, учить французскому и немецкому языкам, музыке, танцам и т. д. «Во всех губерниях сделать по два женских училища... по 500 девиц». В таких школах «они будут все вместе», будут «умнее и обходительнее, нежели как они у отцов своих живут в доме до замужества». В «Пропозициях» Ф. С. Салтыков отразил веяние нового времени, хотя и не затронул вопросов просвещения простого народа. 30. «Вопросы жизни» Н.И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов (1810—1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале «Морской сборник» со статьей «Вопросы жизни», в которой поставил ряд важных вопросов семейного и обществен­ного воспитания детей. В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он воз­мущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственнее убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ран­ней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образова­ние. Основой воспитания нравствен­ного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь — воспитание: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества».Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного воз­раста Пирогов считал той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование. Главное назначение матери, утверждал Пирогов,— «отдать себя полностью семье, делу вос­питания детей. Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — «постоянно трудиться над улучшением воспитания детей». В статье «Вопросы жизни» Н. И. Пирогов стремился возвысить женщину в глазах общества. Более того, Пирогов полагал, что, «ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, они делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». Отметив, что в руках матерей «лежит будущность челове­чества», Пирогов указывал на необходимость бережного и внима­тельного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка.В семейном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изу­чать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и вос­питание детей. Н.И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье?Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «...В ребенке,— писал Пирогов,—.весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обяза­тельным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и образования детей, выражавшегося в том, что детям привилегиро­ванных слоев общества с раннего возраста бонны и гувернеры прививали презрение к родному языку и любовь к иностран­ному. Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внима­ния, о средствах его развития с раннего возраста. Внимание Пирогов рассматривал, как «особое состояние напряжения тех элементов мозга, которыми воспринимаются приносимые органами чувств впечатления», подчеркивал необходимость индивидуализировать приемы и сред­ства воспитания у детей внимательности 32. Пед.взгляды и деят-ть ИИ Бецкого,ФИ Янковича,НИ Новикова. ИИБецкой(1704-1795)-сын князя Трубецкого,отец попал в плен к шведам,Бецкой родился. Бец-правая рука Ек2. Поклонник Руссо. Воспит-е новой породы людей – закрытые учебные заведения. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола монашества»-15 лет действовало 1864г. Воспит-е дома пред-т,что в них воспит-ся дети с 5 до 16 лет(до 18-20). В период обуч-я дети должны меньше общ-ся с внешним миром. Общ-е произ-сь с родителями при классной даме. Дети дел-сь на неск-ко классов – до 17 лет мальчики и девочки жили вместе,приучение к работе=элементарная трудовая деят-ть. С 7 до 11 лет мал.и дев.ходят в школу,ручной труд – религиозное воспит-е,разницы м\ду дев и малч нет. С 11 до 14 лет дети обуч-ся по часу,сов-ся в ручном труде со специализацией. С 14-15 лет – воспит-е заканч-ся,дифферин-я в зав-ти от спос-й их распределяли по 3м группам:1-науки искусства(продолжить образование),2-ремесла и рукоделимя,3-спос-ть к самой простой работе. Физ.воспит-е – Бецкой-поклонник Дж.Локка – физ.воспит-е. Нравст-е воспит-е=религиозное. На воротах написано «не поступай с другими так,как не хочешь,чтоб поступали с тобой». Просущ-ло уч.зав.15 лет. Гос-во инициировало эти уч.зав.,но денег не давали,не было педагогов для занятия с детьми разного возраста. Высокая смертность. В эти дома подкидывали незаконнорожденных детей-детские дома. «Родильные отделения»-женщ.рожали в тайне. Персонала не хватало. 1764-523ребенка поступило,424умерло. 1765-892поступило,598умерло. 1765-училище при акакдемии худ-в,мальчишки любого сословия и звания,интернативный тип. Бецкой призывал в Росс.1й к меценатству. 1764-1е уч.зав.для женщин – «Смольный институт для благородных девиц»(с6до18лет)-редко отпускали домой. 2 отделения-для дворянок и мещанок. 4 класса:1--6-9лет(русск,иностр,рисов,танцы),2—9-12(геогр,ист),3—12-15(архитектура,геральдика),4—15-18(правила воспит-я благонравия+повтор всего). Театр для девочек – франц.водевили. 50 руб.забирали после выпуска из завед.+все что сама сделала. 1772-1е коммерческое училище,готовило бухгалтеров. Образ-е и воспит-е для народа. ФИ Янкович де Миркево(1740-1814). 1782-живет в России. Инициатор реформы в Австрии. Система заведений для народа. Народные училища-люди разн.сословий. Малые училища(2года) и главные народные(5лет). 1е в России испол-т классно-урочную систему обучения,введены доска и мел. 1783Питер на базе главного народного училища. Открыта 1я учительская семинария в России. Янкович создал трактат «Рук-во учителям народных училищ»-офиц.дидактика в России. Семинария просущ-ла 18лет,подготовила400учителей. План по реал-ии народного образ-я реал-н частично,т.к. образ-я сельского населения не началось,посещ-е необяз-но,учились мальчики;сод-сь не на гос.деньги, а на деньги местных властей;отсут-е пед.персонала. Московский универ-1755год-100студентов,ч\з30лет-82студента,1765-1студент юридический;1768-1студент медицинский. Ни 1н медик не получил диплома,лекции-на фр и латн языках. Моск.универ-хуже,хотят военный корпус. 1789г-при универе открыта учительская семинария,подготовка. Учителя для гимназии. Открыта школа Казакова и Башенова(архтитекторы). 33. Педагогические взгляды и д-ть А.С. Симонович Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933)пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактиро­вала журнал «Детский сад» и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866 г. А.С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. В детском саду А. С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение прос­торных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе.Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоно­вичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопрово­ждались русскими народными песнями. Изменились и строитель­ные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовлен­ных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д. В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. А. С. Си­монович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточ­ный запас различных материалов для детской деятельн

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: