double arrow

Структура личности по Фрейду


Родоначальник фрейдистской концепции личности австрийский психиатр конца XIX - первый половины XX в. Зигмунд Фрейд. В отличие от марксизма в концепции Фрейда ведущую роль в человеке играют не рациональные мотивы, а влечения, переживания, эмоции.

Свою концепцию человека Фрейд создавал в рамках так называемого психоанализа, или иначе - науки о бессознательных психических процессах. В его творчестве выделяют два этапа.

Первый этап связан с такими работами конца XIX в., как «Исследование об истерии» и «Толкование сновидений», в которых Фрейд обобщил свои психотерапевтические исследования по методике "свободных ассоциаций" (вместо гипноза) и скрытой символики сновидений. На этой основе он представил структуру человеческой личности, состоящей из трех уровней.

Бессознательный -- нижний уровень, предсознательный -- средний уровень, сознательный - верхний уровень. По мнению Фрейда, бессозна­тельное человека наполнено сексуальной энергией - "либидо" (лат.


влечение). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, которые налагает общество. Сознание находится в состоянии постоянного конфликта, антагонизма с бессознательным, подавляя его сексуальные влечения.

Либидо является мощным мотивом деятельности человека. Так или иначе либидо прорывается сквозь цензуру сознания различными обходными путями, принимая символическую форму в виде обмолвок, описок, шуток, каламбуров и т.п., также - симптомов истерии, амнезии, катарсиса и пр. В конечном счете вся история человеческой культуры, которая включает обычаи, мифы, памятники литературы, искусства, науки, - все это есть прорыв и пере­воплощение сексуальных сил.

Анализируя произведения литературы и искусства (Леонардо да Винчи, Шекспира, Гофмана, Гете и др.), Фрейд отмечает в них проявление "эдипова комплекса", согласно которому в детстве у человека существуют сексуальные влечения к своим родителям; последние сдерживаются системой воспитания и загоняются в область бессознательного.

Второй этап творчества Фрейда связан с его работами 20-х годов XX в.: «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно» и др. После первой мировой войны он присоединяет к половому инстинкту еще инстинкт самосохранения и инстинкт разрушения в качестве основных побудительных сил поведения человека. На этом этапе Фрейд создает усовершенствованную концепцию структуры личности, которая включает в себя три компонента: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я).

- носитель моральных стандартов, критик и цензор
- следует принципу реальности, вынуждено служить требованиям Ид
- иррациональное, бессознательное, подчинено принципу удовольствия

Структура личности

1 • н ф л и к т Супер-Эго (Сверх-Я)
1
Эго (Я)
Ид (Оно)
 

Эго зажато с двух сторон и постоянно пребывает в состоянии конфликта, от которого спасается с помощью вытеснения, сублимации, рационализации.

Вытеснение - непроизвольное устранение из сознания в область бессознательного запретных чувств, мырлей, стремлений к действию.

Сублимация - один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Таким образом, согласно Фрейду, психический фактор оказывается определяющим для законов как телесной, так и общественной жизни.

Идеи о роли бессознательного в жизни человека развивал швейцарский психиатр и культуролог Карл Юнг, основоположник аналитической психологии. Он утверждал, что "личное бессознательное" опирается на "коллективное бессознательное", воплощенное в образах-схемах предельной степени общности - архетипах (личность и тень, мужское и женское, герои мифов и литературные герои - Дон Кихот, Дон Жуан и др.). Архетипы, являясь суммарным опытом многих поколений, организуют все психические процессы индивида.


Сейчас читают про: