Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни зависит от определенного решения основного вопроса философии применительно к обществу и его истории. Применительно к обществу в целом основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении духовной.-жизни общества к его материальной жизни.
Материальную жизнь общества в философии принято называть общественным бытием, а духовную жизнь общества - общественным сознанием.
Общественное бытие своим ядром имеет материальное производство средств жизни и включает в себя отношение между обществом и окружающей природой, социально-политическую и научно-практическую деятельность людей, а также материальную сторону семейно-бытовой жизни.
Общественное сознание - это обыденное и теоретическое сознание общества, общественная психология и идеология, массовое сознание и др., это
совокупность идей, теорий, настроений, вкусов, привычек, традиций и т.п., присущих данному обществу.
Первая сторона основного вопроса философии в социальной философии есть вопрос о том, что является определяющим, решающим - духовная или материальная жизнь общества, общественное сознание или общественное бытие.
|
|
Идеалистическое понимание общества и его истории сводится к признанию определяющей роли духовной жизни общества, общественного сознания, воли и желаний отдельных личностей и т.п. по отношению к материальной жизни общества. Идеалистического понимания общества в истории философии придерживались объективные и субъективные идеалисты, а также практически все материалисты до Маркса.
Так, объективный идеалист Гегель усматривал основу истории в развитии "мирового духа", который подчиняет своей деятельности людей: в обществе абсолютный дух проявляет себя через сознание людей.
Французские материалисты XVIII в. утверждали, что "мнение правит миром". Немецкий материалист (в понимании природы) Фейербах идеалистически трактовал побудительные мотивы общественного развития, полагал, что определяющим в жизни общества являются нравственные отношения -отношения любви, дружбы, товарищества между людьми. Фейербах также различал эпохи человеческой истории по сменяющим друг друга религиям.
Материалистичекое понимание общества и его истории сводится к признанию определяющей, решающей роли материальной жизни, общественного бытия по отношению к духовной жизни людей, общественному сознанию.
Последовательно материалистическое решение этого вопроса впервые дал Карл Маркс. Он говорил: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (см.кн.: «К критике политической экономии»). По этому поводу В.И.Ленин писал: «...Общественное сознание отражает общественное бытие - вот в чем состоит учение Маркса» (см.: кн. «Материализм и эмпириокритицизм».).
|
|
При этом марксизм не сводит эти положения к простой формуле: "общественное бытие первично, общественное сознание вторично", так как признает, что:
во-первых, общественное сознание возникло не после общественного бытия, а одновременно, в единстве с ним;
во-BTopbix, общество без людей, обладающих сознанием, просто не может существовать.
Кроме того, марксизм утверждает, что общественное бытие определяет общественное сознание в конечном счете, в целом.
Это значит, что общественное сознание, духовная жизнь людей обладает относительной самостоятельностью и активностью по отношению к общественному бытию, материальной жизни общества. Поэтому сознание не является пассивным, зеркальным отражением общественного бытия.
Марксист Фридрих Энгельс подвергал критике вульгарных экономистов, которые рассматривали общественное сознание как непосредственную проекцию общественного бытия на духовную жизнь общества и отрицали обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.