Экзистенциализм о существовании и сущности человека

В экзистенциализме, получившем широкое распространение на Западе в капиталистических странах, проблема человека является главной. Для представителей экзистенциализма основным вопросом философии служит вопрос о жизни и смерти человека, о самоубийстве и т.п.

Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX в. Кьеркегор ("бытие дает страх и отчаяние") и немецкий философ XIX в. Ф.Ницше ("освободить жизнь от подавляющего гнета разума").

Экзистенциализм возник в начале XX в. в России (Бердяев, Шестов), после первой мировой войны получил распространение в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер), а во время второй мировой войны перешел во Францию (Сартр, Камю, Марсель). В рамках экзистенциализма различают религиозное и атеистическое крыло. Среда распространения экзистенциализма творческая интеллигенция: поэты, писатели, художники, приверженцы экспрессионизма в искусстве.


Экзистенциализм, или философия существования, - одно из ирра-ционалистических направлений в философии. Понятие "экзистенция" (от лат. exsistentia ~ существование) в этой философии играет особую роль. Исходным для экзистенциалистов является не существование мира вещей, а существо­вание человека. Существование человека предшествует его сущности, которую человек "лепит" сам.

Экзистенция человека - это нечто вроде его души. Экзистенция неуло­вима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.

Экзистенциалистская концепция человека имеет субъективно-идеалистический характер: мир таков, каков человек, каковы его субъективные переживания. Различают "неподлинное" существование человека, когда он находится в зависимости от внешних условий природы и общества, и "подлинное" существование человека, когда он освобождается от внешних условий и ему открывается его экзистенция. Это так называемые "пограничные ситуации": перед лицом смерти, страдания, чувство глубокой вины и рас­каяния, религиозного экстаза, душевное заболевание. Лишь в пограничной ситуации человек обретает истинную свободу, выбирает сам свои поступки и действия.

Одиночество человека в мире ощущается им как страх перед лицом Ничто, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к свободе (см. кн.: М.Хайдеггер «Время и Бытие»; Ж.-П.Сартр «Бытие и Ничто»).

• Понятия "здесь-бытие", "бытие-в-мире", "бытие-к-смерти" и др., введенные немецким экзистенциалистом Мартином Хайдеггером для характеристики бытия человека, позволили сблизить позиции онтологии, гносеологии и философской антропологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: