Предпосылки возникновения исторической психологии и основные этапы её становления

В конце XX в. теоретики человековедения видят ближайший ориентир развития своей области в объединении книжно-письменной «архаики» и научной «современности» в постсовременный тип знания. Поэтому целесообразно включать и период до оформления 2-х независимых наук (истории и психологии). Раньше в советской науке признавалось, что и до научных концептуализаций (конец XIX в.) существовала мощная психолого- историческая традиция – это донаучные образы и представления о прошлом. Однако с позиции позитивного психологического знания эти сведения «бесплодны, как лунная пустыня». Можно выделить несколько хронологических этапов – ориентиров в движении психолого-исторических знаний: Историю развития историко-психологической мысли можно разделить на два больших периода: донаучный и научный. В свою очередь в каждом из периодов выделяются этапы. Донаучный период: (середина I тысячелетия до нашей эры – середина XIX в. нашей эры) Мифохудожественные и художественные образы прошлого вместе с религиозными, философскими, историософскими доктринами природы человека (полностью преобладали до появления независимых истории и психологии). · Первый этап – середина I тысячелетия до нашей эры – V век нашей эры. Развитие психолого-исторических знаний в Древнем мире. · Второй этап (V – ХVI века нашей эры). Развитие историко- психологических знаний в эпоху средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания.Жихарев С. Б. · Третий этап (ХVII- середина XIX века). Психолого-историческое знание Нового времени. Психологические проекции на основе философской антропологии и обыденного сознания. Научный период: (вторая половина ХIХ века – по настоящее время). В развитии исторической психологии в данный период можно выделить два этапа. На первом этапе (начиная с середины XIX века по 30-е годы XX столетия) была заложена традиция психологической интерпретации исторического процесса и включения в психологическое исследование исторических материалов, характеризующих развитие языка, культуры, образа жизни отдельных народов (исследования, проведенные в рамках «психологии народов» Х. Штейнталем, М. Лацарусом, В.Вундтом). В этот период впервые осуществлен исторический подход к психологическому изучению мышления, памяти, представлении, личности (Л.Леви-Брюль, П.Жане); впервые в конкретно-научном плане реализована идея психологической интерпретации исторического процесса (В.М.Бехтерев). На первом этапе историко-психологическое направление не являлось самостоятельной областью психологических исследований, а развивалось в рамках общепсихологических, социально-психологических, этнопсихологических, социологических наук. На втором этапе развития научного историко-психологического направления (начиная с 40-х годов XX века по настоящее время) формируются специальные научные дисциплины, изучающие изменчивость человеческой психики в процессе общественного развития и осуществляющие психологический подход к историческому процессу: французская историческая психология и американская психоистория. Этот период характеризуется развитием теоретической и методической базы историко-психологических исследований на основе общепсихологических концепций и методик (например, теории личности З. Фрейда) и созданием специальных концепций (например, концепция исторического персоногенеза И. Мейерсона). На втором этапе формируется стержневая проблематика историко-психологических исследований: влияние психологических особенностей исторических деятелей и масс на характер и направленность социальных изменений, влияние исторических событий на жизнь и судьбы современников, закономерности формирования личности в конкретную историческую эпоху. В исторической психологии отчетливо прослеживаются две различные методологические традиции. В первом случае (в основном — в американской психоистории) приоритетным объектом исследований является исторический деятель, и для объяснения его поведения и роли в истории привлекаются психологические теории личности. Тогда как преимущественно во французской исторической психологии исследовательский интерес прикован к массовидным психологическим явлениям, нивелирующим индивидуальные проявления в пользу социально- психологических феноменов и исторически типического в психике людей в различные эпохи.Жихарев С. Б. 2. Развитие психолого-исторически


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: