double arrow

Возрастная психология как предмет исследования

ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Составители: Воробьева Н.А.

Учитель в начальной школе

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА”

для специальности 0312

Возрастная психология как предмет исследования. Детство и возраст как основные категории возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – как первая часть возрастной психологии – зародилась в конце ХIХ века. Традиционно она охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, и подростковый возраст многие психологи считают как “затянувшееся детство”.

Детская психология выявляет закономерности и факты детского развития охватывает период от рождения до 17 лет.

Первые замечания о душевной жизни детей – по словам известного русского исследователя детской психики В.П. Нечаева – можно встретить еще у древних авторов.

Однако первое систематическое описание психической жизни ребенка было сделано Тидерманом в 1787 году в сочинении “Наблюдение за развитием душевных способностей у детей”.Но только спустя два века этот труд нашел многочисленных исследователей.

Точкой отчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого дарвиниста Вильгельма Прейера “Душа ребенка”. В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына в течении 3 лет, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Его по праву считают отцом детской психологии. Прейер попытался проследить психогенезис, выявив и описав последовательность отдельных моментов развития. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий. Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей. С этой целью он поместил в приложении к своей книге образец дневника, который намечал канву исследований для каждого возраста. Влияние работы Прейера сказалось и в том, что после него в детской психологии появился круг проблем, которые до этого времени не были в центре исследовательских интересов.

Несмотря на то, что наблюдения за развитием велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет объясняется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения. Взгляды Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем науки ХIХ века.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу ХIХ века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания, появились более демократические семьи.

В это же время в Америке активно заявляет о себе Стенли Холл. Именно с его именем связывается рождение такой науки, как педология, получившая признание и широкое распространение в Америке и Европе на рубеже ХIХ –ХХ веков. В основе педологии лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов–психологов, педагогов, педиатров, биологов, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины ХХ века. Педология решала задачи комплексного подхода к исследованию детей: их здоровье, психические качества и социальный статус, и образование их родителей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в этом русле.

Бурное развитие педологии в России, представленное замечательными работами К.Д. Ушинского, Н.Н. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, Н.Н. Ланге, получило свое логическое достойное продолжение в трудах А.Н. Нечаева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда. Однако в 1936 г. педология подверглась резкой критике. Было издано постановление ЦК ВКПБ “О педологических извращениях в системе Наркомпросса” и директива о закрытии педологии как науки вообще. Это сказалось не только на педологии, но и на всей психологической науке. Психология как наука впала в амбиоз, постепенный выход из которого начался в начале 60-х годов.

Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы одновременно так или иначе не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюллер, К. Коффка, К. Левин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В.М. Бехтерев, Д.М. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.

В 20–30 годы были заложены основы подхода к психическому развитию детей, получены важные материалы об отдельных сторонах и закономерностях этого развития. Хотя постановление о запрете педологии и нанесло серьезный удар по этой работе, однако, несмотря на трудности, психологические исследования детского развития не прекращались, а с 50–х годов они стали приобретать все большее распространение, появились новые исследования и новые имена. В этот период развития детской психологии было связано с деятельностью учеников и последователей Л.С. Выготского – А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, М.И. Лисиной.

В настоящее время отечественная детская психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра некоторых методологических основ, принципов построения отечественной детской психологии.

Серьезно встал вопрос о необходимости развития таких областей как психология личности, эмоциональное развитие детей, формирование половой идентификации, которые мало исследовались в отечественной психологии.

Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед отечественной практической детской психологией. Прежде всего это вопросы диагностики, модификации тестов и способов их применения в школах и детских садах. Отсутствие квалифицированных кадров и низкий уровень психологической грамотности приводит к тому, что применение тестов часто необъективно, а психологическая коррекция не дает удовлетворительных результатов.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в отечественной детской психологии является создание развивающих программ для одаренных детей и для детей с задержкой умственного развития. Большое значение имеет и формирование службы психологической коррекции.

Детство и возраст как основные категории возрастной психологии.

Итак, возрастная психология – особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями как “возраст” и “детство”.

Возраст или возрастной период по определению Л.С.Выготского – это особый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возраст не совпадают. Хронологический, или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже. Особенно сильно плавают границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство – это не только период усиленного развития, изменения и обучения, но это еще и период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе сам процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Д.Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития:

1. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции, человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длиться его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы.

2. За тысячелетия человечество продвинулось намного вперед, человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенно не отличается от новорожденного, живущего десятки тысяч лет назад. Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества не одинаковый?

Детство – явление историческое. Его содержание и продолжительность изменяется на протяжении веков. Продолжительность детства в эпоху Средневековья или в первобытном обществе не равна продолжительности детства в наши дни. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его развития вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.

Проблема истории детства – одна из наиболее трудных в современной детской психологии, т.к. в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех случаях, когда археологи находят игрушки, это обычно предметы культа, которые в древности клали в могилу, чтобы они служили хозяину в загробной жизни.

Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности. Специфика детства определяется условием социального, экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом (приложение 1).

Связь возрастной психологии с другими науками.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии – акцент на динамике развития, и соответственно она включает в себя: психологию дошкольника, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию старшего школьника, психологию взрослого человека.

Тем не менее, возрастная психология связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференцированной психологией.

Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции, и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.

В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, д/с, класса, компании и т.д.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференцированная психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: