Лекция 7 Развитие основных психологических школ и отраслей психологии на рубеже XIX - XX вв

На рубеже веков психология прежде единая разделилась на несколько направлений, ставящих новые предметы, задачи психологии и разрабатывающие методы исследования психического в соответствии с методологическими установками школы.

В рамках изучения сознания выделились направления, рассматривающие разные аспекты его. Разногласия были связаны в большей степени с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения. Применение экспериментального метода привело к появлению попыток построения психологии на позитивистских основаниях.

Сохраняя установки прежней интроспективной психологии на ее предмет, появляется структурная психология. Основные положения данного направления были заложены всей предыдущей историей рассмотрения сознания через отдельные элементы и их механическое сцепление. Представленное в концепции Вундта разделение на элементы сознания и способов его связи стало основанием для построения его учеником Эдвардом Брэдфордом Титченером (1867 - 1927) направления, которое он назвал структурной психологией или структурализмом. Титченер был одним из первых, кто пожил начало экспериментальной психологии в США.

Предметом психологии, по его мнению, должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к ее работе. В качестве основных задач обозначил обнаружение базовых элементов, к которым можно было бы свести все сложные процессы, определение связей для формирования сложных восприятий, идей, образований, а также объяснение работы разума, т.е. объяснить, почему возникает такая комбинация элементов. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений скрыты реальные процессы. Поэтому открываемое в самонаблюдении содержание не соответствует структуре сознания. При этом происходит «ошибка стимула» - смешение психического процесса с наблюдаемым явлением. Для того, чтобы выделить и описать исходные элементы сознания, он усовершенствует метод интроспекции. Предлагает метод аналитической интроспекции, который с помощью тренировки испытуемого позволяет выделить «чистое содержание сознания» (например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым»), не подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления.

Данные представления показывали уже методологическую несостоятельность понимания и изучения психического. Это направление не получило широкого распространения и стало тупиковым в развитии психологии. Лаборатория Титченера приходила в упадок и в 30-х годах многие из ее воспитанников продолжали активно работать, но никто уже не следовал программе структурализма.

Как было выделено ранее, одновременно с Вундтовской программой психологии появилась программа Ф.Брентано. Основные ее положения послужили формированию функционального подхода, или функционализма. Исследования Бена и Спенсера также указывали на необходимость изучения функций психического, которые бы позволили раскрыть психологические особенности взаимосвязи живого организма со средой.

В развитии функциональной психологии выделяют два направления: европейское и американское.

Разработка европейской функциональной психологии было, вслед за Брентано, продолжено Карлом Штумпфом (1848 - 1936). Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты в терминологии Брентано). При рассмотрении психического он различает психические функции и содержание (продукт функций). Одно независимо от другого, при изменении одного меняется и второй. Однако задача психологии состоит в изучении функций. В дальнейшем Штумпф проводит классификацию функции и выделяет интеллектуальные и эмотивные (аффективные).

Увлечение музыкой привело к обнаружению феноменов восприятия, которые позже были изучены его учениками - К. Коффкой, В. Кёлером М. Вертгеймером, К. Левиным.

Исследование музыкального восприятия привело другого ученика Брентано Христиана Эренфельса (1859 - 1932) к выделению гештальткачеств, названных качествами Эренфельса: качество «сверхсуммативности» и «транспозитивности». Первое связывал с появлением в целостном восприятии признаков, которые отсутствовали в восприятии отдельных частей. Второе описывал как изменение целостности образа при разных способах предъявления. Это стало важным моментов в исследовании гештальтпсихологов.

Изучение возникновения геометрических иллюзий привело Теодора Липпса (1851 - 1914) к введению понятия «эмпатия» как особого психического акта. При этом акте происходит проецирование субъектом на воспринимаемый предмет своего эмоционального состояния, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания.

Дальнейшее развитие положений европейского функционализма осуществлялось уже в других направлениях, в большей степени в гештальтпсихологии.

Когда говорят о функциональной психологии, то в первую очередь имеют в виду американское направление, где она стала самостоятельным направлением, - функционализмом. Основоположником является Вильям Джемс (Джеймс) (1842 - 1910).

Основные положения своих представлений о психологии он изложил в «Принципах психологии» (1890), который послужил основой для многих американских концепций психического и сделал популярной психологию в Америке. Одной из основных проблем его исследования становится сознание. Анализируя данные, получаемые при самонаблюдении, выводит концепцию потока сознания. «Сознание не является разрубленным на куски. В сознании нет ничего жестко зафиксированного, оно течет. «Река» или «поток» - вот метафоры, которые описывают его самым естественным образом» (В.Джемс). Тем самым он оспаривает атомистическое рассмотрение сознания, считает неправильным рассматривать психическую жизнь как перетасовку и ассоциацию одних и тех же идей.

Сознание не только динамично, но еще и селективно, избирательно. Понимание законов, по которым происходит выбор или отвержение одних предметов, составляет задачу психологии. Основная функция сознания – выбор, который определяется целями. Главная из этих целей - выживание, почерпнутое из биологии Дарвина. «Различные виды наших чувств и способы мышлений достигли теперешнего состояния в силу своей полезности для регулирования наших воздействий на внешний мир» (В.Джемс). Поэтому основная роль сознания – это выживание посредством приспособления к окружающей среде. Оно, тем самым, помогает в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.

Непрерывность мысли объяснялась им возможностью самоидентификации, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя. Тем самым он вводит в психологию проблему личности, понимая ее как интегративное целое. В личности выделил познаваемый и познающий элементы. В качестве познаваемого элемента выступает эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент наше чистое Я. В эмпирической личности выделил разные уровни: физическая, социальная и духовная личности. Таким образом, наша личность не совпадает с физическим Я. Ввел понятия самооценки как самодовольства и недовольства собой и самоуважение, которые рассматривал как условие самосовершенствования или неврозов, болезней.

Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Наметил основные тенденции развития психологической науки, которые были развиты американскими учеными.

В дальнейшем данное направление было развито психологами Чикагской школы (которую Титченер и обозначил как функционализм). Данная школа возникла после встречи в 1894 г. Дж.Дьюи (1859 - 1952), Дж.Р.Энджелла (1869 - 1949), Дж.Мида и А.У.Мура.

Начало этому движению положила статья Джона Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), направленная против автоматизма в понимании рефлекторного акта. Понимал рефлекс как установление полезной координации между стимулом и реакцией, условиями для успешного результата и инструментом достижения соответствия этим условиям. Исходя из этого положения, строится понимание сознания как главного посредника между окружающей средой и потребностями организма. Психическая функция рассматривалась со стороны ее полезности в практических ситуациях, как инструмент приспособления к окружению. Реальная жизнь проверяет верность тех суждений и понятий, к которым пришел человек и на основе которых выстраивал свое поведение. Нацеленность на анализ сознания в жизненных ситуациях способствовала развитию прикладных: областей – тестирования, педагогической, медицинской, юридической, промышленной психологии.

Следующим требованием функционалистов было не ограничиваться только областью сознания, но рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Джеймс Энджелл считал, что психология не может ограничиться областью сознания, т.к. организм действует как психофизическое целое. То есть фактической разницы между сознанием и движением, с точки зрения адаптации к среде нет. В связи с этим данных метода интроспекции было недостаточно, считал необходимым ввести метод наблюдения и генетический метод.

Со временем данная школа стала местом, где появился бихевиоризм в лице Дж.Уотсона, ученика Энджелла.

Наряду с чикагской школой к функциональному направлению примыкала и Колумбийская школа, которую возглавлял Роберт Вудвортс (1869 - 1962). Называя свою концепцию динамической психологией важное значение в физиологической схеме стимул - реакция придавал промежуточной переменной – организм. Данная переменная может существенно изменить первоначальные взаимосвязи между стимулом и реакцией. В качестве такой переменной в процессе исследования выделил мотивацию, которая стала в последующем одной из основных тем исследования американской психологии.

В отличие от европейского функционализма американский рассматривал сознание со стороны его функции в поведении, тем самым, выделяя функцию поведения. Однако теоретическая неопределенность понятия функция, выделение разных функций, сложность объективного психологического анализа этих функций с помощью тех методов, которые тогда существовали. Это во многом определило позицию последователей – бихевиористов.

Таким образом, американская функциональная психология рассматривала связь сознания, поведения и социальной среды, в которой развивается живое существо. Она объективно показала значение поведения, которое должно быть включено в предмет психологии.

Противостояние функционализма и структурализма являлось основным в психологии сознания конца XIX — начала XX в. Структурализм строил свои исследования, абстрагируясь от роли сознания в поведении, что пытался преодолеть функционализм. Несмотря на то, что работы функционалистов поколебали основные устои структурной психологии, и в первую очередь, методологию ассоцианизма, расширили понимание предмета, содержание сознания растворилось в потоке сознания и активности.

В конце XIX в. появляется направление, которое поставило своей целью экспериментально изучить мышление. Направление получило название по месту расположения университета, где проводились эти исследования – Вюрцбургская школа.

Она была создана одним из учеников Вундта Освальдом Кюльпе (1862 - 1915). В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты Вундта. При проведении эксперимента ими была произведена небольшое изменение инструкции, и это привело их к открытию новой области изучения психического. Изменение в инструкции касалось отчета испытуемого того, какие именно процессы протекали в сознании испытуемого тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он произносил требуемое слово. Была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Поэтому Кюльпе доработал метод интроспекции до систематической экспериментальной интроспекции, в результате проведения которого было установлено, что мысль несводима к ощущениям и ее можно описать через оперирование значениями, «идеи Платона или монады Лейбница, могут мыслиться непосредственно, без того, чтобы можно было образовать о них наглядные представления» (О.Кюльпе). Тем самым в содержание сознания были введены новые феномены – умственные образы.

Данные выводы задали определенную программу исследования. Коллектив лаборатории провел исследования мыслительных процессов, которые для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики. В состав лаборатории входили А. Майер, А. Мессер, X. Уатт, К. Бюлер, Н. Ах, К. Марбе.

Изучение мышления стало приобретать психологические контуры. От законов логики как законов мышления, выделяемых прежней психологией, был сделан переход к закономерностям и свойствам мышления, отличным от законов ассоциаций и логики. Особые законы определялись выделенной в экспериментах X.Уатта и Нарцисса Аха (1871-1946) установкой сознания, доминирующей тенденцией или готовностью действовать (set). Таким образом было выделено, что испытуемый как бы «преднастроен» (О.Кюльпе) на решение задачи. Перед восприятием раздражителя эта установка регулирует ход процесса, но не осознается. Эти работы показали, что решение задачи – активный процесс, в основе которого лежит особый психологический механизм: установка и детерминирующая тенденция; они придают мышлению целенаправленный характер.

Обратившись к тому, как протекает мышление Карл Бюлер (1879-1963) показал, что мышление является не одномоментным актом, а процессом, имеющим начало, время протекания и результат. Детальное изучение динамки мышления позволило выделить мысль как основной носитель мышления, построить их классификацию (мысли как сознание правил, как сознание отношений и мысли-интенции), тем самым обозначив необходимость изучения значения ситуации для испытуемого.

Предположив, что решение задачи определяется смысловой характеристикой задачи, Отто Зельц (1881—1944) выделил антиципирующую схему задачи как складывающийся в сознании проблемный комплекс. Она контролирует и направляет ход мыслительных операций. При типовой задаче пробел в схеме заполняется актуализацией имеющихся способов решения. Если задача не решается известными способами, она приобретает для данного человека творческий характер. В этом случае необходимо открытие новых способов решения.

Как отмечает М.Г.Ярошевский, наиболее существенным моментом была разработка психического акта, определяемого мотивом и целью, имеющего операционально-аффективную динамику и состав.

Идеи, представленные данной школой, были развиты другими исследователями и стали одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. Учеником Кюльпе являлся и Макс Вертгеймер, один из основателей нового направления гештальтпсихологии.

Многие направления, возникающие в конце XIX в. ставили в качестве предмета исследования определенные функции сознания, психические акты или структурные компоненты. За анализом психического через факторы, влияющие на него, просматривался человек. Однако проблема изучения человека как личности, как целостности, включенного в различного рода отношения с окружающей действительностью ставились немногими. Среди этих направлений необходимо выделить Французская психологическая школа.

Предыдущая история развития психологии во Франции привела к широкому распространению психопатологии, которой занимались и философы. В университетах до конца XIX в. царили психоневрологические направления. Лишь в 1889 г. благодаря усилиям Теодюля Рибо (1839 - 1916) появляется первая во Франции кафедра психологии. Несмотря на то, что Рибо содействовал внедрению основных направлений английской и немецкой психологии, он считал, что необходимо изучать человека в целом. Поэтому психология во Франции обратилась к изучению высших процессов и личности.

Можно выделить следующие основные вопросы, которые интересовали французских ученых. Проблема содержания и структуры личности привела к выделению роли культуры и социальной среды в процессе развития человека. Интерес к аномальным явлениям психической реальности, к болезням личности, психическим заболеваниям привел к постановке вопроса о роли неосознаваемых мотивов человека в его поведение, а также к вопросу о способах лечения этих заболеваний (гипноз и внушение).

Интерес во Франции к гипнозу проявился в XVIII в. с деятельностью Ф.Месмера и «животного магнетизма» (гипноз и внушение) как средства решения проблем человека. Описываемые, наблюдаемые феномены, происходящие под действием гипноза, привели к изучению природы гипноза, факторов, влияющих на внушаемость. Гипноз стал также применяться и в клиниках для лечения больных, для понимания природы заболевания. Разработка данного направления велась во Франции двумя психоневрологическими школами – нансийской и парижской.

Клиникой в Нанси руководил Амбруаз Льебо (1823 - 1905), а затем И.Бернгейм. Гипноз использовался Льебо для лечения соматических и невротических заболеваний, добиваясь при этом значительных психотерапевтических результатов. Понимал гипноз как состояние, родственное обычному сну, при котором человек обладает способностью находиться под воздействием идеи и реализовать ее, причем все другие воздействия внешнего мира оказываются недоступными сознанию. На основе этого он вместе со своим учеником И.Бернгеймом разработал методы словесного внушения. Демонстрация одного из таких методов произвела на З.Фрейда сильное впечатление и привела его в последующем к разработке теории бессознательного.

В Париже возглавлял клинику Жан Мартен Шарко (1825—1893), который занимался истерией. Ее он рассматривал как заболевание и объяснил ее симптомы – параличи, анестезии, припадки – физиологическими причинами. В процессе многолетних наблюдений выделил сходство между поведением истериков и людей, находящихся в гипнотическом состоянии. На основе этого рассматривал гипноз как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других типов пациентов. Выделил влияние мысли на появление невротического симптома. Клиника привлекала огромное внимание со всей частей света, в нее приезжали учиться З.Фрейд, В.М.Бехтерев и др., его ученики П.Жане и А.Бине внесли много нового в психологию.

Обсуждение феноменов, изучаемых этими клиниками, привело к выделению бессознательного, его соотношение с сознанием, обозначилась психосоматическая медицина, значения внушения в поведении человека, его состоянии. Под влиянием представлений о роли внушения в социальной детерминации поведения складывалась концепция развития психических качеств человека под действием законов подражания Г.Тарда (1843-1904).

Использование материалов патопсихологии рассматривалось, начиная с Т.Рибо, как самый тонкий (более надежный и репрезентативный) эксперимент, который только возможно провести для понимания природы психического.

Данный подход был принят и развит Пьером Жане (1859 - 1947), который считал, что экспериментальная психология должна быть только патологической, т.к. зная психические болезни, можно изучить психику. На основе проводимых клинических наблюдений он выдели структуру психических процессов, разделив их на низшие (действия, чувство, разум слиты воедино) и высшие (обусловленные социальной природой, проявление духа). Показал, что память, воля являются высшими психическими процессами. Воля производна от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек. Память - рассказ о некотором событии прошлого, случившемся в отсутствие того, кому этот рассказ адресован.

Обсуждая проблему личности, пришел к выводу, что в основе образования личности, или Я, лежит память. Если меняется память, то это приводит к модификациям личности и всей психической жизни. Говоря о соотношении низших процессов, памяти и личности выстраивает иерархию психических явлений, в которой содержится в разном состоянии различные компоненты.

Ввел в психологию понятие «поле сознания», понимаемое как наибольшее число простых образов, которые могут находиться одновременно в сознании. Оно изменчиво в зависимости от состояния человека, от болезни, от возрастных особенностей. Исследование причин сужения сознания привело его к вопросу о соотношении сознательного и бессознательного.

Признаваемая Жане социальная обусловленность психики человека получила широкое признание во французской психологической науке. Учениками П. Жане были А. Пьерон, А. Валлон, Ж. Пиаже - все основатели современной французской генетической психологии.

Несмотря на большую роль патопсихологии, во Франции появляется и начинает развиваться экспериментальная психология, которую начал развивать Альфред Бине (1857 - 1911). Возглавив в 1895 г. лабораторию физиологической психологии, он начинает экспериментальную деятельность. Основной задачей психологии полагал изучение высших процессов, в частности, мышление и интеллект. В качестве основного метода рассматривал сравнительный метод.

Проведенные им исследования интеллекта привели к результатам, подобным Вюрцбургской школе: существует мышление без образов, которое ускользает от самонаблюдения. Многолетнее изучение памяти, внимания, воображения, интеллекта детей позволило ему разработать способ измерения интеллектуального уровня, тестовую методику. Ввел понятие умственного возраста, сравниваемого с хронологическим. Данная методика привело к развитию тестологии и внесла вклад в дифференциальную психологию. Работая в лаборатории у Бине, Жан Пиаже заинтересовался причинами, определяющими уровень развития интеллекта, что нашло отражение в разрабатываемой им в последующем генетической психологии.

Наряду с исследованием психики с привлечением данных патопсихологии, возникает направление, интерес которого лежит в изучении социальных контактов. Родоначальником этого направления, получившего название французская социологическая школа, стал Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). (Рис 18) Выделил, что обычаи, моральные и юридические нормы представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека – коллективное сознание. Оно отличается от индивидуального, развивается по своим законам, которые не зависят от индивидуального ума. Человек как социальное существо возникает из общества. Социальное существо в человеке формируется обществом. Общество рассматривается как духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и. др., которые отражают различные стороны общественной жизни. Все это - коллективные представления, закрепляемые в языке. Дюркгейм способствовал внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному на почве тщательного описания конкретно-исторических явлений. Показал значимость социального, культурного фактора на развитие человека.

В дальнейшем его идеи были использованы Люсьеном Леви-Брюлем (1857–1939) при изучении культур. Собрав богатый материал представителей различных культур, находящихся на разных этапах социокультурного развития, выдвинул тезис о соответствии типа мышления социально-историческим структурам. Выделил два типа мышления: первобытное и логическое (современный тип). Эти типы мышления не сменяют друг друга, а сосуществуют. И в ходе исторического развития изменяется соотношение между первобытным (пралогическим) и логическим мышлением. Интерес для психологии представляет описанные им характерные черты первобытного мышления.

Значение французской социологической школы заключается в отстаивании идеи о социальной природе психики, выдвижении нового – исторического – подхода к ее исследованию. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: