double arrow

Принцип колебательной (пульсирующей) эволюции

Процесс эволюции сложной системы носит не поступательный, а цикличес­кий или волновой характер: он сочетает в себе дивергентные (рост разнообразия) и конвергентные (свертывание разнообразия) тенденции, фазы зарождения поряд­ка и поддержания порядка. Открытые сложные системы пульсируют: дифферен­циация сменяется интеграцией, разбегание — сближением, ослабление связей — их усилением и т, п.

Нетрудно понять, что перечисленные принципы синергетической методо­логии можно разбить на три группы: принципы сложности (1-3), принципы неопределенности (3-6) и принципы эволюции (7-9).

Вопрос

Цель – желанный конечный результат, определяемый для того, чтобы получить курс, который интерпретирует поведение и деятельность переменной.

Закономерности возникновения и формирования целей:

1. Зависимость представлений о целях и формулировке целей от стадии познания объекта. Формируя цель, надо отобразить.

2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При анализе причин возникновения и формулирования целей следует учитывать, что на цель влияют как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние потребности, мотивы, ценности и т.д. при этом последние так же объективно влияют на процесс целеобразования. Эта закономерность характеризует важное отличие организованных разбивающихся систем от технических. Теория управления техническими системами рассматривает цель, как понятие внешнее по отношению к системе. В организационных системах цели формулируются внутри, а не создаются извне.

3. Возможность сведения задачи формулирования обобщающей цели в сложных системах показывает, что эта цель возникает в сознании руководители или коллектива не как единичное понятие, а как некоторая достаточно размытая область, т.е. в виде некоторого образа целей. При этом достичь одинакового понимания этой обобщающей цели всеми исполнителями невозможно без ее детализации в виде упорядоченного набора подцелей. Другими словами задача формулирования обобщающей цели в сложных системах должна быть сведена к задаче структуризации или декомпозиции целей.

Закономерности формирования структур целей:

1. Зависимость способа представления структуры целей от стадии познания объекта или процесса. Цели могут представляться в виде декомпозиции во времени и декомпозиции в пространстве. На начальных этапах удобнее применять декомпозицию в пространстве. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования. Такое представление может быть использовано и как средство управления, когда руководитель хорошо представляет конечную цель и ее декомпозицию во времени и пространстве, но не уверен, что ее сразу поймут исполнители. Тогда он может выдвигать подцели постепенно, по мере достижения предыдущих. Наиболее типичным является представление структур целей в виде дерева целей.

2. Проявление в структуре целей закономерностей, целостности. Достижение целей вышестоящего уровня не может быть полностью обеспечено достижением подцелей, хотя и зависит от них. Потребности, мотивы, программы, влияющие на формулирование целей нужно исследовать на каждом уровне иерархии.

Закономерность формирования иерархических структур целей:

1. Приемы, применяющиеся при формировании древовидных структур цели сводятся к двум классам.

2. Формирование структур сверху. Метод декомпозиции и целевой метод.

3. Формирование структур снизу. Морфологический и тезаурусный подход.

4. В иерархической структуре цели нижележащего уровня не всегда можно рассматривать как средство для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они являются целями для уровня нижестоящего по отношению к ним. Это свойство «двумерного Януса».

5. По мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как ба смещение шкалы от цели направления к конкретным целям, которые на нижнем уровне иерархии могут выражаться в виде отдельных результатов конкретной работы с указанием критериев оценки е выполнения.

6. Процесс развертывания обобщающей ели может быть бесконечным. Однако на практике стремятся число уровней сократить до 5-7. на каком то уровне иерархии возникает необходимость сменить язык описания подцелей, поэтому одним деревом целей считают ту часть структуры, которая может быть сформулирована на одном языке. Цели вышележащий уровней в этом дереве детализируются, переформулируются в терминах одного и того же языка, а при переходе на другой язык удобнее продолжающееся декомпозицию, принадлежащую к другому дереву целей. Иногда такое отделение деревьев друг от друга совпадает с делением системы на подсистемы.

7. Следует учитывать ограничения возможностей оперативной памяти человека.

8. При формулировании целей и подцелей не всегда удается сразу отразить формулировки критериев их оценки. Также не всегда одной подсистеме соответствует один критерий. Поэтому часто строят отдельное дерево критериев, соответствующее дереву целей.

Вопрос

п ереходный процесс — в теории систем представляет реакцию динамической системы на приложенное к ней внешнее воздействие с момента приложения этого воздействия до некоторого установившегося значения во временной области. Изучение переходных процессов — важный шаг в процессе анализа динамических свойств и качества рассматриваемой системы. Примерами внешнего воздействия могут быть дельта-импульс, скачок или синусоида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: