double arrow

Б) Образы трагедии


В центре трагедии Эдип, но не тот мудрый правитель, каким он является в начале трагедии "Эдип-царь", и не тот сломленный несчастиями человек, каким мы видим его в конце трагедии.

В новой трагедии Эдип владеет силой, свойственной только бессмертным. Годы и страдания изнурили его, но он полон сознания своей невиновности и с уверенностью говорит, что в его преступлении не было ни умысла, ни греха (997-1010; 1021-1031). Он знает о предназначенной ему Аполлоном высокой роли быть благодетелем страны, где он получит блаженный покой.

Гнев и негодование прежнего Эдипа прорываются по отношению к неблагодарному сыну Полинику, которого он отказывается видеть.

Антигона, сочувствуя страданиям родных, нежно упрекает отца, уговаривая не платить злом за зло, вспомнить, что сам он пострадал по вине отца и матери (1212-1215; 1219-1222). В Антигоне из трагедии "Эдип в Колоне" при всей ее любви к близким по крови больше нежности и меньше сильных чувств, чем в одноименной трагедии.

В обрисовке характера Креонта поэт снова вернулся к первоначальной трактовке: Креонт в сцене с Эдипом проявляет знакомое уже по трагедии "Антигона" самоуправство и деспотизм. Эти особенности его характера подчеркивают правосудие, человеколюбие, справедливость Тесея, олицетворяющего власть, прямо противоположную произволу в Фивах.




Главная художественная особенность трагедии заключается в партиях хора, прославляющих родину Софокла. Это настоящий гимн Колону. Сама природа - покровитель этого края. Все прекрасное сосредоточено здесь. Лирические песни хора - лучшие места в трагедии.

Мифологические образы Диониса, Муз и Афродиты, сложные эпитеты придают особую поэтическую прелесть стихам: "цветет нарцисс, вспоенный небесной росой"; "шафран, блистающий золотом"; "листва с бесчисленными плодами" (676).

Особенностью композиции является некоторая задержка действия в эпизоде с Полиником. Эпизод вводится с целью показать, что и отец и сын - оба идут навстречу своей судьбе, но отец - просветленный страданиями, чтобы принести благоденствие Афинам, а сын, черствый эгоист,- чтобы получить заслуженное воздаяние.

Сама смерть Эдипа необычна. Только одному Тесею известно, как умер Эдип. Такая развязка по своему характеру близка к "deus ex machina"*, так как связана с вмешательством богов. Так же как и в других трагедиях, Софокл видит в переменчивой судьбе человека отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Жизненные бури навевают поэту пессимистические мысли. Хор в антистрофе стасима третьего поет о том, что лучше было бы человеку не родиться или скорее умереть, что "зависть, резня и брань" везде его встречают.

Возможно, что события последних лет жизни Софокла вызвали такие мрачные мысли. В словах хора есть несомненный намек на социальную борьбу, особенно если принять во внимание участие трагика в олигархическом перевороте. Эта песнь хора в значительной степени может объяснить тоску Софокла по своему идеалу - гармоническому сочетанию власти правителя и народа.



"Эдип в Колоне" вызывает интерес не только как произведение, раскрывающее политические симпатии Софокла, но и как трагедия, в которой он более полно, чем в трагедии "Эдип-царь", высказывает свое отношение к страдальцу Эдипу. Страданиями Эдип очищен от зла. Эдип, который сам осудил себя как тяжкого преступника, невольно осквернившего семейный очаг, посмертно становится защитником Афин. Глубоко любя родину, Софокл мог эту роль отвести только тому человеку, в моральные устои которого он верил.

6. "Электра".

Миф об Электре, дочери Агамемнона и Клитемнестры, послужил темой второй части трилогии Эсхила "Орестея" и трагедий "Электра" Софокла и Еврипида. Но каждый трагик сообразно со своим мировоззрением придает этому древнему мифу те или иные черты. Убивая мать, Электра и Орест в трагедиях Эсхила и Софокла безоговорочно выполняют священную волю Аполлона, защищающего права отца.

Электра Софокла менее схематична, чем у Эсхила. Софокл рисует страстную натуру, чувства которой бурно проявляются не только в горе от мнимой гибели брата и в негодовании на мать, но и в радости при виде живого Ореста. Непримиримость Электры оттеняется полным послушанием ее сестры Хрисофемиды. Сцена узнавания у Софокла выражена с большей Психологической глубиной, чем у Эсхила.



Орест у Софокла беспощаден. Его роль ограничивается выполнением высшей воли. Молчаливое участие Пилада - только дань мифу. В трагедии же Эсхила Орест более человечен. Слыша мольбы матери, он колеблется и спрашивает Пилада: "Пилад, что делать? Устыдиться ль матери?" (Эсхил. "Хоэфоры", 982).

В защите религии Аполлона и в наказании преступления заключается идея трагедии Софокла "Электра". Об этом свидетельствуют не только финал трагедии, но и многие партии хора. Нравственное оправдание поведения Электры Софокл видит в том, что она вооружилась против порока.

7. "Филоктет."

Вопрос о столкновении интересов личности и государственных интересов Софокл поставил в одной из своих последних трагедий - "Филоктет".

Одиссей и Неоптолем, сын троянского героя Ахилла, являются на остров Лемнос, чтобы заставить Филоктета, владеющего чудесным луком и стрелами Геракла, отправиться под Трою. Филоктет, участник Троянской войны, был укушен ядовитым змеем и оставлен Атридами и Одиссеем на пустынном острове. Страдая от ран, он проводит там 10 лет. Между тем ахейцы узнают от троянского пророка, что Троя может пасть только при добровольном участии в войне Филоктета, владеющего луком Геракла. Хитростью и ложью Одиссей и Неоптолем хотят принудить к этому Филоктета, и они уже близки к цели, но Неоптолем, страдая от вынужденной лжи, открывает истину, и Филоктет наотрез отказывается принять участие в войне. Появляется тень Геракла; под влиянием речи своего покровителя Филоктет готов ехать, так как тогда Троя падет и он получит исцеление. В обрисовке характеров Филоктета и Неоптолема Софокл обнаруживает приемы, присущие и творчеству Еврипида. Характеры действующих лиц изображены им в развитии и противоречии. Переживания Филоктета противоречивы. Неоптолем также несколько раз изменяет свое решение. В результате внутренней борьбы восторжествовали прямота и искренность Неоптолема. Развязка также напоминает трагедии Еврипида. Филоктет приходит к окончательному решению не путем размышлений и внутренних переживаний, а его вынуждает к этому появление тени Геракла, дающей наказ (в соответствии с волей богов) своему любимцу идти под Трою.

Основная идея трагедии в том, что не в удовлетворении личных интересов человек находит свое счастье, а в служении родине. Филоктет, претерпевший все превратности судьбы вдали от родной страны, найдет свое счастье в борьбе за нее. Если в противопоставлении Одиссея и Неоптолема Софокл не разрешает проблемы превосходства личных побуждений над государственными интересами, то в образе Филоктета он явно отдает предпочтение последним.

8. "Трахинянки". "Аякс".

В трагедии "Трахинянки" Деянира, жена Геракла, совершает преступление "по неведению". Желая вернуть любовь мужа, она пропитывает хитон Геракла кровью убитого им кентавра Несса. Но этот дар оказывается смертельным, и Геракл умирает в страшных мучениях, а Деянира кончает жизнь самоубийством. Трагизм личности Деяниры подчеркивается изображением ее как кроткой, верной, любящей жены, прощающей слабости мужа. Чувство ответственности за преступление, даже совершенное по неведению, заставляет ее, как и Эдипа, добровольно осудить себя самым жестоким образом. И в этой трагедии все лучшие чувства разбиваются из-за изменчивости судьбы, ибо нет "завтра".

Темой трагедии "Аякс" послужило присуждение доспехов Ахилла после его смерти не Аяксу, а Одиссею. В припадке безумия, посланного Афиной, Аякс ночью перерезал стадо скота, думая, что это ахейское войско и его вожди - Атриды и Одиссей. Когда же Аякс пришел в себя, он, боясь насмешек, окончил жизнь самоубийством. В споре с Агамемноном о совершении погребального обряда Одиссей одержал верх и предложил Тевкру, брату Аякса, свою помощь - оказать последний долг умершему как герою, доблестно сражавшемуся под Троей.

Трагедия построена на конфликте между могуществом бога и зависимостью от него человека. Афина помрачила рассудок храброго Аякса, так как он отказался от помощи богов и недостаточно почтительно отозвался об Афине. С другой стороны, в трагедии есть и конфликт между низкими и благородными побуждениями человека. Конфликт разрешается в споре Атридов с Одиссеем, в котором торжествуют благородные чувства. Проявление благородства Софокл видит в выполнении религиозного обряда над телом Аякса, в высокой оценке его заслуг перед родиной. Этому противопоставляются низкие побуждения Атридов. Возможно, что политические события, современником которых был Софокл, повлияли на отрицательную оценку им спартанца Менелая - царя враждебного Афинам государства. Поэт призывает к всеобщему единению, но эти идеалы отходили уже в прошлое. Так, крушение полисных связей - одна из сторон действительности времен Софокла - косвенно отразилось в трагедии "Аякс".







Сейчас читают про: