Чтение и анализ таблицы

Анализу статистических таблиц предшествует этап ознакомления – чтения их.

«Чтение» предполагает, что исследователь, прочитав слова и числа таблицы, усвоил её содержание в целом, сформулировал первые суждения об объекте, уяснил назначение таблицы, дал оценку явлению или процессу, описанному в таблице.

Анализ предполагает реализацию двух его направлений – структурного и содержательного.

Структурный анализ предполагает анализ строения таблицы и характеристику представленных в ней:

- совокупности и единиц наблюдения, формирующих её;

- признаков и их комбинации, формирующих подлежащие и сказуемое таблицы;

- признаков – количественные и атрибутивные;

- соотношение признаков подлежащего с показателями сказуемого;

- вида таблица – простая или сложная, а последняя – групповая или комбинационная;

- решаемых задач – анализ структуры, типов явлений или их взаимосвязей.

Содержательный анализ предполагает изучения внутреннего содержания таблицы: анализ отдельных групп подлежащего по соответствующим признаком сказуемого; выявление соотношений и пропорций между группами явлений по одному и разным признакам; сравнительный анализ и формулировка выводов по отдельным группам и по всей совокупности в целом, установление закономерностей и определение резервов развития изучаемого объекта.

Прежде чем приступить к анализу числовой информации, необходимо проверить ее достоверность и научную обоснованность, источники ее получения. Должна быть проведена проверка данных: логическая (например, абсурдно, если численность работающих на фирме составила 106,7 чел.) и счетная – выборочный расчет отдельных значений признаков по группе, либо итоговых значений.

Анализ отдельных признаков и групп необходимо начинать с изучения абсолютных величин, затем – связанных с ними относительных величин.

Анализ таблиц может быть дополнен расчетными относительными и средними величинами, графиками, диаграммами и т.д., если этого требуют задачи исследования.

Анализ данных таблиц производится по каждому признаку в отдельности, а затем в логико-экономическом сочетании признаков.

Соблюдение правил и последовательности работы со статистическими таблицами позволит исследователю осуществить научно-обоснованный экономико-статистический анализ объектов и процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: