Методики психодрамы

При проведении психодрамы используются следующие методики:

1. Представление самого себя (самопрезентация).

Это одна из самых простых техник. Она состоит из серии коротких
ролевых действий, в которых протагонист изображает само­го себя или кого-то очень важного для себя. В этих действи­ях протагонист является единственным участником и пред­ставление получается абсолютно субъективным.

2. Монолог.

Монолог. Эта техника выглядит как комментирование
своих действий в середине сцены, перед ее началом или в конце.

Монолог представляет собой реплику автора проблемы. В нем он выражает суть проблемы, высказывает свои мысли и чувства. Представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лицам, а к самому себе. Это полезный прием позволяет протагонисту взгля­нуть на свои эмоции как бы со стороны и таким образом проанализировать свои реакции на текущую ситуацию.

Монолог особенно эффективен при выявлении расхож­дений между скрываемыми и показными чувствами и мыслями. Этот прием предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и тенденциях их дальнейше­го развития.

Протагонист представляется «здесь и сейчас». Например, клиент разыгрывает сцену возвращения домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно не вербализует свои мысли, будучи наедине с са­мим собой, но думает он о себе. Режиссер предлагает ему воспользоваться техникой монолога: говорить вслух во вре­мя ходьбы все, что он думает и чувствует в момент «здесь и сейчас». Клиент долго ходит по сцене, покачивая головой, постепенно настраиваясь на ситуацию, которая изо дня в ichi, повторяется в жизни. Лицо его хмурится, голова уходит в плечи, безвольно свешивается на грудь, он в унынии. Тихим голосом, почти шепотом он начинает говорить: «Мне надоела моя жизнь. Правда, у меня хорошая работа, но если бы кто-нибудь мог знать, как мне не хочется по вечерам возвращаться домой. Я заранее знаю, что меня там ждет: моя мать, с ее жалобами на бесконечные боли, которые не может вылечить ни один врач, и моя сестра — угрюмая, несчастная старая дева, вынужденная посвятить свою жизнь матери и испытывающая от этого обиду и негодование. Она чувствует что жизнь проходит мимо нее, но у нее не хвата­ет мужества сделать какую-нибудь попытку изменить поло­жение вещей, начать новую жизнь. И я — точная копия моей сестры: злящийся на них обеих за то, что вынужден содержать их».

3. Дублирование (множественное дублирование).

Дублирование в психодраме осуществляется двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведе­нии автора. Двойник может выступать в роли «внутреннего голоса» автора. В таком случае он выражает и высказывает его скрытые мысли и чувства. Двойник может усиливать те или иные моменты поведения автора в проблемной ситуа­ции, изображать их комически, действовать совершенно про­тивоположным образом и т.д.

Иногда психодраматическое действие строится так, что двой­ник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль его внутреннего голоса. В некоторых группах участники поочередно вступают в действие, становясь то протагонистом, то двойником. Пытаясь выдать скрытые мысли про­тагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным (бесцветным), ироничным, страстным, оппозиционером.

Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста.

Иронический двойник выполняет роль протагониста в иро­ническом, юмористическом ключе, подталкивая его на бо­лее глубокое изучение проблемы.

Страстный двойник усиливает чувства протагониста, де­лает их более яркими и понятными.

Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения.

Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

4. Обмен ролями. При обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-нибудь другой ключевой фигуры, вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Цель обмена ролями состоит в том, чтобы человек, выступаю­щий как вспомогательное «Я», лучше уяснил свою соб­ственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом.

Эта методика позволяет, более точно выразить замысел, а с другой — дает возможность вспомога­тельному «Я» показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней. Например, при разыгрывании сцены ссоры между супругами, где роль протагониста исполняет жена, а вспомогательного «Я» — муж, их просят поменять­ся ролями. В таком случае, психодраматическое действие может принять совсем другое направление: помочь разрешить кон­фликт или найти адекватную форму поведения в той или иной ситуации.

При этой технике клиент в межличностной ситуации принимает на себя роль другого ее участника. Таким образом, искажение восприятия другого во взаимодействии мо­жет быть обнаружено, понято и проработано в действии, в контексте данной группы.

Обмен ролями эффективно используется в работе с деть­ми младшего и среднего возраста как техника социализации и самоинтеграции. Дети охотно берут на себя роли родите­ле и или взрослых и таким образом осваивают новый соци­альный опыт.

5. «Пустой» стул и «высокий» стул. При использовании
техники «пустого» стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста си­дящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим со­бой.

При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делает­ся для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом дей­ствии или с другими людьми, важными для него, но кото­рые обычно подавляют его в реальной жизни.

Опыт «высокого» стула может помочь клиенту научиться более успешно справляться с угрожающей реальностью.

6. «Зеркало». Упражнение «Зеркало» по смыслу близко к
упражнению «Обмен ролями». «Зеркало» позволяет протаго­нисту понять, как его воспринимают другие. Когда режис­сер чувствует, что пора применить именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторону и понаблюдать затем, как его изображают вспомогательные «Я». Часто прота­гонисты бывают весьма удивлены тем, какое впечатление они производят. «Зеркало» позволяет им взглянуть со сторо­ны на свои действия, а также обрести новый взгляд на свое собственное поведение.

Этот метод используется в группах, где основное внима­ние уделяется выработке умения вести себя в соответствии с ситуацией. «Зеркало» создает визуальную и вербальную обратную связь между протагонистом и его вспомогатель­ными «Я», которые могут утрированно изображать привыч­ки протагониста и показывать ему некоторые возможные альтернативы в его манере поведения.

Зеркальное изображение себя другим человеком позволяет увидеть самого себя в совер­шенно новом свете, что оказывается очень эффективным при работе с регрессивными или аутентичными клиентами,

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуа­ций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуа­ция оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разре­шилась каким-нибудь другим способом, Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, кото­рые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, воз­никновение которых можно предвидеть в будущем. Проиг­рывая эти ситуации заранее протагонист готовится к ним и привносит соответствующие коррективы в свое поведение.

8. «За спиной». Техника «За спиной» заключается в том,
что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.

9. Идеальный другой. Использование техники «идеаль­ный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему воз­можность испытать отношение к себе, которого он так жаж­дет, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. «Другой», изображаемый в психодраме, может являться одним из супругов, родителей, друзей, в то время как «идеальный другой»— это тот же самый, изображае­мый вспомогательным «Я», который в психодраме становится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть клиент в реальной жизни.

Эта техника часто описывалась теми, кто испытал ее на как дающая очень ценный эмоциональный опыт.

10. Волшебный магазин. Одной из наиболее широко принимаемых в психодраме разминок является игра под назва­нием «волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», ко­торого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер.

Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д. Владелец магази­на предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения.

Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выме­нять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь должен по­просить «уважение». Режиссер, играющий роль хозяина лав­ки, уточняет: «Сколько нужно уважения», «От кого», «В связи с чем» и т.д.

В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ста­вит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его не­медленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результа­том взаимодействия клиента и продавца является либо при­нятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается очень часто, неспособность покупателя принять какое-то решение. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Кроме того, в про­цессе торга может быть найдена тема, подходящая для ра­зыгрывания в психодраме. Но каким бы ни было оконча­тельное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе.

Выбор приемов определяется составом группы и готов­ностью ее членов к спонтанным действиям, направленным на достижение общегрупповой цели. Психодрама помогает человеку понять и реализовать себя, создавая для него ус­ловия, допускающие совершение ошибок без риска распла­ты за них и получения негативного подкрепления. Однако в силу именно своей действенности психодрама требует высо­кой компетентности от режиссера. Опытный режиссер выборочно применяет различные ме­тодики, управляет с их помощью развитием психодрамати­ческого действия, усиливая и углубляя катарсис и инсайт.

Несомненным достоинством психодрамы является то, что в активную работу вовлекаются все члены группы, особенно те, кто выбран на роль вспомогательных «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: