Основные фазы психодрамы

1. Разогрев и разминка.

Во время 1-й фазы происходят вывод протагониста по­лучение материала для дискуссии, предварительное обсуж­дение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подго­товка протагониста и других участников, организация про­странства для психодраматического действия.

Первая фаза состоит из трех стадий:

1. Постепенное раскрепощение двигательной активности участников.

2. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций:

3. Фокусировка членов группы на конкретной проблеме.
Различают направленный и ненаправленный разогрев. Направленный разогрев используется в ситуации, когда протагонист вступает в сеанс, не будучи готовым к ролевой игре. Здесь задача режиссера — максимально реализовать ста­дию разогрева для достижения обычных для нее целей. Используются вербальные и невербальные приемы.

Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной темой. Нет необходимости тщательно проходить стадию разогре­ва, но следует провести короткий ра­зогрев, так как такие протагонисты часто перевозбуждены и требуется некоторый период для их «остывания».

Во время разминки члены группы выполняют ряд не­сложных упражнений, облегчающих в дальнейшем испол­нение определенных ролей в психодраме. Разминка может проводиться в виде словесных или телесных упражнений или в форме комбинации тех и других. Ее задачи: стимулирование спон­танности участников, ослабление страха, тревоги и беспо­койства, снятие защиты, создание соответствующей эмоциональной атмосферы.

Для решения этих задач используются различные вспо­могательные приемы: дискуссии, живые скульптуры, имп­ровизации, разыгрывание сказок, фантастических ситуаций и т.д.

Разминка особенно полезна в тех случаях, когда члены группы сопротивляются исследованию предложенной им темы и стесняются первыми брать на себя роль протагонис­та. Она помогает участникам настроиться на занятие, позна­комиться друг с другом, снижает уровень их тревожности. Разминка может быть вербальной или невербальной.

Невербальные разминки косвенно помогают участникам преодолевать свое сопротивление открытому разговору о чувствах и проблемах. Для того чтобы помочь им вспом­нить детские впечатления, которые могут иметь отноше­ния к воспроизведенным в психодраме конфликтам, предлагается такое упражнение: членам группы раздают каран­даши и бумагу и просят, чтобы каждый своей, обязательно «нерабочей» рукой написал о своих впечатлениях, относящихся к тому времени, когда он только учился писать. Каракули, выходящие из-под непривычной к письму руки, могут расслабить действие взрослой психологической за­щиты.

После разминки начинается подготовка психодрамати­ческого действия. Кто-либо из членов группы рассказывает о своей жизненной проблеме, касающейся сферы челове­ческих отношений, такой, какую он хотел бы решить в группе «здесь и теперь».

Эта проблема становится основной темой или сюжетом психодрамы. Затем между членами группы, согласившимися стать участниками психодрамы, распределяются роли тех людей, которые в жизни участвуют в проблемной ситуации и между которыми складываются непростые взаимоотношения. В рас­пределении ролей участвует сам автор проблемы. Для испол­нения каждой роли он подбирает тех, кто более всего подхо­дит по своим внешним данным и поведению.

Иногда тема выбирается исходя из предварительного зна­комства с членами группы или обстоятельств, которые вы­явились в ходе разминки. Когда специфика ситуации стано­вится ясной, протагониста просят, чтобы он рассказал си­туацию достаточно подробно, а потом разыграл ее.

Протагонист обставляет сцену с помощью подручных средств так, чтобы она максимально соответствовала вос­производимому событию. Для этого в помещении, где ра­зыгрывается психодрама, должен быть богатый выбор воз­можностей.

2. Собственно драматическое действие.

2-я фаза психодрамы представляет собой собственно психодраматическое действие, когда импровизированно воссоз­даются и проигрываются в ролях реальные проблемные жиз­ненные ситуации.

Чаще всего автор проблемы играет роль самого себя. Про­блемная ситуация проигрывается с разных сторон и различ­ными способами для того, чтобы лучше понять и осознать суть самой проблемы, найти наиболее разумный способ ее решения. В ходе психодраматического действия клиент мо­жет достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двой­ники», другие «Я», «монолог», «диалог», «построение бу­дущего», «проба реальности» и др.

3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

3-я фаза — обсуждение, или интерпретация, — является завершающей. Когда действие закончено, протагонист и ос­тальные члены группы приступают к его анализу. Начина­ется он обычно с высказываний клиентов, не принимав­ших непосредственного участия в психодраматическом дей­ствии. Здесь так­же предоставляется обратная связь протагонисту, происхо­дят анализ и интерпретация психодраматического действия, затем высказываются вспомогательные «Я», которые гово­рят о своих чувствах, о своем видении ситуации, о тех переживаниях, которые возникли у них во время развора­чивания психодраматического действия. Затем слово предо­ставляется протагонисту, и завершает обсуждение психолог со своим видением проблем клиента. Сначала участникам предлагается рассказать о чувствах, которые вызвала у них психодрама, о том, какое отношение, на их взгляд, она может иметь к каждому из них. После обсуждения эмоцио­нальных реакций члены группы переходят к более конкрет­ному обсуждению психодраматического действия, чтобы помочь протагонисту извлечь из него пользу.

Фаза обсуждения обычно состоит из двух частей: ролевой обратной связи; идентификационной обратной связи.

В ролевой обратной связи партнеры по очереди описыва­ют протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображе­нии протагониста при обмене ролями.

В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они иден­тифицировались с протагонистом или с одним из изобра­женных людей, имеющих к нему отношение. Например, обычно молчаливый участник группы просит слова и сооб­щает, сколь сильна была его идентификация с протагонис­том в детской сцене. В его детстве случилось нечто подоб­ное, только ревновал он не к своему младшему брату, а к старшей сестре, которую выделял среди них двоих отец. Однажды он не смог больше смотреть, как ее балуют, и тоже убежал из дома. После того как этот участник группы закончил описание своей идентификации с протагонистом, другой участник группы рассказывает о своем сильном пе­реживании в детской сцене.

Отчет об идентификационном пере­живании может облегчить зажатому человеку выход его собственной проблематики.

На этой стадии решаются следующие задачи:

- деролинг — выход из роли, которую протагонист иг­рал во время действия, происходит в форме короткой дис­куссии, процесса выражения чувств и обмена ими со сторо­ны протагониста и получения обратной связи;

- эмоциональная стабильность — как часть процесса вы­хода из роли рассматривается восстановление эмоциональ­ной стабильности после окончания действия;

- комфортное состояние — этому ощущению способ­ствует понимание того, что кто-то старается разделить с тобой твои сложности. Режиссер долженпомочь протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными или еще более сложными проблемами;

- способность понимать себя — увеличение в клиенте
способности понимать себя, свое поведение, свое воздей­ствие на окружающих — обычно это проходит в ходе интерпретации, давае­мой режиссером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: