Этимология слова «статистика» - от латинского статус – положение, состояние; итальянского стато – понятие государство; слово статистик (статиста) возникло в Италии в эпоху Возрождения – человек, искусный в политики, знаток различных государств.
В научный обиход термин статистика был введен немецкими исследования в 18 веке – обычно называется профессор философии и права Г. Ахенвалль либо его учитель проф. М. Шмейцер. Таким образом, время возникновения статистики как науки – Новое время.
Этапы становления статистической науки:
1) Статистика как практическая деятельность (можно говорить о статистическом учете) связана с возникновением сложных форм человеческого взаимодействия и вплоть до Нового времени в Европе;
2) Становление капиталистического способа производства вызвало стремительный рост производства, расширение торговых и международных отношений, развитие математики (Лейбниц, Галлей). Регулярное проведение статопераций потребовало теоретического осмысление и работы над статистическим инструментарием
Статистика как наука оформилась благодаря работам представителей трех основных европейских школ:
1. Политические арифметики. Школа возникла в Англии в середине 17 века. Основные представители – экономист Вильям Петти и Джордж Граунт. Достижения школы – они на основе числа и меры пытались вскрыть определенных порядок в различных социальных явлениях, установить закономерности путем сравнения.
2. Школа описательного государствоведения – Германия 17-18 век. Г. Конринг, Г. Ахенвалль, А. Шлецер. Основная задача – описание государственной достопримечательностей – явлений, могущих иметь позитивное или негативное влияние на государственное устройство – формы управления, армия, церковь, территория. Метод изложения преимущественно не цифровой, а словесный. Имела не аналитический, а описательный характер.
3. Статистико-математическая школа – вторая половина 19 века. Основная фигура – бельгиец Адольф Кетле. Он пришел к выводу о наличии закономерностей в развитии общества, установить которые, по его мнению, можно было с помощью метода массового статистического наблюдения. При этом он говорил, что в общественной жизни действуют определенные, не зависящие от человеческой воли законы, обнаруживаемые опять-таки с помощью метода массового наблюдения. Он применил статистический метод к исследованиям явлений духовно-нравственной жизни – моральная статистика. Им была предложена концепция «среднего» человека. Предложенные им методы были восприняты антропологами (здесь стоит обратить внимание, что антропологическая школа уголовного права возникла в период бертильонажа, то есть массовых измерений по всей Европе) – Ф. Гальтон.
В России были те же три школы – политический арифметики (Д. Бернулли, К. Герман), описательного государствоведения (Татищев, Ломоносов), математическая школа – А. Чупров