Особенности работы психолога в организации

Организационный и управленческий консалтинг для России дело новое. Широкое распространение он начал получать с началом реформ. Первые аудиторско-консалтинговые группы (АКГ) появились в России в начале 90-х годов, когда под выдаваемые кредиты западные банки и инвесторы требовали со своих российских партнеров под их бизнес-проекты заключения аудиторских компаний, или чтобы бизнес-план был разработан консалтинговой фирмой. Так как своих консалтинговых фирм в России к тому времени еще не было, то свободную нишу быстро заняли известные в мире западные же консалтинговые компании. Тогда же, в начале 90-х, начали появляться первые российские консалтинговые фирмы, консультантами в которых становились, специалисты, успевшие получить опыт работы в западных консалтинговых фирмах, либо высококвалифицированные специалисты, вышедшие из разваливающихся НИИ, КБ или отраслевых отделов и министерств.

Таким образом, консультантами становились специалисты самых разных профессий: экономисты и юристы, психологи и социологи, бывшие инженеры и директора, педагоги и врачи и т.д. До сегодняшнего дня профессия «консультант по управлению», «организационный консультант», «консультант руководителя» или «консультант по развитию организаций» не описана ни в одном российском классификаторе профессий или тарифно-квалификационном справочнике. А, поскольку, нет описания профессии, то нет и требований, предъявляемых к образованию и квалификации консультанта. С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет квалифицированному специалисту работать на рынке консалтинга. С другой стороны, это плохо, потому что в консалтинг, помимо профессионалов, идет множество дилетантов.

Все виды консультирования в организациях делятся на три категории, это:

Экспертное консультирование – в этой области работают, в основном, экономисты и юристы – к помощи экспертных консультантов организации прибегают, когда надо получить конкретную рекомендацию, заключение или совет;

Проектное консультирование – в этой категории работают специалисты самых разных специальностей, но преобладают бывшие руководители фирм (производств, проектов), экономисты, инженеры – к помощи проектных консультантов организации прибегают, когда необходимо разработать конкретный проект под бизнес-идею или осуществить и внедрить бизнес-план;

Процессное консультирование – специалисты, работающие в этой области консультирования, также могут быть из разных профессий, но преобладают здесь социологи, психологи, педагоги. За помощью к процессным консультантам, организации обращаются, когда необходимо улучшить, эффективно организовать или наладить бизнес-процессы в организации.

Под бизнес-процессами мы понимаем деятельность по преобразованию ресурсов в продукты и услуги, включая модели управления, координации, передачи информации и принятия решений.

Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Более того, консультировать организацию «по процессу» лучше всего удается именно организационному психологу, знающему теорию деятельности, организационную психологию и психологию труда, психологию управления и инженерную психологию. Все эти знания можно в полном объеме получить на факультете психологии МГУ, специализируясь по профилю «психологии труда и организационной психологии», а также «социальной психологии».

Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира.

Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.

Продукты деятельности консультанта могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным.

Входя в организацию, консультант проводит организационную диагностику. Определяет управленческие ошибки, проблемы и организационные патологии. Осуществляя организационную диагностику, психолог использует методы самодиагностики, диагностического интервью, анкетирования, наблюдения, изучения документов. На стадии диагностики очень важно отличать реальные проблемы от «жалоб» и «назывных» проблем и уметь переводить их в проблемы организационные.

Следующим шагом в работе психолога является определение корневых и узловых проблем компании и организация процесса по их устранению и разрешению.

После того, как разрешены корневые и узловые проблемы предприятия, организация «здорова», – консультант организует процесс по развитию организации. Это могут быть процессы:

Организация и постановка маркетинга на предприятии.

Консалтинг по вопросам рекламы и PR.

Усиление привлекательности фирмы в глазах клиентов.

Командообразование.

Корпоративная культура.

Согласование целей, целеобразование и целеустроение.

Формализация отношений, определение функций подразделений и сотрудников.

Мотивация и оценка персонала.

Управление персоналом.

Стратегическое планирование и управление.

Организация производства.

Реструктуризация и д. р.

Суть внешнего процессного консультирования заключается в том, что консультант-психолог должен максимально раскрыть потенциал участников процесса, научить их успешно взаимодействовать друг с другом, наладить их совместную деятельность. При этом сам консультант должен как можно меньше участвовать в обсуждении проектов и давать советы по вырабатываемому продукту и высказывать свое мнение по поводу его качеств и свойств. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы у консультанта была возможность безболезненно для организации покинуть ее по окончании своей работы. Если консультант уходит из организации, и после его ухода процессы в организации останавливаются или замедляются, то плох тот психолог-консультант. Значит, он не организовывал процесс, а руководил проектом, а это совсем другая сфера консультирования, впрочем, вполне приемлемая для внутреннего консультанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: