Компетентностный подход

В свете модернизации системы обществоведческого образования потребовалось скорректировать цели обществоведческого образования: во-первых, усилить практическую направленность обучения; во-вторых, повысить роль курса в духовном становлении личности.

Слово «компетенция» имеет латинское происхождение (competentia – принадлежать по праву и competere – добиваться, соответствовать, подходить). Следовательно, слово «компетенция» может иметь два разных значения: 1) круг полномочий какого-либо учреждения или лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». Слово «компетенция» объективно отражает статус данного лица и определяемые этим статусом права и обязанности (компетенция учителя, компетенция директора школы). Слово «компетентность» означает способность конкретного лица успешно выполнять функции, определяемые компетенцией, соответствующей его положению в обществе (например, занимаемой должности).

Таким образом, компетенция – это объективный, безличный показатель, относящийся к определенному статусу, а компетентность – это личностные качества, соответствующие данной компетенции. Применительно к обществознанию речь идет прежде всего о компетенции каждого гражданина, обладающего широким спектром прав и обязанностей, и о компетентности определенного их обладателя, т.е. способности человека грамотно, со знанием дела пользоваться правами и исполнять обязанности.

Современные нормативные требования к выпускникам средней школы, изучавшим базовый курс обществознания, включают не только наличие определенных знаний и умений, но также умение и готовность их применять в практической деятельности:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с разными социальными институтами;

- для совершенствования собственной познавательной деятельности;

- для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- для ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- для предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- для реализации защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Имеется ввиду, что все указанные действия выпускники будут выполнять грамотно, со знанием дела, т.е. компетентно.

Существует понятие «ключевые компетенции». Оно обозначает те компетенции, которые относятся не к каким-либо отдельным, узкоспециализированным видам деятельности, а к широкому спектру деятельностей (например, различных видов познавательной, трудовой, досуговой или иных). Такого рода компетенции являются результатом обучения не по одному предмету, а по многим учебным дисциплинам. Основа таких компетенций – универсальны, т.е. разносторонние знания, предназначенные для разнообразного применения.

Такие обобщения и умения опираются отличаются от умений, ограниченных выполнением однотипных действий. Например, универсальное умение работать с печатным текстом охватывает более конкретные его проявления (как умение работать с литературно-художественным произведением, научным, философским, публицистическим и иными текстами).

Ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, обобщенный опыт творческой деятельности. Их формированием в школе занимается не один преподаватель, а весь школьный педагогический коллектив, т.е. каждый учитель.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп: 1) формируется не только обществознанием, но и многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей; 2) формируется средствами обществознания.

К первой группе можно отнести:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (специфика обществознания состоит в усвоении способов приобретения знаний из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

- компетентность в сфере трудовой деятельности (специфика обществознания состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

- компетенции, связанные с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает способность критического отношения к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ).

Ко второй группе относятся:

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина; развитие способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов);

- компетентность в семейно-бытовой сфере (обществознание характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени);

- компетентность в сфере имущественных отношений (курс раскрывает сущность этих отношений, характеризует права и ответственность собственника, выявляет особенности реализации прав владения, пользования и распоряжения имуществом и другие аспекты правового регулирования имущественных отношений; тем самым он способствует подготовке компетентного собственника);

- компетентность в потребительской деятельности (курс формирует знания и способствует приобретению опыта решения практических задач, связанных с выполнением типичной роли потребителя, дает представление о рациональном поведении потребителя, характеризует его права, вырабатывает критическое отношение к рекламе);

- компетентность, касающаяся жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе (обществознание, наряду с курсом истории дает материал, позволяющий сформировать взгляд на опасные последствия расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма; может содействовать воспитанию толерантности, пониманию и уважению иного образа мыслей и образа жизни, формированию способности сосуществовать с людьми других культур, языков и религий).

Таким образом, обществоведческое образование создает необходимые условия для компетентного исполнения типичных социальных ролей.

Компоненты и структура содержания, необходимые для формирования компетентности:

- знания в той области, в которой будет происходить деятельность;

- владение обобщенными способами деятельности, выработанными человечеством в этой области;

- собственный опыт творческого решения проблем, относящихся к данной области;

- знание и готовность соблюдать правовые и моральные нормы, а также традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области;

- наличие ценностных ориентаций, позволяющих придерживаться определенного направления этой деятельности;

- владение общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми в решении проблем;

- желание действовать, порождаемое потребностями, интересами, установками, относящимися к определенной области.

Компетентностный подход на примере темы «Выборы. Избирательная система»:

1) Знания:

- о выборах

- об избираемых органах государственной власти и местного самоуправления

- об основах конституционного строя РФ

- о положении страны и актуальных проблемах внутренней и внешней политики

2) Способы деятельности:

- умение оценить программные заявления кандидата (партии) с точки зрения нужд и реальных возможностей субъекта РФ, территориального образования;

- умение оценить программные заявления кандидата (партии) с точки зрения интересов той социальной группы, к которой принадлежит избиратель;

- умение оценить программные заявления кандидата (партии) с точки зрения собственных идейно-политических взглядов и ожиданий;

- умение оценить программные заявления кандидата (партии) с точки зрения их предшествующей деятельности;

- умение оценить личные качества кандидата с точки зрения масштабов деятельности и функций, которые ему предстоит исполнять;

- умение правильно заполнять избирательный бюллетень.

3) Опыт творческой деятельности:

- опыт участия в ролевых играх, моделирующих ситуацию выборов;

- опыт самостоятельного решения проблемных задач, связанных с различными направлениями политики;

- опыт самостоятельной оценки предвыборных программ и заявлений;

- опыт самостоятельного создания предвыборного документа (проект письма к кандидату в депутаты);

- опыт самостоятельной подготовки плана интервью с кандидатом в депутаты;

- опыт самостоятельного анализа результатов выборов.

4) Ценностные ориентиры:

- ценности: жизнь человека, его права и свободы, гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество, социальная ответственность, межнациональное сотрудничество, семья, труд, образование, гражданственность, мораль, мир на Земле;

- антиценности: тоталитаризм, беззаконие, безнравственность, бесчеловечность, идеи национального превосходства, шовинизм, расизм, безкультурье, экстремизм.

5) Компетентность в самоорганизации:

- способность осуществлять взаимодействие с другими людьми, спланировать свое время так, чтобы не пропустить телевизионные дебаты или дискуссию экспертов и т.д.

6) Мотивы деятельности:

- устойчивый интерес к политической жизни страны, своего региона;

- чувство гражданского долга;

- понимание ответственности за свой выбор;

- понимание возможных последствий своего неучастия в выборах;

- стремление реализовать свои собственные интересы, интересы своей социальной группы через политику;

- склонность к общению, взаимодействию с другими людьми;

- чувство сопричастности к событиям, происходящим в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: