Предмет обществоведческого образования в современной школе

Модуль II

Обществоведческое образование и его место в системе общего образования.

ТЕМА I

Предмет обществоведческого образования в современной школе.

Общество, как объект изучается комплексом общественных наук, предмет их изучения различен. Так, предметом исторической науки является прошлое в его конкретности и неповторимости, предметом других общественных наук являются либо общие закономерности социального развития в целом, либо закономерности и тенденции развития сфер общественной жизни.

Различие между обществознанием и историческим образованием вытекает из различия двух групп общественных наук:

1) собственно исторические науки изучают события прошлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии (вертикальный срез);

2) обществознание изучает существующую действительность в обобщённом виде (горизонтальный срез общества).

В настоящее время в условиях постепенного перехода России к постиндустриальному обществу возрастает значение социально-гуманитарных знаний:

1) Социология – это единственная из наук (кроме истории), которая рассматривает общество в целом. Она позволяет выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события.

2) Антропология – наука о человеке. Включает в себя несколько разделов. Социальная антропология рассматривает Человека Творящего, несущего ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашённые на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за своё поведение. Свободный выбор – это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни. Философская антропология осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия.

3) Психология – наука, которая рассматривает межличностные взаимоотношения в больших и малых группах.

4) Экономика. Особенно актуальна в условиях движения России к рыночной экономике. В настоящее время результаты труда в гораздо большей степени, чем раньше зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого.

5) Политология – наука о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти. Значение данной науки возрастает в связи с тем, что в настоящее время в России утверждается политический плюрализм, в условиях которого от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства граждан демократических ценностей, на что и направлена политология.

6) Право. Изучение этой дисциплины способствует приобщению каждого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально-полезного поведения в правовой сфере.

7) Социальная экология. Позволяет глубже понимать взаимодействие общества и природы, способствует экологически грамотному поведению всех и каждого.

8) Культурология создаёт целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе.

Изучение каждой из вышеназванных социально-гуманитарных наук – задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность, гуманистические ценности, «человеческое измерение» прогресса. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. В рамках школьного курса невозможно дать учащимся все эти науки по отдельности. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания.

По мнению доктора социологических наук, автора ряда учебных пособий по обществознанию А.И.Кравченко, современное обществознание обладает собственным предметом и методами исследования. По его мнению, обществознание представляет собой содружество родственных дисциплин – философии, психологии, социальной психологии, экономики, социологии, антропологии, правоведения, которые образуют самостоятельную подсистему научного знания – социальное знание.

Обществознание – слово, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует выражение «social studies». В словаре Вебстера[1] термин «social studies» определяется следующим образом: часть курса обучения в школе или колледже, включающая вопросы социальных отношений и функционирования общества, которые рассматриваются в различных науках. В зарубежной школе в область социального знания входят такие дисциплины, как: история, социология, политическая наука, антропология, экономика, сравнительная психология, социальная география, международные отношения, сравнительное правоведение.

В современной школе обществознание представлено, как правило, междисциплинарным курсом, помимо которого, в зависимости от профиля учебного заведения, интересов и запросов школьников, изучаются и модульные курсы (экономика, право, социология, политология и т.д.).

Можно считать базовый курс обществознания элементарным, а модульные курсы – продвинутыми.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые, не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет:

1) Обществознание формирует предпосылки для самоопределения личности во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества.

2) Обществоведческое образование способствует реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые проблемы.

3) Обществознание способствует созданию у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира.

4) Обществознание способствует формированию адекватного мировому уровню общей культуры. Это происходит за счёт культурологической составляющей его содержания, а также путём формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

5) Обществознание способствует формированию у учащихся гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.

Все эти требования (создание предпосылок для самоопределения личности, реализации права на свободный выбор мнений и оценок, формирование научной картины мира, общей, а также гражданской культуры) сформулированы в законе «Об образовании». Таким образом, значение обществознания в современной школе возрастает.

В настоящее время в действующем учебном плане под обществознанием понимается образовательная область, которая охватывает совокупность научных знаний о человеке и обществе, формируется на базе таких наук, как: социология, философия, политология, психология, право, этика, эстетика, социальная экономика, философская антропология, социальная психология.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: