double arrow

ЗАКОН СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ 30 страница


ОПЕРАТИВНЫЙ ОБРАЗ(англ. operative image)отражение в сознании человека объекта действия (предмета, процесса), складывающееся по ходу выполнения действия и подчиненное его задачам. О. о. – более или менее устоявшийся информационный комплекс, обслуживающий (регулирующий) действие.

В отличие от обычного когнитивного образа, в котором организована вся потенциально потребная информация об объекте, О. о. содержит только ту информацию о нем, которая необходима для правильного совершения данного действия. Отсюда лаконичность и надежность О. о. Он обеспечивает успешное выполнение задач в оптимальных (нормальных) и затрудненных условиях. В О. о. объект функционально деформируется, в нем акцентируются характеристики объекта, особенно существенные для выполнения данного действия. В зависимости от функции в регуляции действий О. о. делятся на глобальные,участвующие в преобразовании информации на протяжении всего действия (образ-инвариант конечного заданного состояния объекта, образ строения объекта), и этапные.Последние делятся на афферентные,служащие основой для оценки текущих состояний объекта (прием сигналов, сличение текущего состояния объекта с заданным, диагноз), и эффекторные,опосредствующие процессы программирования целесообразных воздействий на объект. Важнейший вид динамических О. о., с помощью которых оператор выполняет контрольные действия, – оперативные концептуальные модели.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОКОЙ –см. Работоспособность человека, Функциональное состояние организма.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОРОГ(англ. operating threshold)количественная характеристика сигналов, обеспечивающих максимальнуюдля данных условий скорость и точность приема и переработки информации человеком-оператором. Син. порог оптимального различения (обнаружения, опознания).

Скорость и точность различения (обнаружения, опознания) сигналов минимальны, а утомление оператора наступает быстро в том случае, когда характеристики сигналов (интенсивность, длительность воздействия, пространственные параметры) близки к величинам сенсорных порогов, установленным в психофизике (см. Порог сенсорный, Порош ощущений). С увеличением этих характеристик над уровнем сенсорного порога скорость и точность различения возрастают. Однако существуют «переломные точки», за пределами которых скорость приема информации не увеличивается. Напр., при различении яркости 2 визуальных одновременно предъявляемых сигналов «переломная точка» соответствует 5-кратному увеличению минимальной разницы; при различении длины линий – 10-кратному; при опознании простых фигур – 9–12-кратному. Оптимальные соотношения О. п. и сенсорных порогов установлено еще недостаточно строго.

ОПЕРАТОР– см. Человек-оператор.

ОПЕРАТОРА МЫШЛЕНИЕ(англ. operator thinking)– процесс решения оператором задач, возникающих при дистанционном оперативном управлении производственными процессами. О. м. является основой регулирующей деятельности оператора больших систем. Рационализация О. м. связана с созданием комплексных центральных щитов управления, отображающих динамику состояний управляемых объектов и помогающих оператору устанавливать отношения между элементами системы. См. Мышление, Принятие решения.

ОПЕРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ(англ. cognitive operations)действия, переведенные во внутренний план, ставшие обратимыми благодаря координации с др. умственными действиями в одной и той же структуре группы, подчиняющейся определенным общим законам целого. Термин предложен Ж. Пиаже. О. и. не могут возникнуть без формирования внутреннего плана действия. Когда действия становятся умственными, они м. б. перестроены. Только в уме можно представить себе одновременно прямое и обратное действия и т.о. компенсировать изменения объекта. В реальной жизни обратимость отсутствует, а в плане представления можно вернуться к исходному состоянию объекта.

Критерий появления операционных систем – конструкция инвариантов или понятий сохранения. Существуют 4 стадии формирования операций: сенсомоторный интеллект (0–2 г.), дооперационалъное мышление (2–7 лет), стадия конкретных операций (7–11 лет), стадия формальных (или пропозициональных) операций (от 11–12 до 14–15 лет).

Пиаже различает операции логические,или логико-математические (классификация и сериация изолированных объектов), и операции инфра-логические,или пространственно-временные (анализ и синтез самого объекта). См. Группировка, Женевская школа генетической психологии.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ(англ. operationahsm)одна из форм неопозитивистской методологии науки, развитая известным англ.-амер. физиком П. Бриджменом (Нобелевская премия по физике, 1946). О. недооценивает роль абстракции и абстрактного мышления и переоценивает роль опыта. Бриджмен считал, что научные понятия надо определять не через др. понятия, а операционально, через определенную систему физических и измерительных операций,которые совершает ученый в процессе исследований. Так, Бриджмен отождествлял понятие длины с операциями измерения длины. Позже Бриджмен расширил круг допустимых операций, включив умственные операции (вербальные операции и манипуляции с символами). При этом неопределенным остается само понятие операций, а также принцип их отбора и применения в той или иной области знания. Тем самым понятия, являющиеся по своей сущности формами обобщенного отражения объективной реальности, превращаются в производное собственной деятельности исследователя. О. оказал значительное влияние на зарубежных, особенно амер., бихевиористски ориентированных психологов (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Начиная с 1940-х гг. влияние О. ослабевает.

ОПЕРАЦИЯ(в психологии) (англ. operation).

1. О. – одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т.е. с задачей.

А. Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием,м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.

Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. – это результат обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). СознательнаяО. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. – сознательная.

2. Согласно взглядам Ж. Пиаже,О. – это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т.д. Подробнее см. Операции интеллектуальные.

ОПЕРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ(англ. technological operation)наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью на одном рабочем месте одним рабочим или группой при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов (см. Приемы трудовые). С психологической т. зр. О. п. – это предметное действие,процесс переработки информации о текущем состоянии объекта (заготовки, полуфабриката) для осуществления целесообразных (преобразующих, управляющих) воздействий на него. О. п. делятся на основные (направлены на заданное преобразование деталей) и вспомогательные (обеспечивают условия для такого преобразования).

Анализ О. п., выполняемых одним человеком, осуществляется преимущественно психофизиологическими, а группой людей – социально-психологическими методами. Полученные данные – характер раздражителей (модальность,сенсорные характеристики), осуществляющих сигнальную функцию при выполнении О. п., пространственные характеристики (особенности двигательного маршрута рабочих органов), оптимальный темп работы, факторы, определяющие отношение рабочего к О. п. (содержательность, сложность, повторяемость), и т.д. – используются при проектировании О. п.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– см. Дильтей В., Понимающая психология.

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ(англ. recognition features, identification cues)совокупность свойств объекта, на основании которых производится опознание этого объекта как относящегося к определенному классу. В ходе онтогенетического и функционального развития перцептивных процессов происходит постоянное выделение новых О. п., обеспечивающих целостное опознание сложных объектов, не выступавших ранее как психологическое целое. Существенную проблему представляет изменение О. п. при переходе от последовательного, сукцессивного опознания к симультанному. См. Перцептивные действия, Признак, Узнавание.

ОПОЗНАНИЕ(англ. recognition)процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе опознавательных признаков. Син. распознавание, (иногда) узнавание и идентификация. Согласно Дж. Брунеру, операция О. («движение от признаков к категориям») – одна из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно (см. Категориальность восприятия). Благодаря О. происходит преобразование воздействующих на органы чувств внешних сигналов в осмысленные перцептивные образы. Один из способов О. – сравнение совокупности свойств объекта с прототипами и эталонами, хранящимися в памяти (см. Теория прототипа, Теория эталона). В О. участвуют сенсорный анализ, процессы памяти и (в некоторых случаях) мышления. (См. Шаг Геффдинга.)

ОбычноО. происходит достаточно легко и успешно: мы опознаем, напр., букву «А» вне зависимости от ее размеров, написания, цвета, пространственного положения и пр. Большую роль в процессе О. играют ожидания (перцептивные гипотезы),формирующиеся у наблюдателя благодаря знакомству с контекстом. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов совершается постоянное выделение новых опознавательных признаков, обеспечивающих О. сложных объектов, не выступавших ранее как одно целое.

Различают симультанное (одномоментное) О., осуществляемое как мгновенное «схватывание» системы признаков, и сукцессивное (развернутое) О., являющееся результатом последовательного обследования элементов и свойств объекта. Важное значение имеет О. в структуре деятельности человека-оператора при приеме информации,в связи с чем оно широко изучается инженерными психологами и служит одним из критериев эргономической оптимизации средств и способов отображения информации (см. Информационная модель). О нарушениях О. см. Агнозия. (И. А. Мещерякова.)

ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ(англ. recognition memory)форма памяти,основанная на отождествлении воспринимаемого объекта или события с одним из эталонов, записанных в памяти; оценивается в процедурах узнавания и опознания. Установлено, что продуктивность этих процедур обычно выше продуктивности воспроизведения. Имеются экспериментальные данные об успешном узнавании после однократного предъявления нескольких тысяч слайдов (Л. Стендинг, 1973). В соответствии с моделью, предложенной Р. Аткинсоном (1980), принятие решения в О. п. основывается на величине знакомости объекта (быстрый ответ); если, однако, значение знакомости не дает достаточной информации для уверенного ответа, производится развернутый поиск в памяти. (Т.П. Зинченко.)

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ(англ. mediation). О. психики в самом общем смысле слова «О.» означает включенность всех психических актов (функций, процессов) в культурный контекст жизни и деятельности индивида. (Иногда синонимично применяется слово «опосредование».) В качестве средств выступают орудия труда, утварь, знаки,слова (язык),символы, овеществленные смыслы,мифы, культура в целом. Имеются и персонифицированные посредники – медиаторы. Августин назвал Исуса Христа Главным Медиатором между Богом и людьми. Персонифицированными посредниками, напр., между ребенком и миром, в т. ч. миром культуры, являются родители, учителя.

О. в более узком смысле состоит в том, что все психические акты взаимоопосредствуют друг друга, каждый испытывает на себе влияние других, поэтому выделение к.-л. одного из них в сколько-нибудь чистом виде представляет собой проблему для экспериментальной психологии. Применительно, напр., к памяти это означает, что она испытывает на себе не только влияние самых разнообразных внешних средств от узелка, завязанного «на память», до компьютера и шпаргалки, но и от др. психических процессов, напр, внимания, мышления, эмоций и пр. В свою очередь, память также выступает в качестве средства поведения,деятельности, протекания др. психических процессов. Т.о., перцептивный, мнемический, интеллектуальный и др. акты могут выступать либо в качестве цели, либо средства. В 1-м случае они необходимо опосредствованы, во 2-м – опосредствующи. Самое интересное и трудное для исследования, что обе формы О., так сказать, пассивная и активная, вполне совместимы одна с др. во времени. Их относительно раздельное изучение возможно лишь в перспективе развития психических процессов. См. также Знаковое опосредствование. (В. П. Зинченко.)

ОПОСРЕДСТВЕННАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ(англ. mediate andimmediate memories)виды памяти,различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминаниемпонимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на к.-л. вспомогательные приемы. Опосредствованное запоминаниепредполагает использование определенных более или менее развернутых приемов, средств. Говоря о непосредственном запоминании, следует иметь в виду, что и оно не обходится без специальных «внутренних» средств, которые трудно выделить путем наблюдения или интроспективно. См. Знаковое опосредствование, Опосредствование. (Т.П. Зинченко.)

ОПРОС– см. Анкетный опрос.

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ(англ.ртош –lity inventories)одна из разновидностей психологических тестов,входящих в категорию тестов личности. О. л. предназначены для психологической диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или др. психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число определенных ответов на определенные пункты О. л. Разработаны и широко применяются различные О. л. для диагностики устойчивых черт личности (индивидуальности, темперамента, характера); отдельных видов мотивации (напр., мотивации достижения); психических и эмоциональных состояний (напр., тревожности); профессиональных и др. интересов и склонностей. Наряду с одномерными О. л., предназначенными для диагностики к.-л. одной характеристики, существуют также многомерные О. л., дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности. О. л. применяются в прикладных и в исследовательских целях, как в ситуации индивидуального, так и группового обследования. В последнее время активно используется перевод О. л. на компьютерную основу с автоматизированным предъявлением и обработкой результатов. Возможность и эффективность использования О. л. как психологического инструмента определяется их соответствием психометрическим требованиям надежности, валидности,репрезентативности и достоверности (см. Психодиагностика),а также стандартизацией процедуры проведения обследования и интерпретации результатов. Ср. Тесты проективные. (Д. А. Леонтьев.)

ОПТИКО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ(англ. optical illusions) – иллюзии восприятия,возникающие при визуальном наблюдении некоторых графических конфигураций, предъявляемых неподвижно во фронтально-параллельной плоскости при нормальном положении тела и головы, а также естественном режиме движений глаз наблюдателя. О.-г. и. выражаются в том, что видимые метрические отношения элементов фигур не совпадают с фактическими. Согласно наиболее распространенному объяснению, О.-г. и. представляют собой результат работы зрительных механизмов, обеспечивающих при наблюдении обычных трехмерных сцен константность восприятия размеров и формы объектов (теория Р. Грегори). Следует отметить, однако, что большинство О.-г. и. не являются строго оптическими – аналогичные иллюзии возникают и при активном осязании (гаптическом восприятии).

ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ –см. Афазия.

ОПТИМАЛЬНАЯ ЗОНА МОТОРНОГО ПОЛЯ– см. Моторное поле рабочего места человека-оператора.

ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА– комплекс мероприятий по созданию наилучших условий деятельности человека-оператора. При О. у. т.о. обеспечивается оптимальное состояние работающих систем организма человека, достигается максимальная работоспособностъ, повышается надежность деятельности человека-оператора. О. у. т.о. осуществляется на основе учета данных общей психологии, инженерной психологии, эргономики,технической эстетики, физиологии, гигиены и психологии труда.

ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА(англ. optical system of eye)оптический аппарат глаза; состоит из 4 преломляющих сред: роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела.

Для расчетов и исследований используют упрощенную модель О. с. г. Одна из первых моделей разработана шведским офтальмологом Альва-ром Гульстрандом (Нобелевская премия в 1911); др. модель О. с. г. – редуцированный глаз Вербицкого – имеет след, параметры: 1) преломляющая сила в диоптриях, или рефракция (58,82); 2) длина глаза (23,4 мм); 3) радиус кривизны роговицы (6,8 мм); 4) показатель преломления стекловидного тела(1,40); 5) радиус кривизны поверхности сетчатки (10,2 мм).

В редуцированном глазе оптическая система состоит из 1 преломляющей поверхности, разделяющей 2 среды – воздух и стекловидное тело. При расчетах нужно вносить поправки на изменения аккомодации,поскольку преломление хрусталика в процессе аккомодации значительно изменяется (т. н. динамическая рефракция).При нормальнойО. с. г. (эмметропии) изображение далеких предметов, испускающих пракпгчески параллельные лучи, должно фокусировать на сетчатке. Но нередко встречаются аномалии О. с. г.: близорукость(миопия) и дальнозоркость(гиперметропия), когда главный глазной фокус не совпадает с сетчаткой.

Такие глаза называются аметропическими.При миопии главный фокус находится перед сетчаткой, а при гиперметропии – за ней.

Реже встречаются грубые отклонения от осевой симметрии роговицы или хрусталика, приводящие к астигматизму,при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей в одной точке невозможно из-за различной преломляемости в разных меридианах глаза. К оптическим несовершенствам глаза относится анизэйкония,при которой размер изображения предмета на сетчатке одного глаза больше, чем на сетчатке др. См. также Аберрация, Зрение, Линия взора.

ОРАЛЬНЫЙ(от лат. ога – рот) – ротовой, относящийся ко рту; лежащий вблизи рта.

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ(англ. oral stage)в психоаналитической теории З. Фрейда 1-я стадия психосексуального развития ребенка, которая начинается с рождения и длится примерно до конца 2-го г., сменяется анальной стадией. Во время О. с. основным источником удовольствий младенца являются оральные ощущения (напр., вкуса, запаха) и действия (сосание, глотание и т.д.). Нарушения развития на О. с. могут «породить» своеобразные черты характера и привычки в более зрелых возрастах («оральная личность»): напр., курение, поцелуи, переедание, вербальная агрессия и т.п.

ОРГАЗМ-см. Акме.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ – см. Ощущения органические.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ(англ. organization behavior)наименование учебной дисциплины, которая охватывает широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях. Она аккумулирует опыт практического менеджмента,управленческого консультирования; в научном плане основывается на концепциях и теориях психологии, социологии, теории организаций и др. областей знания. Появление понятия «О. п.» обычно связывают с докладом амер. психологов Р. Гордона и Д. Хауэла (1959), в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины. По определению Стивена Коссена: «О. п. – это дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом» (Kossen, 1994).

Структура дисциплины «О. п.» предложена Г. Левиттом в книге «Managerial Psychology» (1958). Оглавление книги, затем многократно переизданной, фактически воспроизводится в большинстве учебников и пособий по О. п. Логика изложения Левитта носит простой и ясный характер и дана в такой последовательности: психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека и могущие иметь отношение к его жизни в организации; феномены общения и взаимодействия в парах; малые группы (до 20 человек) и взаимодействие между ними; группы, в которых может участвовать до сотни человек; явления, характерные для больших групп, насчитывающих сотни и тысячи человек.

Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на 3 уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. О. п. – это предмет, который возник на пересечении многих дисциплин, внесших достаточный вклад в его становление: социологии, психологии, теории организации, управления персоналом (см. Управление человеческими ресурсами),физиологии труда, научной организации труда. Многие распространенные в настоящее время макроконцепции менеджмента (обучающейся, адаптивной, креативной организации) составляют важные разделы О. п. (Е. Б. Моргунов.)

ОРГАН ЧУВСТВА(англ. sense organ; нем. Sinnesorgan; фр. organe sens)разговорный и научный термин, иногда неточно употребляемый вместо-терминов «анализатор»,«сенсорная система»,но обозначающий лишь периферический отдел анализатора. Этот термин является неоднозначным, поскольку в рус. языке слово «чувство»связывается не только с (физическими) ощущениями,но и с эмоционально-потребностными явлениями (аналогичная ситуация и в ряде др. языков. англ. sense,нем. Sinn,фр. sens могут в зависимости от контекста означать чувство, эмоциональное переживание, ощущение и даже смысл). Предлагаемая иногда замена термина «О. ч.» на «орган ощущений» вряд ли удовлетворительна, поскольку так должна называться вся сенсорная система. Лучшим вариантом представляется термин «рецепторный орган». Согласно традиционному употреблению, у человека выделяют 5 внешнихО. ч., соответствующих 5 «внешним чувствам»: глаз (зрение),ухо (слух),язык (вкус),нос (обоняние),кожа (осязание). См. Классификации ощущений, Рецепторы, Рецепция. (Б. М.)

ОРИЕНТАЦИЯ(у животных)(англ. orientation)– определение животными своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве. О. осуществляется по определенным внешним ориентирам (термическим, оптическим, акустическим, электрическим и др. градиентам) на врожденной эндогенной основе (см. Биологические часы). Направляющими механизмами являются таксисы. В пространственной О. различают первичную О.,обеспечивающую сохранение нормального положения тела, и вторичную,служащую для определения собственного местонахождения, локализации источников пищи, избежания опасности и т.п. У высокоорганизованных животных в процессах О. наряду с врожденными есть также индивидуально приобретенные компоненты: разыскивая определенные предметы, животное руководствуется ориентирами, зафиксированными в его памяти, что имеет большое значение для нахождения убежища и др. объектов на своей территории, выслеживания добычи и т.д. Врожденные компоненты О. играют определенную роль в миграциях животных, когда навигация осуществляется по наземным (географическим) или небесным ориентирам (поляризованное освещение небосвода, положение Солнца, Луны и т.д.), а иногда также по магнитному полю Земли.

ОРИЕНТАЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ –см. Самодетерминации теория.

ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ(англ. task oriented behavior or self oriented behavior). Амер. психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы определения и переопределения ролей в группе. Примерами поведения, ориентированного на себя, м. б. «жесткие» поведенческие ответы (психологическая борьба, захват контроля за ситуацией, сопротивление авторитету лидера) и задержанные поведенческие ответы (пассивность, безразличие, чрезмерная рационализация).

Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой.

Члены группы, ориентированной на выполнение определенных задач, работают в определенном контексте как группы, так и собственных интересов. Это не означает, что группа и личность – всегда соперники, однако временами они могут иметь конкурирующие ориентации, а временами – комплиментарные. В каждой ситуации необходимо определять приемлемый баланс между ними. Исследования показали, что если члены группы подчеркивают свою самостоятельность, то обычно это сигнал для начала дополнительной коммуникации относительно ролей членов группы, способов делегирования полномочий и изменения характера взаимозависимости. (Е. Б. Моргунов.)

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(англ. orienting activity) – деятельность,направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На 1-м этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.

Начало психологическому изучению О. д. положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков,сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки(Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При 1-м типе ориентировкаосуществляется на случайные признаки,в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты (см. Метод проб и ошибок). Для 2-го типахарактерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются ограниченными, т.к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. 3-й тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия.


Сейчас читают про: