Производительность и норма выработки машин

Использование машин определяется годовым планом на основе годовых режимов их работы и данных по производительности. Годовой план использования машин разрабатывают к началу планируемого периода их работы и в нем указывают наименование машины, ее марку (индекс) и инвентарный номер; объекты, на которых она будет использоваться; вид, объем работ и сроки их выполнения на каждом объекте.

Основные машины работают на объектах, как правило, 1,5 или 2 смены.

Согласно ГОСТ 25646 по каждой машине ведется учет объемов выполняемых работ, времени нахождения в работе, фактической наработки в моточасах.

Наработка машины определяется по показаниям счетчика, а при его отсутствии – по данным сменного времени, скорректированным с помощью коэффициента внутрисменного использования, конкретного для каждого типа машин и вида работ и утверждаемого руководителем предприятия.

Данные по наработке, произведенному ремонту, простоям и прочие показатели ежемесячно (не позднее 10-го числа следующего месяца) заносятся в формуляр (паспорт) каждой машины. Выполнение плановых технических обслуживаний и ремонтов машин отмечают в соответствующем журнале учета, а неплановых – в журнале по устранению неисправностей.

Производители работ, мастера и службы производственно-технических отделов контролируют и несут непосредственную ответственность за организацию рабочего места, обеспечение эффективного применения машин в производственном процессе и качество выполняемых механизированных работ; организацию учета и отчетности по использованию машин; проведение инструктажа и соблюдение правил техники безопасности при производстве работ, сохранность машин как в период их работы, так и при вынужденном простое на объектах по тем или иным причинам.

Знание производительности конкретных машин необходимо при оперативном и перспективном (годовом) планировании использования техники, анализе эффективности работы машин, сопоставлении различных вариантов механизации; распределении техники по объектам, комплектовании механизированных звеньев и отрядов, а также поощрении операторов и вспомогательного персонала за своевременное и качественное выполнение работ.

Производительность машины определяется количеством продукции в натуральных единицах (м3, м2, м, т, шт. и т. д.), выработанным за определенное время (час, смену, месяц, год). Различают расчетную производительность, определяемую аналитически, и фактическую, получаемую из отчетных данных. В зависимости от степени учета условий эксплуатации расчетная производительность подразделяется на конструктивную, техническую и эксплуатационную.

Конструктивная производительность определяется на этапе прогнозирования и задается, как правило, при формировании технического задания на проектирование, обусловливая выбор параметров и характеристик машины. Это максимально возможная (теоретическая) производительность при непрерывной работе машины в течение фиксированного промежутка времени (цикла, часа и т.д.) с максимальным использованием мощности двигателя и рабочих скоростей, т.е. с исключением простоев и потерь энергии. При этом учитываются полная загрузка машины и управление ею рабочим, овладевшим всеми передовыми приемами.

Конструктивная производительность машин цикличного действия находится делением количества продукции за цикл работы машины на продолжительность этого цикла.

Конструктивная производительность служит одним из показателей оценки конструктивных качеств машины и позволяет в процессе проектирования выбирать наилучший вариант конструктивного решения.

Техническая производительность – это наивысшая производительность машины за 1 ч непрерывной (чистой) работы, которая может быть достигнута в конкретных условиях при наиболее совершенной организации процесса рабочими, полностью овладевшими передовыми приемами и методами управления машиной, ее обслуживания и выполнения всех связанных с работой машины операций.

Техническую производительность находят на основании производственных испытаний, по паспортным данным или расчетом.

Эксплуатационная производительность – это производительность, которая может быть достигнута при реальных режимах использования машин по времени, обусловленных простоями, связанными с плохой организацией работ, технологическими перерывами, невозможностью выполнения работ по метеоусловиям и конструктивно-техническим причинам (неплановое приведение машин в работоспособное состояние, низкая квалификация машиниста-оператора и др.). Уровень организации работ зависит от простоев вследствие отсутствия фронта работ и несвоевременной доставки ТСМ, а также от простоев, связанных с организацией труда (отдых оператора, получение задания и ознакомление с чертежами и объектом, оформление нарядов, сменных рапортов и другой документации). Технологические перерывы обусловлены необходимостью передвижения машины по объекту, смены, очистки или регулировки оборудования, ожидания автотранспорта и других вспомогательных машин.

Эксплуатационную производительность определяют на основе утвержденных норм выработки. С помощью указанных норм устанавливают число работ, которое должно быть выполнено данной машиной в определенных заданных условиях производства в единицу времени, или норму времени работы машины на единицу объема работ.

В зависимости от отрезка времени, на который рассчитывается эксплуатационная производительность, различают часовую, среднечасовую, среднесменную и среднегодовую эксплуатационные производительности машин.

Норма выработки – это регламентированная производительность машин. Разделяют часовые, сменные и годовые нормы выработки.

Часовая норма выработки – это регламентированная часовая эксплуатационная производительность машины. Ее обычно называют производственной нормой выработки. Она служит основой для определения заданий рабочим.

Сменная норма выработки – это регламентированная среднесменная производительность машины. Ее используют при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Годовая норма выработки – это регламентированная среднегодовая производительность машины.

Годовая норма выработки служит эксплуатационным показателем работы машин. Ее определяют по основным типам машин для контроля за степенью использования их в течение года, а также для выявления потребности в машинах и комплектования парков машин.

Годовая норма выработки (директивная норма) может устанавливаться на одну машину ( например, на одну установку штангового скважинного

насоса) и на единицу основного параметра машины (на один ход плунжера установки штангового скважинного насоса). Первые нормы устанавливают на тот или иной типоразмер или модель машин для подразделений нефтегазодобывающего общества, а вторые – для парка машин одного и того же вида и назначения, но разных типоразмеров (парк УЭЦН, парк УШСН и т.д.) нефтегазодобывающего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: