Охарактеризуем основные черты развития в рамках годового цикла, называемого также родовым строем

Основными занятиями людей были охота и собирательство, а также бортничество и рыболовство, затем земледелие и скотоводство. Орудия труда - крайне примитивные. Сделанные из камня, или же из камня и дерева, они позволяли добывать ровно столько пищи, чтобы члены первобытного коллек­тива не умерли с голоду. Поэтому имели место общественная собственность на орудия труда и социальное равенство. Общественное разделение труда также отсутствовало. Каждый имел право на равную - с учетом пола и воз­раста - долю добытого коллективом продукта.

Основной социальной единицей являлась родовая община. Она состоя­ла из 20-30 взрослых мужчин и женщин, стариков и детей. Все они были свя­заны между собой родственными узами, и браки внутри общины были запре­щены (родовая община всегда экзогамна). Общины возглавляли старейшины -наиболее ловкие и опытные охотники и рыболовы, умелые организаторы жиз­ни коллектива. Главы родовых общин не имели никаких материальных пре­имуществ. Напротив, они становились во главе общины именно потому, что могли дать сородичам больше любого другого ее члена. Взамен старейшины имели всеобщее уважение и власть - право принимать решения по своему ус­мотрению, которым все члены сообщества безоговорочно повиновались.

Общины объединялись в племена. Первоначально общение внутри племени было крайне ограниченным и сводилось, главным образом, к бракам, которые всегда заключались внутри племени (племя эндогамно). Поэтому простейшее племя состояло из двух взаимобрачных родовых общин. Впослед­ствии их могло стать больше, но число общин всегда было четным. Вождь и совет племени, состоящий их старейшин, действовали в основном в том случае, когда перед племенем вставали задача защиты своей территории от ино­племенников или же если племя само претендовало на чью-то зону обитания. Вожди, как и старейшины, были выборные и не имели в своем распоряжении никаких специальных органов принуждения, Принимаемые решения, в том числе карательного характера, реализовывались всеми взрослыми мужчинами общины или племени. Нормы жизнедеятельности первобытных коллективов были просты, разделялись всеми, так как были направлены на выживание об­щины, и передавались устно из поколения в поколение.

Сознание древних людей было мифологическим. Ему свойственно единство зачатков религии, философии, науки и искусства. Боги мифов - это персонифицированные силы природы, обнаруженные в окружающем мире закономерности, нравственные понятия. Миф всегда представляет собой по­пытку объяснить мир, но это объяснение неизменно является ложным, так как истинные причины происходящего творцам мифов не известны.

Развитие в рамках годового цикла не было абсолютно неизменным. Можно выявить несколько периодов, которые прошел в своем развитии дан­ный исторический тип.

1. Ранняя родовая община охотников и собирателей (40 - 10 тыс. лет назад). Нижняя граница определяется появлением человека современного ти­па, верхняя - началом процесса перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Это классический период для данного типа развития. Социаль­ное неравенство отсутствует.

2. Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (10 тыс. лет назад­ - 4-1 тыс. до н.э.). В этот период возможно неравенство между отдельны­ми общинами. Могут сформироваться предпосылки разложения родового строя.

3. Период сосуществования первобытных обществ с государствами
других народов
(с 4-1 тыс. до н. э. и до наших дней). В это время произошла консервация данного типа развития, постепенная утрата первобытными сообществами способности эволюционировать.

Сущность данного типа развития в полной мере характеризует его на­звание. Формы деятельности человека и общества меняются в зависимости от времени года и воспроизводятся из поколения в поколение. Если перемены происходят, то в течение тысячелетий.

Вторым по времени возникновения является восточный тип или тип циклического развития. Он зародился с появлением первых государств на Древнем Востоке в 4-3 тыс. до н.э. и также продолжает существовать в наши дни. К этому типу развития относится ряд древних цивилизаций (шумерская, аккадская, древнеегипетская, хеттская, ассирийская и др.); цивилизации доко-лумбовой Америки (инков, ацтеков, майа и др.); средневековая монгольская; современные восточные цивилизации, образовавшиеся в перио­ды древнего мира и средних веков (китайско-конфуцианская, индо-буддийская, исламская).

Восточный тип развития появился в результате целого ряда крайне су­щественных перемен, явившихся следствием неолитической революции, на­чавшейся 10-8 тыс. лет назад. Это была первая в истории человечества технологическая революция, сущность которой заключалась в переходе от присваи­вающего хозяйства к производящему, то есть от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Можно сказать, что в результате этой революции люди перешли к систематическому применению ручного производящего труда. Главным результатом неолитической революции стало появление не абсолютно необходимого прибавочного продукта, то есть такого продукта, который не был нужен для выживания первобытного коллектива. Как следст­вие увеличились численность и плотность населения, появилась система об­щественного разделения труда, обмен, социальное и имущественное неравен­ство, частная собственность, города, писаное законодательство, религия.

В наиболее общем виде можно сказать, что государство образовалось в условиях всех этих перемен на основе выделения функций управления. Возникла публичная, то есть отделенная от общества власть, существующая на средства, собираемые в виде налогов с населения. В ее распоряжении поя­вился также отделенный от общества аппарат принуждения. Правители, вое­начальники и освещавшие религиозными средствами новую власть жрецы по­лучили средства к жизни, несравнимые с теми, что имелись в распоряжении рядовых земледельцев-общинников и ремесленников. Члены родовых и со­седских общин, а также города, населенные людьми, порвавшими с общиной, были включены в определенные территориальные единицы, образовавшие пространственную структуру государства.

Первые государства возникли в долинах великих рек, режим которых необходимо было регулировать. Роль организатора ирригационных работ взя­ло на себя государство, которое постепенно стало считаться верховным собст­венником земли. Верховными правителями древнейших государств станови­лись вожди союзов племен, которым удавалось подчинить соседей и привлечь на свою сторону местную знать. Опорными пунктами государственной власти становились города - укрепленные поселения, в которых проживали правите­ли, жрецы, высшие военные чины, высшие администраторы и обслуживаю­щие их ремесленники и торговцы.

Таким образом, появление восточного типа развития неразрывно свя­зано с хозяйственной ролью государства как организатора производства в специфических условиях «плодородного полумесяца». Это территория, про­стиравшаяся с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря.

Восточный тип развития характеризуется следующими чертами.

Основной принцип организации жизни — коллективизм. Общество со­стоит из малосвязанных между собой крестьянских общин, ведущих нату­ральное хозяйство. Община считается собственником обрабатываемой земли, хотя каждая семья имеет свой надел. Верховным собственником земли в древ­ности и в средние века являлось государство, собиравшее с формально сво­бодных общинников ренту-налог. Имелись также государственные и храмо­вые хозяйства. В настоящее время в большинстве восточных стран существует большой государственный сектор.

Тип государства - восточная деспотия. Власть верховного правителя носит неограниченный характер, обожествляется и реализуется при помощи разветвленного, иерархически построенного аппарата чиновников, опираясь непосредственно на насилие. В настоящее время эта черта проявляется в том, что в большинстве восточных государств существует авторитарный политиче­ский режим, а демократические процедуры, если они есть, носят формальный характер и не обеспечивают контроль над властью со стороны населения.

Частная собственность на средства производства для данного типа раз­вития не характерна. Она периодически возникает, но уважением и юридиче­ской защитой не пользуется и постоянно ограничивается государством, не за­интересованным в ее развитии.

Производительные силы развиваются, но материально-технический прогресс не направлен на покорение и фундаментальное преобразование при­роды. Гармония человека и природы рассматривается как ценность, и в общем и целом сохраняется.

Религия является не столько системой взглядов, сколько образом жиз­ни. Человек ориентирован на духовное самосовершенствование и потусторон­ний мир. Земное существование рассматривается как нечто преходящее, а по­тому и не очень ценное.

Современные восточные цивилизации, хотя и относятся к одному типу развития, существенно различаются между собой и имеют в постоянно ме­няющемся мире неодинаковые возможности и перспективы.

Китайско-конфуцианская цивилизация возникла во 2-1 тыс. до н. э. Ее основные черты сложились под влиянием идеологической системы Конфу­ция, предполагающей патернализм, уважение к старшим, дисциплинирован­ность и инициативность. Высоко ценится гармоничное общественное устрой­ство, где каждый по мере сил содействует процветанию целого, неукосни­тельно выполняя свои обязанности. К этой цивилизации относятся Япония, Китай, Тайвань, Вьетнам, Корея, Гонконг, Сингапур.

В странах этой цивилизации государство традиционно является силь­ным. Оно подавляет личность, ставя ее под жесткий контроль и тем самым препятствуя реализации ее возможностей, в том числе предпринимательских. Население отличается высокой степенью самоорганизации, поэтому общество также очень сильно и также подавляет личность. Человек ориентирован на достижение справедливого общественного устройства, социальную гармонию, но в то же время и на материальный успех в жизни при соблюдении этиче­ской нормы и постоянном самосовершенствовании.

Эта цивилизация способна активно приспосабливаться к влиянию из­вне. В настоящее время такое воздействие оказывается со стороны стран За­пада. Наблюдается тенденция к синтезу традиционных и европейских ценно­стей, принципов организации хозяйственной жизни. Высокая дисциплина труда в сочетании с привычкой довольствоваться малым определяет возмож­ность быстрого прогресса данной цивилизации в современном мире. Ее доля в мировом промышленном производстве неуклонно росла на протяжении 20 ве­ка и составила в 90-е годы примерно 19%. Лидером цивилизации первона­чально был Китай, теперь эта роль перешла к Японии.

Индо-буддийская цивилизация возникла также во 2-1 тыс. до н. э. К ней относятся в настоящее время Индия, Шри-Ланка, Непал, Таиланд, Лаос, Кам­боджа, Тибет, Бирма, Монголия и некоторые другие страны. Цивилизация сформировалась под воздействием того общего идеологического содержания, которое объединяет буддизм и индуизм как религиозные системы. Это пред­ставление о желательности освобождения от цепи бесконечных перерождений в результате активного внутреннего самосовершенствования, о второстепенности земной жизни по сравнению с вечным истинным бытием.

В данной цивилизации государство не является сильным. Оно часто распадается, меняет границы, переживает кризис. Это не влияет на сам тип государства, которое, как и везде на востоке, представляет собой восточную деспотию. Способность населения к самоорганизации исключительная. Обще­ство чрезвычайно сильно и способно заменить слабое и объективно не нужное ему для нормального существования государство. Человек ориентирован на индивидуальное духовное совершенствование с целью достижения нирваны. Проблема социальной гармонии, справедливости в земной жизни, материаль­ного успеха волнует людей слабо. Идея равенства успехом не пользуется.

Эта цивилизация не отторгает внешнее влияние, но и не идет ему на­встречу. Она достаточно послушно изменяется под воздействием извне. В на­стоящее время, в силу пассивного восприятия западного влияния, в регионе сосуществуют традиционные и европейские (привнесенные колониализмом) структуры. В конце 20 века страны, относящиеся к данной цивилизации, дава­ли около 4% мирового валового продукта. Доля цивилизации в мировом про­мышленном производстве продолжает расти, хотя и не так быстро, как это демонстрируют страны китайско-конфуцианского региона. Лидер цивилиза­ции - Индия.

Исламская цивилизация возникла позже других - в 7 веке н.э. Системо­образующей идеологией является ислам - религия, требующая безоговорочно­го подчинения правоверных воле аллаха и своим духовным лидерам, призван­ным заботиться о небесных и земных интересах мусульман. К этой цивилиза­ции относятся азиатские и североафриканские страны, такие как Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Египет, Тунис, Ма­рокко и др. Государство в странах мусульманской цивилизации сильное и сливается с обществом. В идеале духовный лидер и верховный правитель представлены одним лицом (халифат). Общество, организованное на принципах ислама и следующее законам шариата, представляет собой религиозную общину. Че­ловек постоянно подавляется государством и обществом, вся его жизнь жест­ко регламентирована. Личность ориентирована на соблюдение норм Корана, на подчинение духовным лидерам и государству. Личная инициатива не по­ощряется. Идеи равенства и справедливости присутствуют в общественном сознании: все равны перед Аллахом; духовные лидеры, действуя на основе за­конов шариата, обеспечивают справедливость. Но все это только для мусуль­ман.

Это наиболее консервативная и идеологизированная среди восточных цивилизаций. Она отторгает внешнее влияние, стремясь противопоставить западным принципам организации жизни свой, «исламский» путь развития. В целом можно констатировать тот факт, что доля стран мусульманского ареала в мировом промышленном производстве растет, хотя в основном за счет неф­тедолларов. В 1950 году она составляла 2,9%, в конце 20 века - 11%. Лидерст­во в мусульманском мире первоначально принадлежало арабам, затем Осман­ской турецкой империи. В настоящее время наиболее развитым в экономиче­ском отношении государством является Турция, а наивысший жизненный уровень демонстрируют страны - экспортеры нефти.

Историческая судьба государств, относящихся к восточному типу раз­вития, имеет много общего, что и легло в основу единой периодизации исто­рии государств и народов Востока.

1. Традиционный Восток (4-3 тыс. до н.э. - 15 век н. э.). Этот чрезвы­чайно длительный период характеризуется обозначенными выше чертами и несколько условно подразделяется на два более коротких: Древний Восток (4-3 тыс. до н. э. - первые века нашей эры) и Средневековый Восток (первые ве­ка нашей эры - 15 век). Критерий выделения этих периодов - степень зрело­сти основных признаков восточного типа развития. Они зародились в период Древнего и достигли классического развития в период Средневекового Востока. В ряде древневосточных государств впервые в мировой истории появились европейские (античные) структуры как результат первой волны масштабной западной экспансии. Они бесследно исчезли на Средневековом Востоке вследствие арабских завоеваний.

2. Колониальный и зависимый Восток (16 в. — 50-е годы 20 века). Пе­риод характеризуется постепенной трансформацией традиционного общества под влиянием Запада. Он также не является единым, включая период торговой
экспансии Запада (16-18 века), на протяжении которого в колониальных и за­висимых странах образовывались анклавы европейского типа, и период промышленной экспансии Запада (19-первая половина 20 века), когда под воздействием западного промышленного капитала началась более или менее актив­ная перестройка традиционных восточных институтов (общины, организации ремесленного производства и торговли, социальной структуры, системы вертикальных связей, принципов политического устройства и т.п.).

3. Современный Восток (с 60-х годов 20 века и до наших дней). Осво­бодившиеся от колониальной и более слабых форм политической зависимости восточные страны оказались перед необходимостью выбора пути развития. Этот выбор определялся и продолжает определяться целым рядом факторов, важнейшими из которых являются нахождение образца для подражания и выявление потенций собственного цивилизационного фундамента. Соответственно современный Восток демонстрирует ряд моделей развития. Несколько условно можно выявить японскую модель (синтез самобытности и западных принципов), индийскую (сосуществование самобытности и европейских черт развития), модель стран - экспортеров нефти (современная промышленная ба­за обслуживается в основном иммигрантами, а местное население получает ренту), бывшие социалистические страны Китай и Вьетнам, в настоящее вре­мя активно меняющие свою структуру (традиционализм плюс марксистский социализм) в направлении еврокапиталистической, Северную Корею, не отка завшуюся от марксистского социализма в сочетании с традиционализмом, и наиболее бедные страны Азии, такие как Лаос, Камбоджа, Бирма, Афганистан, Бангладеш. В последней группе стран элементы западной структуры не значи­тельны, традиционный сектор является ведущим. Можно сказать, что это единственная группа государств, относящихся к восточному типу развития, которую модернизация в какой-либо степени и форме почти совсем не затро­нула.

Анализ восточных цивилизаций и рассмотрение основных этапов их истории позволяют сформулировать сущность данного типа развития. Изме­нения в обществе происходят медленно: на протяжении жизни одного поко­ления ощутимых перемен, как правило, нет. Развитие происходит в условиях постоянного ограничения частной собственности со стороны государства и общества и осуществляется циклами, причем каждый последующий из них мало отличатся от предыдущего. Существенные перемены связаны с воздей­ствием со стороны европейской цивилизации.

Западный тип развития зародился в 8 веке до н. э. на территории Греции. Его основные черты сложились в результате архаической революции - процесса образования полисов (городов-государств) в ходе перестройки структуры, близкой к восточной. Причины этой революции в настоящее время до конца не выявлены. Определенную роль сыграли развитие торговли и мо­реплавания, а также рельеф Греции, не способствовавший при тогдашнем уровне развития производительных сил образованию крупных государств.

К западному типу развития относится одна цивилиза­ция, западная или европейская. Она сложилась на территории Западной Евро­пы, а затем была привнесена на другие континенты массами эмигрантов-европейцев, которые вытеснили коренное население с привычных мест обита­ния. К этой цивилизации в настоящее время относятся европейские страны - Англия, Франция, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Голландия, Бельгия и др.; государства Северной Америки - США и Канада; Австралия, Новая Зе­ландия; одно государство в Азии - Израиль и одно африканское государство - ЮАР. Это уникаль­ная цивилизация, зародившаяся на крайне ограниченной территории, но про­явившая исключительную способность к быстрому развитию и внешней экс­пансии в самых разных формах.

Обозначим основные черты западного (прогрессивного) типа разви­тия.

Основополагающим принципом организации жизни является индиви­дуализм. Считается, что интересы личности выше интересов общества и госу­дарства. Во всяком случае, человек имеет право отстаивать эти интересы, за­щищать себя от государства и притязаний других людей или организаций.

На всем протяжении истории данной цивилизации частная собствен­ность на средства производства играет крайне существенную роль. Времена­ми она может отходить на задний план, но неизменно отвоевывает утраченные позиции. Наличие многочисленного слоя частных собственников создает ог­раничительные барьеры для политической власти, поскольку собственность обеспечивает экономическую независимость.

Государство вынуждено вести с обществом диалог. Нормой является наличие демократических институтов и процедур — в большей или меньшей степени. Европейское государство нигде и никогда не имело столь самодавлеющего характера, как на Востоке, и, как правило, было подконтрольно, если и не всему обществу, то тем или иным его классам или социальным слоям.

Гармония со средой обитания ценности не имеет. Человек активно преобразует и покоряет природу, полагая, что существующий мир во всех от­ношениях не совершенен и нуждается в улучшении. Личность ориентирована на материальный успех в жизни.

Конкретная идеологическая система, придающая целостность запад­ной цивилизации, на протяжении ее истории менялась (олимпийская языче­ская религия и античная философия; католичество; протестантизм и рефор­мированный католицизм). Тем не менее, этим системам присуще некоторое общее содержание, идеологически освещающее данную цивилизацию в тече­ние всего ее исторического пути. Это прагматическая идеология, включающая несколько не жестко связанных между собой постулатов.

Прежде всего, в нее входит обоснованная еще Аристотелем идея фун­даментального превосходства европейцев над остальным человечеством. Со­ответственно все общественные и государственные институты западного ми­ра, западная религия и культура, система ценностей считаются наилучшими и универсальными. Отсюда обоснование внешней экспансии как несущей про­гресс неевропейским народам.

Другой комплекс идей связан с представлением о том, что главным в человеческой жизни является материальный успех (богатство). Конечно, ни во времена античности, ни тем более в период европейского средневековья богатство не было главной ценностью. Ориентация на материальное благосос­тояние стало играть ведущую роль лишь с 15-16 веков. Но ценность земной жизни человека, а соответственно и успеха в ней, в том числе материального, определяла сознание древних греков и римлян, а в период европейского сред­невековья акцент на Ветхий, а не на Новый Завет (в отличие от православия) ориентировал людей на активное улучшение своей земной жизни - парал­лельно соблюдению предписаний церкви. Поэтому установка на обретение богатства стала естественным результатом эволюции сознания европейца.

Идеология современной западной цивилизации (с 16 века) дополняет­ся протестантской деловой этикой. Это система правил честной конкуренции и самоограничения по принципу: «скромное личное потребление и процве­тающее дело». Протестантская религия, особенно кальвинизм, дали нравствен­ное оправдание жажде обогащения, выдвинув положение о том, что матери­альный успех в жизни - признак избранности богом, вероятное указание на то, что душа человека после смерти попадет в рай.

Еще один комплекс представлений касается роли идеологии в жизни человека и общества. Считается, что личность свободна по отношению к идеологическим и религиозным доктринам. Существование официальной идеологии в любой форме отрицается. Необходимо отметить, что так было не всегда. В период античности олимпийская религия была общеобязательной, но античные философы могли развивать любые философские идеи, если только они прямо не критиковали олимпийских богов. В средние века обязатель­ной была вера в христианского бога по римско-католическому образцу. Сво­бода совести и как следствие тезис об отсутствии официальной идеологии ут­вердились в результате Реформации. Исключительная роль протестантизма в идеологическом освящении современной западной цивилизации привела к тому, что эту цивилизацию иногда называют протестантской.

Европейская цивилизация прошла длительный путь развития. Этапы ее истории резко отличаются один от другого, и поэтому также могут назы­ваться цивилизациями. Переход к каждому следующему периоду связан с внутренней перестройкой всех сторон жизни общества. Активная внешняя экспансия европейцев обеспечивала эту цивилизацию необходимыми ресур­сами и в высшей степени способствовала ее быстрому прогрессу. Основные периоды развития западного мира таковы.

1. Античная цивилизация (8 в. до н. э. - 5 в. н.э). Охватывает историю Древней Греции и Древнего Рима. Характеризуется расцветом ремесла и торговли, предпринимательской активностью, существенным развитием демократических институтов и процедур, исключительными достижениями в области культуры - все это в условиях ручного труда, личной свободы основных производителей, относительно широкого использования рабов в качестве вспомогательной рабочей силы, господства полиса как типа государства. Ре­лигия античной цивилизации - языческая (олимпийская). Мир представляется вечным, состоящим из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Они то соединяются, образуя мироздание таким,каким его видят люди, то разъединяются, и наступает хаос.

Это время первой волны масштабной внешней экспансии западной цивилизации, что проявилось в создании империи Александра Македонского и эллинистических монархий, в образовании мировой Римской империи.

2.Средневековая европейская цивилизация (5-15 вв.). Включает ис­торию варварских государств, образовавшихся на территории Западной Римской империи, раннефеодального государства франков, католических стран Западной ицентральной Европы. Это время господства натурального хозяйст­ва, феодального способа производства, политической раздробленности, всеси­лия религии и католической церкви. В этот период западная цивилизация приобрела некоторые черты, сблизившие ее с Востоком (отсутствие полной частной собственности, корпоративность, деспотизм правителей, роль рели­гии в обществе). Однако Европа не уподобилась Востоку. Европейское средневековье обязано своим качественным своеобразием синтезу позднеантичных и варварских (в основном германских) общественно-политических инсти­тутов. Огромную роль сыграло христианство, возникшее, в первые века нашей эры в римской провинции Иудее. Оно стало государственной религией в Рим­ской империи и было принято варварами. Свойственная этой религии идея прогресса постепенно сформировала отсутствующую на Востоке и в античном мире ориентацию на новизну. После раскола христианской церкви в 1054 году официальной идеологией средневековой европейской цивилизации стало ка­толичество.

Попытки внешней экспансии христианско-католического мира имели место на протяжении всего периода средних веков (крестовые походы на Вос­ток, завоевание Прибалтики, агрессия, направленная на славянские земли, и т.д.). Но все эти военные мероприятия были несравненно менее успешны, чем в древности, а страны Востока были более развиты, чем европейские, вплоть до 17 века.

3. Современная западная цивилизация (16 в. — наше время). Объединя­ет историю современных европейских стран (Англия, Франция, Германия и др.), США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Израиля, ЮАР. Для периода харак­терны высокая степень развития промышленности, торговли и предпринима­тельства, постепенная демократизация общества и государства (диалог власти и общества в пределах сословно-представительных и абсолютных монархий; формальная, затем реальная демократия в пределах конституционных монар­хий и республик). Господство капиталистического способа производства, бы­стрый прогресс техники и технологии преобразовали облик Земли и принци­пиально изменили возможности человека.

Границы западной цивилизации на протяжении данного периода неод­нократно менялись: страны центральной и юго-восточной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и др.) то в полной мере включались в нее, то по­падали в сферу влияния православной цивилизации. Православные европей­ские государства (Болгария, Сербия, Румыния и др.) то в полной мере входили в православную цивилизацию, то оказывались в сфере влияния западного ми­ра.

Это время, когда уникальная западная цивилизация стала превращать­ся в универсальную, распространяя в мире свое влияние в разнообразных формах и трансформируя неевропейский мир. Период подразделяется на три этапа.

Предындустриальное общество (16 - 18 вв.). Это время становления капиталистического способа производства, формирования буржуазии и проле­тариата, господства единых национальных централизованных государств, образования протестантских церквей. Происходит переход от сословно-представительных монархий к абсолютизму, затем — в результате буржуазных революций - к конституционным монархиям и республикам. Постепенно складывается идеология современной западной цивилизации, основанная на оправдании жажды обогащения и протестантской деловой этике. Утверждает­ся естественнонаучная картина мира (вселенная Ньютона), в которой мир уподобляется механизму. Формулируется и входит в общественное сознание теория прогресса. Это период начала образования мировых колониальных им­перий.

Индустриальное общество (19 век -50-е годы 20 века). Для этого пе­риода характерно господство капиталистического способа производства, ос­нованного на механизированном труде. Основными классами являются бур­жуазия и пролетариат. Противостояние этих классов придает обществу анта­гонистический характер. Типичные формы правления - республика и парла­ментская монархия. Политические режимы различны. Наиболее типична фор­мальная демократия. В любом случае в деятельности государства отчетливо прослеживаются интересы господствующего класса - буржуазии. Отношения господства-подчинения основаны в значительной степени на прямом исполь­зовании насилия. Противостоящие друг другу идеологии выражают интересы различных классов и социальных слоев. Господствует естественнонаучная картина мира. Стационарная вселенная Ньютона сменяется эволюционирую­щей вселенной Эйнштейна - Фридмана. Подавляющее большинство людей разделяет теорию прогресса. Завершается образование мировой колониальной системы. Большинство стран неевропейского мира оказывается в политиче­ской и экономической зависимости от Запада.

Постиндустриальное общество (с 60-х годов 20 века). Это общество массового потребления с многомерной социальной структурой, в которой сла­бы противоречия. Большая часть населения приобщена к собственности (имеет акции предприятий, деньги на счете в банке, собственный дом и т.п.). Государство выражает интересы общества в целом. Система хозяйства носит посткапиталистический и капиталистический характер. Население занято в основном не в сфере материального производства (благодаря его высокой эф­фективности много работников не требуется; за счет вывоза капитала многие фабрики и заводы западных предпринимателей располагаются в развивающихся странах, где стоимость рабочей силы много ниже), а в сфере обслуживания (в об­ласти образования, медицины, управления, торговли).

Формальная вера в христианского бога сохраняется, но растет число сторонников восточных религий и теософии. Кризис христианской морали и протестантской деловой этики приводит к стремлению получить от жизни максимум удовольствия. Интеллектуальная элита пытается осуществить син­тез религиозной и естественнонаучной картин мира (теория Большего Взры­ва). Большая часть населения не интересуется проблемами устройства миро­здания, живя сегодняшним днем.

Роль Запада в качестве образца для подражания возрастает, но его контроль над миром по сравнению с предшествующим периодом падает. Это связано с распадом мировой колониальной системы и обретением суверени­тета бывшими колониями и зависимыми государствами.

Многие социологи и историки в настоящее время полагают, что, не­смотря на набирающий силу процесс глобализации (распространение в неев­ропейском мире европейских общественно-политических и культурных стан­дартов), западный мир переживает кризис. В конце 19 века доля Запада в ми­ровом промышленном производстве составляла примерно две трети, в 1928 году - 84,2%. В дальнейшем роль Запада стала падать: 1950 год - 64%, конец 20 века - менее 55% (вместе с ЮАР). Прогноз такжене оптимистичен. К 2015 году предполагается понижение доли стран западной цивилизации в мировом ВВП до 35%. Относительная численность населения тоже сокращается. В на­стоящее время население стран Запада составляет 13% населения Земли. К 2025 году ожидается сокращение этой доли до 10%. Ситуация усугубляется тем, что на территории самих европейских стран неуклонно увеличивается численность выходцев из бывших колоний и вообще из неевропейских госу­дарств. В США и Канаде наблюдается аналогичная картина. В качестве лиде­ра цивилизации последовательно сменяли друг друга Древняя Греция, Древ­ний Рим, Франция, Голландия, Англия. В настоящее время эта роль принад­лежит США.

Таким образом, положение стран западной цивилизации в современ­ном мире глубоко противоречиво. Их максимальная за всю историю человече­ства привлекательность в качестве образца для подражания и сохраняющееся мировое лидерство сопровождаются нарастанием кризисных явлением и по­степенной утратой позиций. Лидер цивилизации США активно стремится противостоять обозначенным негативным тенденциям.

Сформулируем сущность данного типа развития. Это быстрое (на протяжении жизни одного поколения происходят существенные перемены), в целом линейное развитие, основанное на господстве частной собственности на средства производства, в ходе которого сменяют друг друга резко разли­чающиеся между собой этапы.

Смешанный тип развития сформировался позже других в результате взаимодействия государств и народов, относящихся к рассмотренным выше типам в ситуации завоевания и длительных тесных контактов победителей и побежденных. Само его существование определяется тем фактом, что в процессе «наложения» друг на друга различных принципов организации жиз­ни и способов восприятия мира в ряде регионов образовались качественно новые цивилизации, называемые пограничными.

В настоящее время к этому типу относятся православная цивилиза­ция (образовалась в результате сложного взаимодействия западного и восточ­ного типов развития), латиноамериканская (восточный тип цивилизаций до-колумбовой Америки и неклассический западный тип) и центральноафрикан-ская (наложение западного влияния на первобытную и полупервобытную ос­нову). Соответственно процесс формирования данного типа развития включа­ет ряд этапов, связанных с возникновением обозначенных цивилизаций. В те­чение 2 -5 веков нашей эры образовалась Византийская православная цивили­зация. 14 -15 века — время формирования современной православной цивили­зации. Латиноамериканская цивилизация складывалась на протяжении 16—18 веков, центральноафриканская - в 19 - первой половине 20 века.

Каковы основные черты смешанного типа исторического развития? Поскольку данный тип образовался в результате активного взаимодей­ствия различных принципов общественно-политического устройства и мента­литета, для относящихся к нему обществ характерно сосуществование этих принципов и их синтез - в большей (православная и латиноамериканская ци­вилизации) или меньшей степени (центральноафриканская цивилизация).

Система хозяйства основана как на различных формах общественной собственности (общинная, родовая, государственная), так и на частной собст­венности на средства производства.

Политическое устройство характеризуется сочетанием деспотизма и системы представительства. Типичный политический режим - авторитарный с большими или меньшими элементами демократии (на разных уровнях).

Поскольку значительная часть истории относимых к этому типу об­ществ прошла в условиях подчинения иноземцам, актуальна проблема созда­ния стабильной государственности. Государство (за исключением Российско­го) характеризуется неустойчивостью и слабостью.

Самоорганизация общества осуществляется по преимуществу в тради­ционных формах (община, родственные связи, родовые кланы). Население мало склонно к западным формам самоорганизации. Поэтому гражданское общество включает как традиционные корпорации, так и организации запад­ного типа (профсоюзы, союзы предпринимателей, общества по охране приро­ды и т.п.). Политические партии часто имеют признаки объединений обоих типов.

Религиозные системы, условия жизни и особенности исторического развития формируют такую систему ценностей, в которой значимость матери­ального и идеального примерно уравновешены, а богатство не является глав­ной целью земной жизни.

К данному типу развития относятся следующие цивилизации.

Православная цивилизация включает ушедшее с исторической арены государство Византию, Россию (прежде всего, ее историческое ядро - терри­торию, населенную в основном русским и русскоязычным населением), Бела­русь, Украину, Болгарию, Сербию, Черногорию, Молдову и Румынию, неко­торые другие страны. Существенную роль в формировании этой цивилизации сыграли южные и восточные славяне.

Православная цивилизация начала формироваться в первые века на­шей эры с распространением власти Рима на ряд территорий, заселенных вос­точными народами, где, как правило, уже существовали «двойные структуры» -традиционно восточные и античные - со времен эллинистических монархий. Византия оформилась как самостоятельное государство в результате разделе­ния Римской империи в 395 году на Восточную и Западную. В ранний период в состав Византийской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии и Армении, остро­ва Крит и Кипр, ряд опорных пунктов в Крыму (Херсонес) и на Кавказе (в Грузии), некоторые районы Аравии, а с 5 века также Иллирик и Далмация.

Существенным этапом в формировании византийской цивилизации стало расселение южных славян на территории империи в 6-7 веках, с чем в значительной степени связано превращение Византии в средневековое госу­дарство. Вторжения славян и других варварских племен способствовали даль­нейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое значение приобрели свободные местные и славянские сельские об­щины. Сохранившееся крупное землевладение перестраивалось на феодаль­ной основе.

Для Византийской империи было характерно сочетание типично вос­точных и европейских средневековых институтов. К чертам восточного типа развития можно отнести верховную государственную собственность на землю (исключая владения, обладавшие иммунитетом); эксплуатацию государством формально свободных крестьян-общинников путем взимания высоких нало­гов; передачу чиновникам и военным права взимания государственных нало­гов с определенных территорий в свою пользу на условиях несения государ­ственной службы; подчинение городов государственной власти; сохранение единого сильного государства, управляемого чиновничеством. С европейским феодализмом Византию сближало существование крупных земельных собственников, обладавших иммунитетом, средних земельных собственников, не имевших иммунитета, но не уплачивавших налоги в казну с собственной за­пашки, а также обработка земель крупных и средних феодалов трудом зави­симых крестьян.

В пределах Византийской империи в 4-5 веках сложились основные черты восточного христианства. Различия между двумя ветвями этой религии связаны, главным образом, с тем, что западная христианская церковь меня­лась, а восточно-христианские церкви стремились сохранить верность тради­ции. В условиях отсутствия единого главы, аналогичного папе римскому, единство православных церквей можно было обеспечить, лишь ничего не ме­няя. Сыграли свою роль и свойственные Византии восточные черты, оказав­шие влияние на консервацию определенных сторон религиозной системы. Так, в православии сохранился свойственный раннему христианству акцент на Новый Завет, а значит, на духовное совершенствование личности. Ветхий За­вет с его идеей успеха в земной жизни играет в восточном христианстве меньшую роль, чем в католичестве. Мистическое постижение бога предпоч­тительнее характерного для западной схоластики рационального обоснования его бытия, а свойственное католицизму представление о спасении души че­рез соблюдение чисто обрядовой стороны религии никогда не могло заменить в православии личных усилий человека. Дуализм раннего христианства (жест­кая оппозиция добра и зла, истины и заблуждения, праведников и грешников и т.п.) был преодолен в католичестве (идея чистилища), но сохранился в пра­вославии. Роль религии в обществе также близка к ситуации на Востоке. Ос­новная масса населения империи испытывала сильный гнет государства и феодалов, или же находилась в условиях неравноправной, санкционированной императором конкуренции с итальянскими купцами и ремесленниками. Ка­кие-либо механизмы воздействия общества на власть отсутствовали. Поэтому православие, подобно восточным религиям, выступало в роли компенсатора, и его влияние на человека и общество усиливалось.

После разрыва с западной церковью в 1054 году восточное христиан­ство - православие стало официальной религией Византийской империи и придавало целостность цивилизации.

Территория Византии была завоевана турками-османами в течение 14 - первой половины 15 веков, и Византийская цивилизация прекратила свое существование. Наследницей этой цивилизации, как совмещающей в своем общественно-политическом устройстве и культуре восточные и западные чер­ты (наложение западного влияния на традиционное восточное общество и распространение восточного влияния на территории Балканского полуостро­ва) стала Россия, а также государства южных славян, прежде всего, Болгария и Сербия, в меньшей степени - православные неславянские государства Ру­мыния, Молдова, Грузия, григорианская Армения.

В конце 9-10 веках древнерусское государство Киевская Русь объе­динило восточных славян, живших на обширной территории от Ладоги до Среднего Приднепровья и от верховьев Немана и Припяти до Междуречья Оки и Волги. В Киевской Руси сосуществовали общинный, рабовладельче­ский, торговый и феодальный уклады, причем последний имелся более как тенденция развития, чем как нечто вполне сформировавшееся. Основная масса населения была свободна и жила общинами. Существовали вассальные отношения меж­ду князьями и боярами (старшими дружинниками князя, представителями племенной знати), между киевским великим князем и удельными князьями. В 988 году при князе Владимире было принято христианство по византийскому образцу. Подобно варварским королевствам, возникшим в Европе после па­дения Западной Римской империи, Киевская Русь была вполне западным го­сударством, которое, как и любая страна, имело свои особенности. Но приня­тие христианства в восточном варианте создавало некоторые, тогда лишь по­тенциальные возможности изменения ситуации.

В конце 30-х годов 13 века русские княжества, на которые распалась Киевская Русь, были завоеваны монголо-татарами, и в ходе 250-летней зави­симости от Золотой Орды восточный тип развития оказал влияние на даль­нейшую судьбу русских земель. Появилась верховная государственная собст­венность на землю. Она распространялась, прежде всего, на общинные земли, которые великие князья, затем цари широко раздавали дворянам за службу вместе с живущими на них крестьянами. Дворянское землевладение считалось условным, правом собственности на свои поместья служилые люди до реформ Петра 1 не обладали. Деятельность Ивана Грозного показывает, что и бояр­ская земля, считавшаяся их собственностью, могла быть конфискована в дос­таточно широких масштабах или заменена вотчиной в другой части государ­ства.

Изменился характер верховной государственной власти. Резко возрос­ла дистанция между великим князем (царем) и народом, прекратили функцио­нировать городские веча, неуклонно падала роль боярской думы, которая во времена Киевской Руси наряду с вечем ограничивала власть князей. Власть царей в Московском государстве приобрела деспотические черты: действия верховного правителя определялись не столько законом, сколько его личной волей. Причем представители всех сословий были равно подчинены этой воле, не имея никаких прав. Земские соборы, периодически созываемые с 1549 года, не ограничивали власть царей, хотя в условиях ослабления центральной вла­сти несколько раз принимали судьбоносные для страны решения. Законы ста­ли гораздо более жестокими. Согласно «Русской правде» за любое преступ­ление полагался денежный штраф. Судебники Ивана III и Ивана IV, Собор­ное Уложение царя Алексея Михайловича предусматривают широкое приме­нение смертной казни и различных физических наказаний.

Положение женщины в обществе стало иным. Знатные и богатые представительницы слабого пола должны были большую часть жизни прово­дить в доме, замужние женщины не могли появляться на улице с непокрытой головой. Разговор с посторонним мужчиной вне дома приравнивался к измене мужу.

Изменился этнический состав населения. Единая древнерусская на­родность распалась. В северо-восточных и северо-западных русских землях, оказавшихся в зависимости от орды, шло формирование русского народа в процессе ассимиляции древними русскими финно-угорских, ордынских (в ос­новном половецких), отчасти монгольских элементов. В западных и юго-западных русских землях, оказавшихся под властью Литвы и Польши, шло формирование белорусского и украинского народов на основе противостояния насильственно насаждаемому католичеству. В связи с ростом эксплуатации народа со стороны государства и феодалов в условиях политической и эконо­мической зависимости (в западных и юго-западных землях имело место так­же национальное угнетение) усилилась роль православной религии и церкви в обществе, особенно в русских землях. Также, как и в мусульманской и индо-буддийской цивилизациях, религия сталане столько системой взглядов, сколько образом жизни человека.

Через православную религию шло воздействие византийской культу­ры. Московское государство заимствовало имперскую государственную идею, состоящую в сочетании римского абсолютизма с христианством, обеспечив­шим ему идеологическую санкцию. Роль буфера и посредника между Восто­ком и Западом в сочетании с соответствующими установками на терпимость и синтез достижений Европы и Азии также была унаследована от Византии. К византийскому влиянию можно отнести и наднациональный характер россий­ской государственности, а также интернациональный подход к формирова­нию политической и интеллектуальной элит, что способствовало образованию сильного и жизнеспособного многонационального государства. Концепция старца Филофея «Москва — Третий Рим», ставшая официальной религиозно-политической теорией Московского государства, зафиксировала преемствен­ность между Византией и Россией.

Таким образом, общественно-политический строй Московского госу­дарства включал как западные (крупная частная собственность бояр и мона­стырей, обработка земель боярства, монастырей и дворян феодально-зависимыми (крепостными) крестьянами, земские соборы как органы сословного представительства), так и вос­точные черты (верховная государственная собственность на землю, государ­ственное прикрепление крестьян к земле, деспотическая верховная власть, ис­ключительная роль религии в жизни человека и общества).

Южнославянские государства образовались на Балканском полуост­рове в пределах Византийской империи. В 70-е годы 7 века возникла Болга­рия. Основу этого государства составили южнославянские племена, жившие к югу от Дуная, слившиеся затем с пришедшим сюда позже и подчинившим славян тюркским племенем болгар, от которого и получил свое название бол­гарский народ. Во второй половине 9 века при князе Борисе Болгария приняла христианство от Византии, что идеологически завершило процесс слияния двух различных этнических элементов - тюрков и славян. Общественный строй Болгарии, также как и устройство Византии, предполагал эксплуатацию свободных крестьян-общинников государством путем взимания высоких на­логов в сочетании с развитием феодальной собственности на землю и вовле­чением разорившихся крестьян в зависимость от крупных землевладельцев.

Процесс формирования раннего государства у южнославянских пле­мен, поселившихся к югу от нижнего и среднего течения Савы, начался в 8-9 веках и привел в середине 10 века к образованию Сербского княжества. В на­чале 11 века Болгария и Сербия были захвачены Византией, и их территория временно вернулась в состав Восточной Римской империи. Разгром Византии во время четвертого крестового похода и довольно длительное существование на ее землях Латинской империи привели к освобождению и усилению Бол­гарии и Сербии. Во второй половине 12 века при Стефане Немани сербы при­няли христианство по византийскому образцу. Эксплуатация государством свободных крестьян общинников сочеталась с землевладением бояр (власте-лей) и служилых людей (властеличей), в хозяйствах которых работали зави­симые крестьяне и крепостные, происходившие от рабов, посаженных на зем­лю.

В 6-8 веках в долинах Карпатских гор и на обширных территориях к югу от них в процессе ассимиляции романизированными даками (коренное население) многочисленных этнических элементов, в том числе, славянских (славяне появились и прочно осели на этой территории в 6-7 веках) формиро­вались народности валахов (румын) и молдаван. В 9-начале 10 веках террито­рия между Дунаем и Южными Карпатами находилась в подчинении у Болга­рии. В 865 году население валашских, трансельванских и западной части мол­давских земель приняло христианство по византийскому образцу. В той части молдавских земель, которые не подчинялись болгарам, христианство было принято в 989 году. На всей обозначенной территории славянский язык стал официальным языком переписки и церкви, и оставался таковым вплоть до се­редины 18 века, подобно латинскому языку в Западной Европе. В 10-11 веках молдавские и часть валашских земель находились под властью киевских кня­зей. В 12 веке эти земли входили в состав Галицкого княжества. После наше­ствия монголо-татар 1241 года и разорения молдавских и валашских областей молдавские земли около столетия находились в зависимости от Золотой Ор­ды. В начале 14 века на территории, заселенной валахами, образовалось еди­ное государство Цара Ромыняска. Во второй половине 14 века молдавские земли, освободившиеся от зависимости по отношению к Орде и Венгрии, также объединились в независимое государство, но вскоре Молдавия стала вассалом польского короля.

К началу 14 века в Молдавии и Валахии феодальный строй достиг полного развития. Вся земля находилась в руках феодалов (бояр я мелких служилых людей). Все они считались вассалами непосредственно господарей (верховных правителей). Значительная часть крестьянства была закрепощена. Господари широко предоставляли феодалам иммунитетные грамоты, изы­мавшие их владельцев из-под власти господарских должностных лиц. В тече­ние 14-15 веков центральная власть в обоих княжествах усилилась, но вынуж­дена была считаться с волей бояр. Все должностные лица (бояре) кормились с населения.

В 14 веке Болгария, а затем и Сербия распались на независимые кня­жества. В конце 14 века турки-османы подчинили себе три болгарских госу­дарства, а в течение 14 -15 веков сербские земли, Молдавию и Валахию. На территории православных балканских народов были в большей степени (Бол­гария) или меньшей (Сербия, Черногория) распространены порядки Осман­ской империи. В Молдавии и Валахии Турция сохранила прежние феодаль­ные порядки и власть господарей, престол которых сделался предметом куп­ли-продажи, но придала этим порядкам более жесткую «азиатскую» форму.

В Болгарии в условиях верховной государственной (султанской) собственности на землю правами на фиксированную часть государственных налогов с земельных участков, населенных крестьянами, обладали только му­сульмане (чиновники и военные). К 17 веку категория феодалов-христиан почти полностью исчезла в покоренных Турцией землях. В то же время в Бол­гарии значительная часть крестьянства являлась арендаторами помещичьих зе­мель или жила общинами на государственной земле. Были и крестьяне част­ные собственники. В Сербии турок было меньше, чем в Болгарии, и жили они только в городах. Основной отраслью хозяйства было скотоводство и внешняя торговля скотом.

В молдавских и валашских землях под властью Турции в 16 - первой половине 17 веков росло крупное землевладение, и завершилось становление крепостнической системы. Феодалы захватывали земли крестьян-общинников, покупали их у крестьян, получали земли с крестьянами в качест­ве пожалований от господарей. Феодалы осваивали также пустоши. Крепост­ное право было оформлено «Уложениями» в государственном масштабе в се­редине 17 века. Крестьяне эксплуатировались местными феодалами, несли на­логи и повинности в пользу государства и платили дань Турции. Прочные торговые и культурные связи между Дунайскими княжествами и Русским го­сударством были установлены в 15 веке, укреплялись в 16 и 17 веках.

Южнославянские народы обрели независимость в ходе борьбы с Ос­манской империей в конце 19-начале 20 веков. Помощь в этой борьбе с 18 ве­ка им оказывала Россия.

Важно отметить, что общественно-политический строй православных балканских государств имел существенное сходство с порядками в Византии и России (Московском государстве). Он характеризовался наличием верховной государственной собственности на землю в сочетании с феодальной собствен­ностью крупных землевладельцев. В отличие от Византии и России имелась мелкая частная собственность крестьян, особенно крестьян турок, переселен­ных на подчиненную Османской империи территорию Балкан. Соответствен­но социально-экономические отношения имели западные (крупная феодаль­ная и мелкая крестьянская собственность на землю) и восточные (верховная государственная собственность на землю) черты. Государственная власть но­сила неограниченный характер и была освещена православной религией. Го­рода так же, как в Московском государстве и Византии, были, прежде всего, опорными пунктами государственной власти и, как правило, самоуправления почти не имели.

Окончательная потеря Турцией всех ее европейских владений (кроме Константинополя) произошла в результате двух балканских войн 1912-13 го­дов. На Балканах к этому времени сформировались буржуазия и пролетариат, оформились либеральное и социал-демократическое движения, принимавшие активное участие в освободительной борьбе. Поэтому независимые балкан­ские монархии стали конституционными. Тем не менее, демократические по­рядки на Балканах не утвердились. Политический режим и сразу после обре­тения независимости и после первой мировой войны носил авторитарный ха­рактер. После второй мировой войны Балканы (за исключением Греции) вошли в сферу влияния СССР и приобрели комплекс черт, характерных для стран социалистического содружества: во многом восточный общественно-политический строй сочетался с западной структурой народного хозяйства, западной техникой и технологией.

Таким образом, лидер цивилизации с течением времени менялся. Первоначально лидером и центром православного мира была Византия, в на­стоящее время эта роль принадлежит историческому ядру России - террито­рии, населенной русским и русскоязычным населением. Постольку, поскольку вхождение в состав единого государства неизбежно влияет на все стороны жизни объединенных народов, можно сказать, что лидер и одновременно центр цивилизации - это Россия в целом.

Процесс исторического развития православной цивилизации показы­вает, что она, также как и любая другая, не имеет раз и навсегда данных гео­графических границ. Периоды усиления Византии, затем России связаны с расширением самой православной цивилизации и с увеличением зоны ее влияния. Напротив, периоды упадка страны лидера сопровождаются вовлече­нием части православных народов в сферу влияния других цивилизаций -исламской или западной. Максимального расширения и усиления православ­ная цивилизация достигла после второй мировой войны. В сфере ее влияния оказались не только мусульманские народы, исторически входившие в состав России-СССР, но и неправославные народы и государства Центральной и Южной Европы (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, ГДР, Албания). В на­стоящее время Россия переживает глубокий кризис, соответственно эти госу­дарства, а отчасти и православные народы Южной и Восточной Европы пе­решли в сферу влияния западной цивилизации. Мусульманские страны -бывшие республики СССР тяготеют к исламской цивилизации.

В период максимального усиления православную цивилизацию назы­вали восточноевропейской. Ее доля в мировом промышленном производстве составляла 19,4%. В настоящее время страны, относящиеся к православной цивилизации, производят чуть более 3% мирового ВВП. Однако цивилизация способна вернуть утраченные позиции, что связано, прежде всего, с перспек­тивами возрождения России. Основу ее нового усиления может составить производство наукоемкой продукции, поскольку страна сохраняет значитель­ный научный и образовательный потенциал.

Основные особенности православной цивилизации могут быть охарак­теризованы следующим образом.

Идеологической системой, освещающей цивилизацию, является пра­вославие и сформировавшийся на его основе менталитет. Православие пред­полагает не рациональное, а во многом мистическое познание бога через са­мосовершенствование человека. Отсюда предпочтение сущности форме вплоть до отрицательного отношения к формальной стороне чего бы то ни было вообще, в том числе, к законам. Восприятие мира основано на жестком противопоставлении добра и зла, абсолютной правды и абсолютного заблуж­дения. Это ведет к склонности или однозначно принимать какие-либо идеи и действия, или полностью отвергать их. Общественное и индивидуальное соз­нание не расположены к компромиссу. Отдельному человеку и обществу в целом свойственен аскетизм, готовность терпеть страдания и неудобства в на­стоящем ради будущего - земного или небесного - счастья. Высоко ценятся альтруизм, нестяжательство, идеи равенства и справедливости. Православное сознание имеет тенденцию рассматривать часть как наделенную всеми при­знаками целого (вода в сосуде, разлитая в три других емкости). Отсюда идея нераздельности власти. Обладающий ею верховный правитель мыслится как непосредственный и истинный выразитель воли народа, как непременное ус­ловие правильного пути - к светлому будущему или к спасению души. По­этому коллективизм (соборность) является непреходящей ценностью. В це­лом идеологическая система консервативна. Учитывая сказанное выше, это не столько замедляет развитие освещаемого ею общественно-политического строя, сколько придает этому развитию неравномерный характер: побеждает то одна, то другая крайность.

Государство воспринимается как институт, защищающий высшую справедливость, как носитель прогресса. Посредники между народом и вер­ховным правителем, в общем и целом, считаются ненужными. Поэтому госу­дарство неподконтрольно обществу и является авторитарным.

Население слабо способно к самоорганизации в современных формах. Традиционные общественные формы организации населения (община, родо­вые корпорации знати) имеют тенденцию воспроизводиться в новых условиях (КПСС, семейные кланы). Они играют роль поддержки и защиты своих чле­нов, но заменить интегрирующую функцию государства не могут, поэтому, когда центральная власть слабеет, общество распадается. В системе хозяйства общинная (общественная) собственность и государственная (верховная госу­дарственная собственность, госсектор) сочетаются с частной собственностью, в основном крупной.

Человек ориентирован на достижение некоторой цели в земной жизни. Эта цель часто определяется идеологической системой (политической или ре­лигиозной) и редко заключается в приобретении богатства. Господствует мнение, что деньги в жизни не главное. Материальное благосостояние рас­сматривается как показатель успешности, как средство реализации цели, как сопутствующий результат. Высоко ценится духовность.

Относящаяся к смешанному типу развития латиноамериканская циви­лизация, включающая государства Центральной и Южной Америки (Мексика, Гватемала, Никарагуа, Венесуэла, Колумбия, Бразилия, Перу Аргентина, Чили и др.), начала формироваться в 16 веке. В это время земли майа, ацтеков, ин­ков и других народов, создавших древние американские цивилиза­ции, а также территории, заселенные индейцами, жившими в рамках перво­бытных и полупервобытных сообществ, были захвачены европейскими коло­низаторами, выходцами, главным образом, из Испании и Португалии. В отли­чие от Северной Америки колонизаторы не вытеснили и не истребили полно­стью местное индейское население (хотя было уничтожено и погибло на плантациях множество людей), а интегрировали значительную часть индейцев в собственную систему хозяйства и в большей или меньшей степени смеша­лись с ним, восприняв ряд черт местной культуры. С 16 века на континент в большом количестве ввозились негры-рабы. Поэтому элементы культуры центральноафриканских племен также были заимствованы и переработаны латиноамериканским миром.

Древние цивилизации Центральной и Южной Америки при всем их различии имели ряд общих черт. Это невысокая ценность метала, в том числе, золота. Пренебрежение к вопросам обороны государства, связанное с тем, что индейцы больше полагались на помощь богов, чем на собственные усилия. Кроме того, коренные жители Америки, как известно, не изобрели колеса. Специалисты называют эти цивилизации иррациональными, стремясь под­черкнуть специфику разделяемой их создателями системы ценностей.

Однозначно определить цивилизационную принадлежность индейских государств доколумбовой Америки сложно. Инки создали типичную восточ­ную деспотию, цивилизация ацтеков определенно имела восточные черты. В цивилизации майа некоторые исследователи находят признаки западного типа развития, но города майа ко времени прихода европейцев переживали упадок. Для индейцев, не создавших к моменту начала колонизации собственных го­сударств, было характерно развитие в рамках годового цикла. С другой сторо­ны, испанцы и португальцы никогда, а в 16 веке тем более, не были ярко вы­раженными носителями западного типа развития. Пиренейский полуостров был почти полностью завоеван арабами и североафриканскими племенами -берберами, получившими впоследствии название мавров, в начале 8 века н. э. Территория полуострова была отвоевана у арабов в основном к концу 13 века. Арабы и мавры, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами Вос­тока, содействовали развитию экономики и культуры края, а также привнесли в организацию жизни и менталитет христианского населения Пиренейского полуострова элементы восточного типа развития.

В 15-16 веках Испания и Португалия развивались медленнее, чем их европейские соседи, и в период колониальной экспансии были типичными средневековыми государствами, что также объясняет восточные черты экс­портированной ими модели общества. В итоге синтеза культур и смешения народов сформировалась крайне своеобразная латиноамериканская цивилиза­ция, которую местные авторы иногда называют берберской или берберо-американской. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что на изна­чальный восточный тип наложился неклассический вариант западного типа развития, причем образование нового качества происходило в колониальный период. Независимость государства Латинской Америки получили в основном в 20-30 годы 19 века. Основные черты данной цивилизации могут быть све­дены к следующему.

Идеологической системой, придающей целостность латиноамерикан­скому региону, является не реформированное, то есть сохранившее средневе­ковые черты, католичество (спасение через причастность к католической церкви, обязательная благотворительная деятельность богатых как искупле­ние грехов, одновременное существование прошлого, настоящего и будуще­го). Поэтому цивилизацию Центральной и Южной Америки называют также католической. В сознании латиноамериканцев христианство органически со­единяется с мистической культурой, уходящей корнями в местную и афри­канскую традиции.

Государство относительно нестабильно. Достаточно часто происходят государственные перевороты и революции. Политический режим - автори­тарный. Демократические институты и процедуры, как правило, существуют, но они носят искусственный характер и определяются как псевдодемократи­ческие.

Общество построено на началах коллективизма и корпоративности. Традиционные формы самоорганизации населения преобладают над органи­зациями гражданского общества, объединяющими людей не по принципу со­циального положения или происхождения, а по интересам.

Человек ориентирован на получение от жизни удовольствия в услови­ях господства католической религии без признаков реформации и мистиче­ской культуры. Религия реально определяет моральные нормы поведения, но считается, что бог неизменно помогает человеку во всех его земных стремле­ниях.

Лидером цивилизации является Бразилия. Другие страны региона су­щественно отстают от нее по уровню экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow