Основными занятиями людей были охота и собирательство, а также бортничество и рыболовство, затем земледелие и скотоводство. Орудия труда - крайне примитивные. Сделанные из камня, или же из камня и дерева, они позволяли добывать ровно столько пищи, чтобы члены первобытного коллектива не умерли с голоду. Поэтому имели место общественная собственность на орудия труда и социальное равенство. Общественное разделение труда также отсутствовало. Каждый имел право на равную - с учетом пола и возраста - долю добытого коллективом продукта.
Основной социальной единицей являлась родовая община. Она состояла из 20-30 взрослых мужчин и женщин, стариков и детей. Все они были связаны между собой родственными узами, и браки внутри общины были запрещены (родовая община всегда экзогамна). Общины возглавляли старейшины -наиболее ловкие и опытные охотники и рыболовы, умелые организаторы жизни коллектива. Главы родовых общин не имели никаких материальных преимуществ. Напротив, они становились во главе общины именно потому, что могли дать сородичам больше любого другого ее члена. Взамен старейшины имели всеобщее уважение и власть - право принимать решения по своему усмотрению, которым все члены сообщества безоговорочно повиновались.
|
|
Общины объединялись в племена. Первоначально общение внутри племени было крайне ограниченным и сводилось, главным образом, к бракам, которые всегда заключались внутри племени (племя эндогамно). Поэтому простейшее племя состояло из двух взаимобрачных родовых общин. Впоследствии их могло стать больше, но число общин всегда было четным. Вождь и совет племени, состоящий их старейшин, действовали в основном в том случае, когда перед племенем вставали задача защиты своей территории от иноплеменников или же если племя само претендовало на чью-то зону обитания. Вожди, как и старейшины, были выборные и не имели в своем распоряжении никаких специальных органов принуждения, Принимаемые решения, в том числе карательного характера, реализовывались всеми взрослыми мужчинами общины или племени. Нормы жизнедеятельности первобытных коллективов были просты, разделялись всеми, так как были направлены на выживание общины, и передавались устно из поколения в поколение.
Сознание древних людей было мифологическим. Ему свойственно единство зачатков религии, философии, науки и искусства. Боги мифов - это персонифицированные силы природы, обнаруженные в окружающем мире закономерности, нравственные понятия. Миф всегда представляет собой попытку объяснить мир, но это объяснение неизменно является ложным, так как истинные причины происходящего творцам мифов не известны.
|
|
Развитие в рамках годового цикла не было абсолютно неизменным. Можно выявить несколько периодов, которые прошел в своем развитии данный исторический тип.
1. Ранняя родовая община охотников и собирателей (40 - 10 тыс. лет назад). Нижняя граница определяется появлением человека современного типа, верхняя - началом процесса перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Это классический период для данного типа развития. Социальное неравенство отсутствует.
2. Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (10 тыс. лет назад - 4-1 тыс. до н.э.). В этот период возможно неравенство между отдельными общинами. Могут сформироваться предпосылки разложения родового строя.
3. Период сосуществования первобытных обществ с государствами
других народов (с 4-1 тыс. до н. э. и до наших дней). В это время произошла консервация данного типа развития, постепенная утрата первобытными сообществами способности эволюционировать.
Сущность данного типа развития в полной мере характеризует его название. Формы деятельности человека и общества меняются в зависимости от времени года и воспроизводятся из поколения в поколение. Если перемены происходят, то в течение тысячелетий.
Вторым по времени возникновения является восточный тип или тип циклического развития. Он зародился с появлением первых государств на Древнем Востоке в 4-3 тыс. до н.э. и также продолжает существовать в наши дни. К этому типу развития относится ряд древних цивилизаций (шумерская, аккадская, древнеегипетская, хеттская, ассирийская и др.); цивилизации доко-лумбовой Америки (инков, ацтеков, майа и др.); средневековая монгольская; современные восточные цивилизации, образовавшиеся в периоды древнего мира и средних веков (китайско-конфуцианская, индо-буддийская, исламская).
Восточный тип развития появился в результате целого ряда крайне существенных перемен, явившихся следствием неолитической революции, начавшейся 10-8 тыс. лет назад. Это была первая в истории человечества технологическая революция, сущность которой заключалась в переходе от присваивающего хозяйства к производящему, то есть от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Можно сказать, что в результате этой революции люди перешли к систематическому применению ручного производящего труда. Главным результатом неолитической революции стало появление не абсолютно необходимого прибавочного продукта, то есть такого продукта, который не был нужен для выживания первобытного коллектива. Как следствие увеличились численность и плотность населения, появилась система общественного разделения труда, обмен, социальное и имущественное неравенство, частная собственность, города, писаное законодательство, религия.
В наиболее общем виде можно сказать, что государство образовалось в условиях всех этих перемен на основе выделения функций управления. Возникла публичная, то есть отделенная от общества власть, существующая на средства, собираемые в виде налогов с населения. В ее распоряжении появился также отделенный от общества аппарат принуждения. Правители, военачальники и освещавшие религиозными средствами новую власть жрецы получили средства к жизни, несравнимые с теми, что имелись в распоряжении рядовых земледельцев-общинников и ремесленников. Члены родовых и соседских общин, а также города, населенные людьми, порвавшими с общиной, были включены в определенные территориальные единицы, образовавшие пространственную структуру государства.
Первые государства возникли в долинах великих рек, режим которых необходимо было регулировать. Роль организатора ирригационных работ взяло на себя государство, которое постепенно стало считаться верховным собственником земли. Верховными правителями древнейших государств становились вожди союзов племен, которым удавалось подчинить соседей и привлечь на свою сторону местную знать. Опорными пунктами государственной власти становились города - укрепленные поселения, в которых проживали правители, жрецы, высшие военные чины, высшие администраторы и обслуживающие их ремесленники и торговцы.
|
|
Таким образом, появление восточного типа развития неразрывно связано с хозяйственной ролью государства как организатора производства в специфических условиях «плодородного полумесяца». Это территория, простиравшаяся с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря.
Восточный тип развития характеризуется следующими чертами.
Основной принцип организации жизни — коллективизм. Общество состоит из малосвязанных между собой крестьянских общин, ведущих натуральное хозяйство. Община считается собственником обрабатываемой земли, хотя каждая семья имеет свой надел. Верховным собственником земли в древности и в средние века являлось государство, собиравшее с формально свободных общинников ренту-налог. Имелись также государственные и храмовые хозяйства. В настоящее время в большинстве восточных стран существует большой государственный сектор.
Тип государства - восточная деспотия. Власть верховного правителя носит неограниченный характер, обожествляется и реализуется при помощи разветвленного, иерархически построенного аппарата чиновников, опираясь непосредственно на насилие. В настоящее время эта черта проявляется в том, что в большинстве восточных государств существует авторитарный политический режим, а демократические процедуры, если они есть, носят формальный характер и не обеспечивают контроль над властью со стороны населения.
|
|
Частная собственность на средства производства для данного типа развития не характерна. Она периодически возникает, но уважением и юридической защитой не пользуется и постоянно ограничивается государством, не заинтересованным в ее развитии.
Производительные силы развиваются, но материально-технический прогресс не направлен на покорение и фундаментальное преобразование природы. Гармония человека и природы рассматривается как ценность, и в общем и целом сохраняется.
Религия является не столько системой взглядов, сколько образом жизни. Человек ориентирован на духовное самосовершенствование и потусторонний мир. Земное существование рассматривается как нечто преходящее, а потому и не очень ценное.
Современные восточные цивилизации, хотя и относятся к одному типу развития, существенно различаются между собой и имеют в постоянно меняющемся мире неодинаковые возможности и перспективы.
Китайско-конфуцианская цивилизация возникла во 2-1 тыс. до н. э. Ее основные черты сложились под влиянием идеологической системы Конфуция, предполагающей патернализм, уважение к старшим, дисциплинированность и инициативность. Высоко ценится гармоничное общественное устройство, где каждый по мере сил содействует процветанию целого, неукоснительно выполняя свои обязанности. К этой цивилизации относятся Япония, Китай, Тайвань, Вьетнам, Корея, Гонконг, Сингапур.
В странах этой цивилизации государство традиционно является сильным. Оно подавляет личность, ставя ее под жесткий контроль и тем самым препятствуя реализации ее возможностей, в том числе предпринимательских. Население отличается высокой степенью самоорганизации, поэтому общество также очень сильно и также подавляет личность. Человек ориентирован на достижение справедливого общественного устройства, социальную гармонию, но в то же время и на материальный успех в жизни при соблюдении этической нормы и постоянном самосовершенствовании.
Эта цивилизация способна активно приспосабливаться к влиянию извне. В настоящее время такое воздействие оказывается со стороны стран Запада. Наблюдается тенденция к синтезу традиционных и европейских ценностей, принципов организации хозяйственной жизни. Высокая дисциплина труда в сочетании с привычкой довольствоваться малым определяет возможность быстрого прогресса данной цивилизации в современном мире. Ее доля в мировом промышленном производстве неуклонно росла на протяжении 20 века и составила в 90-е годы примерно 19%. Лидером цивилизации первоначально был Китай, теперь эта роль перешла к Японии.
Индо-буддийская цивилизация возникла также во 2-1 тыс. до н. э. К ней относятся в настоящее время Индия, Шри-Ланка, Непал, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Тибет, Бирма, Монголия и некоторые другие страны. Цивилизация сформировалась под воздействием того общего идеологического содержания, которое объединяет буддизм и индуизм как религиозные системы. Это представление о желательности освобождения от цепи бесконечных перерождений в результате активного внутреннего самосовершенствования, о второстепенности земной жизни по сравнению с вечным истинным бытием.
В данной цивилизации государство не является сильным. Оно часто распадается, меняет границы, переживает кризис. Это не влияет на сам тип государства, которое, как и везде на востоке, представляет собой восточную деспотию. Способность населения к самоорганизации исключительная. Общество чрезвычайно сильно и способно заменить слабое и объективно не нужное ему для нормального существования государство. Человек ориентирован на индивидуальное духовное совершенствование с целью достижения нирваны. Проблема социальной гармонии, справедливости в земной жизни, материального успеха волнует людей слабо. Идея равенства успехом не пользуется.
Эта цивилизация не отторгает внешнее влияние, но и не идет ему навстречу. Она достаточно послушно изменяется под воздействием извне. В настоящее время, в силу пассивного восприятия западного влияния, в регионе сосуществуют традиционные и европейские (привнесенные колониализмом) структуры. В конце 20 века страны, относящиеся к данной цивилизации, давали около 4% мирового валового продукта. Доля цивилизации в мировом промышленном производстве продолжает расти, хотя и не так быстро, как это демонстрируют страны китайско-конфуцианского региона. Лидер цивилизации - Индия.
Исламская цивилизация возникла позже других - в 7 веке н.э. Системообразующей идеологией является ислам - религия, требующая безоговорочного подчинения правоверных воле аллаха и своим духовным лидерам, призванным заботиться о небесных и земных интересах мусульман. К этой цивилизации относятся азиатские и североафриканские страны, такие как Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Египет, Тунис, Марокко и др. Государство в странах мусульманской цивилизации сильное и сливается с обществом. В идеале духовный лидер и верховный правитель представлены одним лицом (халифат). Общество, организованное на принципах ислама и следующее законам шариата, представляет собой религиозную общину. Человек постоянно подавляется государством и обществом, вся его жизнь жестко регламентирована. Личность ориентирована на соблюдение норм Корана, на подчинение духовным лидерам и государству. Личная инициатива не поощряется. Идеи равенства и справедливости присутствуют в общественном сознании: все равны перед Аллахом; духовные лидеры, действуя на основе законов шариата, обеспечивают справедливость. Но все это только для мусульман.
Это наиболее консервативная и идеологизированная среди восточных цивилизаций. Она отторгает внешнее влияние, стремясь противопоставить западным принципам организации жизни свой, «исламский» путь развития. В целом можно констатировать тот факт, что доля стран мусульманского ареала в мировом промышленном производстве растет, хотя в основном за счет нефтедолларов. В 1950 году она составляла 2,9%, в конце 20 века - 11%. Лидерство в мусульманском мире первоначально принадлежало арабам, затем Османской турецкой империи. В настоящее время наиболее развитым в экономическом отношении государством является Турция, а наивысший жизненный уровень демонстрируют страны - экспортеры нефти.
Историческая судьба государств, относящихся к восточному типу развития, имеет много общего, что и легло в основу единой периодизации истории государств и народов Востока.
1. Традиционный Восток (4-3 тыс. до н.э. - 15 век н. э.). Этот чрезвычайно длительный период характеризуется обозначенными выше чертами и несколько условно подразделяется на два более коротких: Древний Восток (4-3 тыс. до н. э. - первые века нашей эры) и Средневековый Восток (первые века нашей эры - 15 век). Критерий выделения этих периодов - степень зрелости основных признаков восточного типа развития. Они зародились в период Древнего и достигли классического развития в период Средневекового Востока. В ряде древневосточных государств впервые в мировой истории появились европейские (античные) структуры как результат первой волны масштабной западной экспансии. Они бесследно исчезли на Средневековом Востоке вследствие арабских завоеваний.
2. Колониальный и зависимый Восток (16 в. — 50-е годы 20 века). Период характеризуется постепенной трансформацией традиционного общества под влиянием Запада. Он также не является единым, включая период торговой
экспансии Запада (16-18 века), на протяжении которого в колониальных и зависимых странах образовывались анклавы европейского типа, и период промышленной экспансии Запада (19-первая половина 20 века), когда под воздействием западного промышленного капитала началась более или менее активная перестройка традиционных восточных институтов (общины, организации ремесленного производства и торговли, социальной структуры, системы вертикальных связей, принципов политического устройства и т.п.).
3. Современный Восток (с 60-х годов 20 века и до наших дней). Освободившиеся от колониальной и более слабых форм политической зависимости восточные страны оказались перед необходимостью выбора пути развития. Этот выбор определялся и продолжает определяться целым рядом факторов, важнейшими из которых являются нахождение образца для подражания и выявление потенций собственного цивилизационного фундамента. Соответственно современный Восток демонстрирует ряд моделей развития. Несколько условно можно выявить японскую модель (синтез самобытности и западных принципов), индийскую (сосуществование самобытности и европейских черт развития), модель стран - экспортеров нефти (современная промышленная база обслуживается в основном иммигрантами, а местное население получает ренту), бывшие социалистические страны Китай и Вьетнам, в настоящее время активно меняющие свою структуру (традиционализм плюс марксистский социализм) в направлении еврокапиталистической, Северную Корею, не отка завшуюся от марксистского социализма в сочетании с традиционализмом, и наиболее бедные страны Азии, такие как Лаос, Камбоджа, Бирма, Афганистан, Бангладеш. В последней группе стран элементы западной структуры не значительны, традиционный сектор является ведущим. Можно сказать, что это единственная группа государств, относящихся к восточному типу развития, которую модернизация в какой-либо степени и форме почти совсем не затронула.
Анализ восточных цивилизаций и рассмотрение основных этапов их истории позволяют сформулировать сущность данного типа развития. Изменения в обществе происходят медленно: на протяжении жизни одного поколения ощутимых перемен, как правило, нет. Развитие происходит в условиях постоянного ограничения частной собственности со стороны государства и общества и осуществляется циклами, причем каждый последующий из них мало отличатся от предыдущего. Существенные перемены связаны с воздействием со стороны европейской цивилизации.
Западный тип развития зародился в 8 веке до н. э. на территории Греции. Его основные черты сложились в результате архаической революции - процесса образования полисов (городов-государств) в ходе перестройки структуры, близкой к восточной. Причины этой революции в настоящее время до конца не выявлены. Определенную роль сыграли развитие торговли и мореплавания, а также рельеф Греции, не способствовавший при тогдашнем уровне развития производительных сил образованию крупных государств.
К западному типу развития относится одна цивилизация, западная или европейская. Она сложилась на территории Западной Европы, а затем была привнесена на другие континенты массами эмигрантов-европейцев, которые вытеснили коренное население с привычных мест обитания. К этой цивилизации в настоящее время относятся европейские страны - Англия, Франция, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Голландия, Бельгия и др.; государства Северной Америки - США и Канада; Австралия, Новая Зеландия; одно государство в Азии - Израиль и одно африканское государство - ЮАР. Это уникальная цивилизация, зародившаяся на крайне ограниченной территории, но проявившая исключительную способность к быстрому развитию и внешней экспансии в самых разных формах.
Обозначим основные черты западного (прогрессивного) типа развития.
Основополагающим принципом организации жизни является индивидуализм. Считается, что интересы личности выше интересов общества и государства. Во всяком случае, человек имеет право отстаивать эти интересы, защищать себя от государства и притязаний других людей или организаций.
На всем протяжении истории данной цивилизации частная собственность на средства производства играет крайне существенную роль. Временами она может отходить на задний план, но неизменно отвоевывает утраченные позиции. Наличие многочисленного слоя частных собственников создает ограничительные барьеры для политической власти, поскольку собственность обеспечивает экономическую независимость.
Государство вынуждено вести с обществом диалог. Нормой является наличие демократических институтов и процедур — в большей или меньшей степени. Европейское государство нигде и никогда не имело столь самодавлеющего характера, как на Востоке, и, как правило, было подконтрольно, если и не всему обществу, то тем или иным его классам или социальным слоям.
Гармония со средой обитания ценности не имеет. Человек активно преобразует и покоряет природу, полагая, что существующий мир во всех отношениях не совершенен и нуждается в улучшении. Личность ориентирована на материальный успех в жизни.
Конкретная идеологическая система, придающая целостность западной цивилизации, на протяжении ее истории менялась (олимпийская языческая религия и античная философия; католичество; протестантизм и реформированный католицизм). Тем не менее, этим системам присуще некоторое общее содержание, идеологически освещающее данную цивилизацию в течение всего ее исторического пути. Это прагматическая идеология, включающая несколько не жестко связанных между собой постулатов.
Прежде всего, в нее входит обоснованная еще Аристотелем идея фундаментального превосходства европейцев над остальным человечеством. Соответственно все общественные и государственные институты западного мира, западная религия и культура, система ценностей считаются наилучшими и универсальными. Отсюда обоснование внешней экспансии как несущей прогресс неевропейским народам.
Другой комплекс идей связан с представлением о том, что главным в человеческой жизни является материальный успех (богатство). Конечно, ни во времена античности, ни тем более в период европейского средневековья богатство не было главной ценностью. Ориентация на материальное благосостояние стало играть ведущую роль лишь с 15-16 веков. Но ценность земной жизни человека, а соответственно и успеха в ней, в том числе материального, определяла сознание древних греков и римлян, а в период европейского средневековья акцент на Ветхий, а не на Новый Завет (в отличие от православия) ориентировал людей на активное улучшение своей земной жизни - параллельно соблюдению предписаний церкви. Поэтому установка на обретение богатства стала естественным результатом эволюции сознания европейца.
Идеология современной западной цивилизации (с 16 века) дополняется протестантской деловой этикой. Это система правил честной конкуренции и самоограничения по принципу: «скромное личное потребление и процветающее дело». Протестантская религия, особенно кальвинизм, дали нравственное оправдание жажде обогащения, выдвинув положение о том, что материальный успех в жизни - признак избранности богом, вероятное указание на то, что душа человека после смерти попадет в рай.
Еще один комплекс представлений касается роли идеологии в жизни человека и общества. Считается, что личность свободна по отношению к идеологическим и религиозным доктринам. Существование официальной идеологии в любой форме отрицается. Необходимо отметить, что так было не всегда. В период античности олимпийская религия была общеобязательной, но античные философы могли развивать любые философские идеи, если только они прямо не критиковали олимпийских богов. В средние века обязательной была вера в христианского бога по римско-католическому образцу. Свобода совести и как следствие тезис об отсутствии официальной идеологии утвердились в результате Реформации. Исключительная роль протестантизма в идеологическом освящении современной западной цивилизации привела к тому, что эту цивилизацию иногда называют протестантской.
Европейская цивилизация прошла длительный путь развития. Этапы ее истории резко отличаются один от другого, и поэтому также могут называться цивилизациями. Переход к каждому следующему периоду связан с внутренней перестройкой всех сторон жизни общества. Активная внешняя экспансия европейцев обеспечивала эту цивилизацию необходимыми ресурсами и в высшей степени способствовала ее быстрому прогрессу. Основные периоды развития западного мира таковы.
1. Античная цивилизация (8 в. до н. э. - 5 в. н.э). Охватывает историю Древней Греции и Древнего Рима. Характеризуется расцветом ремесла и торговли, предпринимательской активностью, существенным развитием демократических институтов и процедур, исключительными достижениями в области культуры - все это в условиях ручного труда, личной свободы основных производителей, относительно широкого использования рабов в качестве вспомогательной рабочей силы, господства полиса как типа государства. Религия античной цивилизации - языческая (олимпийская). Мир представляется вечным, состоящим из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Они то соединяются, образуя мироздание таким,каким его видят люди, то разъединяются, и наступает хаос.
Это время первой волны масштабной внешней экспансии западной цивилизации, что проявилось в создании империи Александра Македонского и эллинистических монархий, в образовании мировой Римской империи.
2.Средневековая европейская цивилизация (5-15 вв.). Включает историю варварских государств, образовавшихся на территории Западной Римской империи, раннефеодального государства франков, католических стран Западной ицентральной Европы. Это время господства натурального хозяйства, феодального способа производства, политической раздробленности, всесилия религии и католической церкви. В этот период западная цивилизация приобрела некоторые черты, сблизившие ее с Востоком (отсутствие полной частной собственности, корпоративность, деспотизм правителей, роль религии в обществе). Однако Европа не уподобилась Востоку. Европейское средневековье обязано своим качественным своеобразием синтезу позднеантичных и варварских (в основном германских) общественно-политических институтов. Огромную роль сыграло христианство, возникшее, в первые века нашей эры в римской провинции Иудее. Оно стало государственной религией в Римской империи и было принято варварами. Свойственная этой религии идея прогресса постепенно сформировала отсутствующую на Востоке и в античном мире ориентацию на новизну. После раскола христианской церкви в 1054 году официальной идеологией средневековой европейской цивилизации стало католичество.
Попытки внешней экспансии христианско-католического мира имели место на протяжении всего периода средних веков (крестовые походы на Восток, завоевание Прибалтики, агрессия, направленная на славянские земли, и т.д.). Но все эти военные мероприятия были несравненно менее успешны, чем в древности, а страны Востока были более развиты, чем европейские, вплоть до 17 века.
3. Современная западная цивилизация (16 в. — наше время). Объединяет историю современных европейских стран (Англия, Франция, Германия и др.), США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Израиля, ЮАР. Для периода характерны высокая степень развития промышленности, торговли и предпринимательства, постепенная демократизация общества и государства (диалог власти и общества в пределах сословно-представительных и абсолютных монархий; формальная, затем реальная демократия в пределах конституционных монархий и республик). Господство капиталистического способа производства, быстрый прогресс техники и технологии преобразовали облик Земли и принципиально изменили возможности человека.
Границы западной цивилизации на протяжении данного периода неоднократно менялись: страны центральной и юго-восточной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и др.) то в полной мере включались в нее, то попадали в сферу влияния православной цивилизации. Православные европейские государства (Болгария, Сербия, Румыния и др.) то в полной мере входили в православную цивилизацию, то оказывались в сфере влияния западного мира.
Это время, когда уникальная западная цивилизация стала превращаться в универсальную, распространяя в мире свое влияние в разнообразных формах и трансформируя неевропейский мир. Период подразделяется на три этапа.
Предындустриальное общество (16 - 18 вв.). Это время становления капиталистического способа производства, формирования буржуазии и пролетариата, господства единых национальных централизованных государств, образования протестантских церквей. Происходит переход от сословно-представительных монархий к абсолютизму, затем — в результате буржуазных революций - к конституционным монархиям и республикам. Постепенно складывается идеология современной западной цивилизации, основанная на оправдании жажды обогащения и протестантской деловой этике. Утверждается естественнонаучная картина мира (вселенная Ньютона), в которой мир уподобляется механизму. Формулируется и входит в общественное сознание теория прогресса. Это период начала образования мировых колониальных империй.
Индустриальное общество (19 век -50-е годы 20 века). Для этого периода характерно господство капиталистического способа производства, основанного на механизированном труде. Основными классами являются буржуазия и пролетариат. Противостояние этих классов придает обществу антагонистический характер. Типичные формы правления - республика и парламентская монархия. Политические режимы различны. Наиболее типична формальная демократия. В любом случае в деятельности государства отчетливо прослеживаются интересы господствующего класса - буржуазии. Отношения господства-подчинения основаны в значительной степени на прямом использовании насилия. Противостоящие друг другу идеологии выражают интересы различных классов и социальных слоев. Господствует естественнонаучная картина мира. Стационарная вселенная Ньютона сменяется эволюционирующей вселенной Эйнштейна - Фридмана. Подавляющее большинство людей разделяет теорию прогресса. Завершается образование мировой колониальной системы. Большинство стран неевропейского мира оказывается в политической и экономической зависимости от Запада.
Постиндустриальное общество (с 60-х годов 20 века). Это общество массового потребления с многомерной социальной структурой, в которой слабы противоречия. Большая часть населения приобщена к собственности (имеет акции предприятий, деньги на счете в банке, собственный дом и т.п.). Государство выражает интересы общества в целом. Система хозяйства носит посткапиталистический и капиталистический характер. Население занято в основном не в сфере материального производства (благодаря его высокой эффективности много работников не требуется; за счет вывоза капитала многие фабрики и заводы западных предпринимателей располагаются в развивающихся странах, где стоимость рабочей силы много ниже), а в сфере обслуживания (в области образования, медицины, управления, торговли).
Формальная вера в христианского бога сохраняется, но растет число сторонников восточных религий и теософии. Кризис христианской морали и протестантской деловой этики приводит к стремлению получить от жизни максимум удовольствия. Интеллектуальная элита пытается осуществить синтез религиозной и естественнонаучной картин мира (теория Большего Взрыва). Большая часть населения не интересуется проблемами устройства мироздания, живя сегодняшним днем.
Роль Запада в качестве образца для подражания возрастает, но его контроль над миром по сравнению с предшествующим периодом падает. Это связано с распадом мировой колониальной системы и обретением суверенитета бывшими колониями и зависимыми государствами.
Многие социологи и историки в настоящее время полагают, что, несмотря на набирающий силу процесс глобализации (распространение в неевропейском мире европейских общественно-политических и культурных стандартов), западный мир переживает кризис. В конце 19 века доля Запада в мировом промышленном производстве составляла примерно две трети, в 1928 году - 84,2%. В дальнейшем роль Запада стала падать: 1950 год - 64%, конец 20 века - менее 55% (вместе с ЮАР). Прогноз такжене оптимистичен. К 2015 году предполагается понижение доли стран западной цивилизации в мировом ВВП до 35%. Относительная численность населения тоже сокращается. В настоящее время население стран Запада составляет 13% населения Земли. К 2025 году ожидается сокращение этой доли до 10%. Ситуация усугубляется тем, что на территории самих европейских стран неуклонно увеличивается численность выходцев из бывших колоний и вообще из неевропейских государств. В США и Канаде наблюдается аналогичная картина. В качестве лидера цивилизации последовательно сменяли друг друга Древняя Греция, Древний Рим, Франция, Голландия, Англия. В настоящее время эта роль принадлежит США.
Таким образом, положение стран западной цивилизации в современном мире глубоко противоречиво. Их максимальная за всю историю человечества привлекательность в качестве образца для подражания и сохраняющееся мировое лидерство сопровождаются нарастанием кризисных явлением и постепенной утратой позиций. Лидер цивилизации США активно стремится противостоять обозначенным негативным тенденциям.
Сформулируем сущность данного типа развития. Это быстрое (на протяжении жизни одного поколения происходят существенные перемены), в целом линейное развитие, основанное на господстве частной собственности на средства производства, в ходе которого сменяют друг друга резко различающиеся между собой этапы.
Смешанный тип развития сформировался позже других в результате взаимодействия государств и народов, относящихся к рассмотренным выше типам в ситуации завоевания и длительных тесных контактов победителей и побежденных. Само его существование определяется тем фактом, что в процессе «наложения» друг на друга различных принципов организации жизни и способов восприятия мира в ряде регионов образовались качественно новые цивилизации, называемые пограничными.
В настоящее время к этому типу относятся православная цивилизация (образовалась в результате сложного взаимодействия западного и восточного типов развития), латиноамериканская (восточный тип цивилизаций до-колумбовой Америки и неклассический западный тип) и центральноафрикан-ская (наложение западного влияния на первобытную и полупервобытную основу). Соответственно процесс формирования данного типа развития включает ряд этапов, связанных с возникновением обозначенных цивилизаций. В течение 2 -5 веков нашей эры образовалась Византийская православная цивилизация. 14 -15 века — время формирования современной православной цивилизации. Латиноамериканская цивилизация складывалась на протяжении 16—18 веков, центральноафриканская - в 19 - первой половине 20 века.
Каковы основные черты смешанного типа исторического развития? Поскольку данный тип образовался в результате активного взаимодействия различных принципов общественно-политического устройства и менталитета, для относящихся к нему обществ характерно сосуществование этих принципов и их синтез - в большей (православная и латиноамериканская цивилизации) или меньшей степени (центральноафриканская цивилизация).
Система хозяйства основана как на различных формах общественной собственности (общинная, родовая, государственная), так и на частной собственности на средства производства.
Политическое устройство характеризуется сочетанием деспотизма и системы представительства. Типичный политический режим - авторитарный с большими или меньшими элементами демократии (на разных уровнях).
Поскольку значительная часть истории относимых к этому типу обществ прошла в условиях подчинения иноземцам, актуальна проблема создания стабильной государственности. Государство (за исключением Российского) характеризуется неустойчивостью и слабостью.
Самоорганизация общества осуществляется по преимуществу в традиционных формах (община, родственные связи, родовые кланы). Население мало склонно к западным формам самоорганизации. Поэтому гражданское общество включает как традиционные корпорации, так и организации западного типа (профсоюзы, союзы предпринимателей, общества по охране природы и т.п.). Политические партии часто имеют признаки объединений обоих типов.
Религиозные системы, условия жизни и особенности исторического развития формируют такую систему ценностей, в которой значимость материального и идеального примерно уравновешены, а богатство не является главной целью земной жизни.
К данному типу развития относятся следующие цивилизации.
Православная цивилизация включает ушедшее с исторической арены государство Византию, Россию (прежде всего, ее историческое ядро - территорию, населенную в основном русским и русскоязычным населением), Беларусь, Украину, Болгарию, Сербию, Черногорию, Молдову и Румынию, некоторые другие страны. Существенную роль в формировании этой цивилизации сыграли южные и восточные славяне.
Православная цивилизация начала формироваться в первые века нашей эры с распространением власти Рима на ряд территорий, заселенных восточными народами, где, как правило, уже существовали «двойные структуры» -традиционно восточные и античные - со времен эллинистических монархий. Византия оформилась как самостоятельное государство в результате разделения Римской империи в 395 году на Восточную и Западную. В ранний период в состав Византийской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии и Армении, острова Крит и Кипр, ряд опорных пунктов в Крыму (Херсонес) и на Кавказе (в Грузии), некоторые районы Аравии, а с 5 века также Иллирик и Далмация.
Существенным этапом в формировании византийской цивилизации стало расселение южных славян на территории империи в 6-7 веках, с чем в значительной степени связано превращение Византии в средневековое государство. Вторжения славян и других варварских племен способствовали дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое значение приобрели свободные местные и славянские сельские общины. Сохранившееся крупное землевладение перестраивалось на феодальной основе.
Для Византийской империи было характерно сочетание типично восточных и европейских средневековых институтов. К чертам восточного типа развития можно отнести верховную государственную собственность на землю (исключая владения, обладавшие иммунитетом); эксплуатацию государством формально свободных крестьян-общинников путем взимания высоких налогов; передачу чиновникам и военным права взимания государственных налогов с определенных территорий в свою пользу на условиях несения государственной службы; подчинение городов государственной власти; сохранение единого сильного государства, управляемого чиновничеством. С европейским феодализмом Византию сближало существование крупных земельных собственников, обладавших иммунитетом, средних земельных собственников, не имевших иммунитета, но не уплачивавших налоги в казну с собственной запашки, а также обработка земель крупных и средних феодалов трудом зависимых крестьян.
В пределах Византийской империи в 4-5 веках сложились основные черты восточного христианства. Различия между двумя ветвями этой религии связаны, главным образом, с тем, что западная христианская церковь менялась, а восточно-христианские церкви стремились сохранить верность традиции. В условиях отсутствия единого главы, аналогичного папе римскому, единство православных церквей можно было обеспечить, лишь ничего не меняя. Сыграли свою роль и свойственные Византии восточные черты, оказавшие влияние на консервацию определенных сторон религиозной системы. Так, в православии сохранился свойственный раннему христианству акцент на Новый Завет, а значит, на духовное совершенствование личности. Ветхий Завет с его идеей успеха в земной жизни играет в восточном христианстве меньшую роль, чем в католичестве. Мистическое постижение бога предпочтительнее характерного для западной схоластики рационального обоснования его бытия, а свойственное католицизму представление о спасении души через соблюдение чисто обрядовой стороны религии никогда не могло заменить в православии личных усилий человека. Дуализм раннего христианства (жесткая оппозиция добра и зла, истины и заблуждения, праведников и грешников и т.п.) был преодолен в католичестве (идея чистилища), но сохранился в православии. Роль религии в обществе также близка к ситуации на Востоке. Основная масса населения империи испытывала сильный гнет государства и феодалов, или же находилась в условиях неравноправной, санкционированной императором конкуренции с итальянскими купцами и ремесленниками. Какие-либо механизмы воздействия общества на власть отсутствовали. Поэтому православие, подобно восточным религиям, выступало в роли компенсатора, и его влияние на человека и общество усиливалось.
После разрыва с западной церковью в 1054 году восточное христианство - православие стало официальной религией Византийской империи и придавало целостность цивилизации.
Территория Византии была завоевана турками-османами в течение 14 - первой половины 15 веков, и Византийская цивилизация прекратила свое существование. Наследницей этой цивилизации, как совмещающей в своем общественно-политическом устройстве и культуре восточные и западные черты (наложение западного влияния на традиционное восточное общество и распространение восточного влияния на территории Балканского полуострова) стала Россия, а также государства южных славян, прежде всего, Болгария и Сербия, в меньшей степени - православные неславянские государства Румыния, Молдова, Грузия, григорианская Армения.
В конце 9-10 веках древнерусское государство Киевская Русь объединило восточных славян, живших на обширной территории от Ладоги до Среднего Приднепровья и от верховьев Немана и Припяти до Междуречья Оки и Волги. В Киевской Руси сосуществовали общинный, рабовладельческий, торговый и феодальный уклады, причем последний имелся более как тенденция развития, чем как нечто вполне сформировавшееся. Основная масса населения была свободна и жила общинами. Существовали вассальные отношения между князьями и боярами (старшими дружинниками князя, представителями племенной знати), между киевским великим князем и удельными князьями. В 988 году при князе Владимире было принято христианство по византийскому образцу. Подобно варварским королевствам, возникшим в Европе после падения Западной Римской империи, Киевская Русь была вполне западным государством, которое, как и любая страна, имело свои особенности. Но принятие христианства в восточном варианте создавало некоторые, тогда лишь потенциальные возможности изменения ситуации.
В конце 30-х годов 13 века русские княжества, на которые распалась Киевская Русь, были завоеваны монголо-татарами, и в ходе 250-летней зависимости от Золотой Орды восточный тип развития оказал влияние на дальнейшую судьбу русских земель. Появилась верховная государственная собственность на землю. Она распространялась, прежде всего, на общинные земли, которые великие князья, затем цари широко раздавали дворянам за службу вместе с живущими на них крестьянами. Дворянское землевладение считалось условным, правом собственности на свои поместья служилые люди до реформ Петра 1 не обладали. Деятельность Ивана Грозного показывает, что и боярская земля, считавшаяся их собственностью, могла быть конфискована в достаточно широких масштабах или заменена вотчиной в другой части государства.
Изменился характер верховной государственной власти. Резко возросла дистанция между великим князем (царем) и народом, прекратили функционировать городские веча, неуклонно падала роль боярской думы, которая во времена Киевской Руси наряду с вечем ограничивала власть князей. Власть царей в Московском государстве приобрела деспотические черты: действия верховного правителя определялись не столько законом, сколько его личной волей. Причем представители всех сословий были равно подчинены этой воле, не имея никаких прав. Земские соборы, периодически созываемые с 1549 года, не ограничивали власть царей, хотя в условиях ослабления центральной власти несколько раз принимали судьбоносные для страны решения. Законы стали гораздо более жестокими. Согласно «Русской правде» за любое преступление полагался денежный штраф. Судебники Ивана III и Ивана IV, Соборное Уложение царя Алексея Михайловича предусматривают широкое применение смертной казни и различных физических наказаний.
Положение женщины в обществе стало иным. Знатные и богатые представительницы слабого пола должны были большую часть жизни проводить в доме, замужние женщины не могли появляться на улице с непокрытой головой. Разговор с посторонним мужчиной вне дома приравнивался к измене мужу.
Изменился этнический состав населения. Единая древнерусская народность распалась. В северо-восточных и северо-западных русских землях, оказавшихся в зависимости от орды, шло формирование русского народа в процессе ассимиляции древними русскими финно-угорских, ордынских (в основном половецких), отчасти монгольских элементов. В западных и юго-западных русских землях, оказавшихся под властью Литвы и Польши, шло формирование белорусского и украинского народов на основе противостояния насильственно насаждаемому католичеству. В связи с ростом эксплуатации народа со стороны государства и феодалов в условиях политической и экономической зависимости (в западных и юго-западных землях имело место также национальное угнетение) усилилась роль православной религии и церкви в обществе, особенно в русских землях. Также, как и в мусульманской и индо-буддийской цивилизациях, религия сталане столько системой взглядов, сколько образом жизни человека.
Через православную религию шло воздействие византийской культуры. Московское государство заимствовало имперскую государственную идею, состоящую в сочетании римского абсолютизма с христианством, обеспечившим ему идеологическую санкцию. Роль буфера и посредника между Востоком и Западом в сочетании с соответствующими установками на терпимость и синтез достижений Европы и Азии также была унаследована от Византии. К византийскому влиянию можно отнести и наднациональный характер российской государственности, а также интернациональный подход к формированию политической и интеллектуальной элит, что способствовало образованию сильного и жизнеспособного многонационального государства. Концепция старца Филофея «Москва — Третий Рим», ставшая официальной религиозно-политической теорией Московского государства, зафиксировала преемственность между Византией и Россией.
Таким образом, общественно-политический строй Московского государства включал как западные (крупная частная собственность бояр и монастырей, обработка земель боярства, монастырей и дворян феодально-зависимыми (крепостными) крестьянами, земские соборы как органы сословного представительства), так и восточные черты (верховная государственная собственность на землю, государственное прикрепление крестьян к земле, деспотическая верховная власть, исключительная роль религии в жизни человека и общества).
Южнославянские государства образовались на Балканском полуострове в пределах Византийской империи. В 70-е годы 7 века возникла Болгария. Основу этого государства составили южнославянские племена, жившие к югу от Дуная, слившиеся затем с пришедшим сюда позже и подчинившим славян тюркским племенем болгар, от которого и получил свое название болгарский народ. Во второй половине 9 века при князе Борисе Болгария приняла христианство от Византии, что идеологически завершило процесс слияния двух различных этнических элементов - тюрков и славян. Общественный строй Болгарии, также как и устройство Византии, предполагал эксплуатацию свободных крестьян-общинников государством путем взимания высоких налогов в сочетании с развитием феодальной собственности на землю и вовлечением разорившихся крестьян в зависимость от крупных землевладельцев.
Процесс формирования раннего государства у южнославянских племен, поселившихся к югу от нижнего и среднего течения Савы, начался в 8-9 веках и привел в середине 10 века к образованию Сербского княжества. В начале 11 века Болгария и Сербия были захвачены Византией, и их территория временно вернулась в состав Восточной Римской империи. Разгром Византии во время четвертого крестового похода и довольно длительное существование на ее землях Латинской империи привели к освобождению и усилению Болгарии и Сербии. Во второй половине 12 века при Стефане Немани сербы приняли христианство по византийскому образцу. Эксплуатация государством свободных крестьян общинников сочеталась с землевладением бояр (власте-лей) и служилых людей (властеличей), в хозяйствах которых работали зависимые крестьяне и крепостные, происходившие от рабов, посаженных на землю.
В 6-8 веках в долинах Карпатских гор и на обширных территориях к югу от них в процессе ассимиляции романизированными даками (коренное население) многочисленных этнических элементов, в том числе, славянских (славяне появились и прочно осели на этой территории в 6-7 веках) формировались народности валахов (румын) и молдаван. В 9-начале 10 веках территория между Дунаем и Южными Карпатами находилась в подчинении у Болгарии. В 865 году население валашских, трансельванских и западной части молдавских земель приняло христианство по византийскому образцу. В той части молдавских земель, которые не подчинялись болгарам, христианство было принято в 989 году. На всей обозначенной территории славянский язык стал официальным языком переписки и церкви, и оставался таковым вплоть до середины 18 века, подобно латинскому языку в Западной Европе. В 10-11 веках молдавские и часть валашских земель находились под властью киевских князей. В 12 веке эти земли входили в состав Галицкого княжества. После нашествия монголо-татар 1241 года и разорения молдавских и валашских областей молдавские земли около столетия находились в зависимости от Золотой Орды. В начале 14 века на территории, заселенной валахами, образовалось единое государство Цара Ромыняска. Во второй половине 14 века молдавские земли, освободившиеся от зависимости по отношению к Орде и Венгрии, также объединились в независимое государство, но вскоре Молдавия стала вассалом польского короля.
К началу 14 века в Молдавии и Валахии феодальный строй достиг полного развития. Вся земля находилась в руках феодалов (бояр я мелких служилых людей). Все они считались вассалами непосредственно господарей (верховных правителей). Значительная часть крестьянства была закрепощена. Господари широко предоставляли феодалам иммунитетные грамоты, изымавшие их владельцев из-под власти господарских должностных лиц. В течение 14-15 веков центральная власть в обоих княжествах усилилась, но вынуждена была считаться с волей бояр. Все должностные лица (бояре) кормились с населения.
В 14 веке Болгария, а затем и Сербия распались на независимые княжества. В конце 14 века турки-османы подчинили себе три болгарских государства, а в течение 14 -15 веков сербские земли, Молдавию и Валахию. На территории православных балканских народов были в большей степени (Болгария) или меньшей (Сербия, Черногория) распространены порядки Османской империи. В Молдавии и Валахии Турция сохранила прежние феодальные порядки и власть господарей, престол которых сделался предметом купли-продажи, но придала этим порядкам более жесткую «азиатскую» форму.
В Болгарии в условиях верховной государственной (султанской) собственности на землю правами на фиксированную часть государственных налогов с земельных участков, населенных крестьянами, обладали только мусульмане (чиновники и военные). К 17 веку категория феодалов-христиан почти полностью исчезла в покоренных Турцией землях. В то же время в Болгарии значительная часть крестьянства являлась арендаторами помещичьих земель или жила общинами на государственной земле. Были и крестьяне частные собственники. В Сербии турок было меньше, чем в Болгарии, и жили они только в городах. Основной отраслью хозяйства было скотоводство и внешняя торговля скотом.
В молдавских и валашских землях под властью Турции в 16 - первой половине 17 веков росло крупное землевладение, и завершилось становление крепостнической системы. Феодалы захватывали земли крестьян-общинников, покупали их у крестьян, получали земли с крестьянами в качестве пожалований от господарей. Феодалы осваивали также пустоши. Крепостное право было оформлено «Уложениями» в государственном масштабе в середине 17 века. Крестьяне эксплуатировались местными феодалами, несли налоги и повинности в пользу государства и платили дань Турции. Прочные торговые и культурные связи между Дунайскими княжествами и Русским государством были установлены в 15 веке, укреплялись в 16 и 17 веках.
Южнославянские народы обрели независимость в ходе борьбы с Османской империей в конце 19-начале 20 веков. Помощь в этой борьбе с 18 века им оказывала Россия.
Важно отметить, что общественно-политический строй православных балканских государств имел существенное сходство с порядками в Византии и России (Московском государстве). Он характеризовался наличием верховной государственной собственности на землю в сочетании с феодальной собственностью крупных землевладельцев. В отличие от Византии и России имелась мелкая частная собственность крестьян, особенно крестьян турок, переселенных на подчиненную Османской империи территорию Балкан. Соответственно социально-экономические отношения имели западные (крупная феодальная и мелкая крестьянская собственность на землю) и восточные (верховная государственная собственность на землю) черты. Государственная власть носила неограниченный характер и была освещена православной религией. Города так же, как в Московском государстве и Византии, были, прежде всего, опорными пунктами государственной власти и, как правило, самоуправления почти не имели.
Окончательная потеря Турцией всех ее европейских владений (кроме Константинополя) произошла в результате двух балканских войн 1912-13 годов. На Балканах к этому времени сформировались буржуазия и пролетариат, оформились либеральное и социал-демократическое движения, принимавшие активное участие в освободительной борьбе. Поэтому независимые балканские монархии стали конституционными. Тем не менее, демократические порядки на Балканах не утвердились. Политический режим и сразу после обретения независимости и после первой мировой войны носил авторитарный характер. После второй мировой войны Балканы (за исключением Греции) вошли в сферу влияния СССР и приобрели комплекс черт, характерных для стран социалистического содружества: во многом восточный общественно-политический строй сочетался с западной структурой народного хозяйства, западной техникой и технологией.
Таким образом, лидер цивилизации с течением времени менялся. Первоначально лидером и центром православного мира была Византия, в настоящее время эта роль принадлежит историческому ядру России - территории, населенной русским и русскоязычным населением. Постольку, поскольку вхождение в состав единого государства неизбежно влияет на все стороны жизни объединенных народов, можно сказать, что лидер и одновременно центр цивилизации - это Россия в целом.
Процесс исторического развития православной цивилизации показывает, что она, также как и любая другая, не имеет раз и навсегда данных географических границ. Периоды усиления Византии, затем России связаны с расширением самой православной цивилизации и с увеличением зоны ее влияния. Напротив, периоды упадка страны лидера сопровождаются вовлечением части православных народов в сферу влияния других цивилизаций -исламской или западной. Максимального расширения и усиления православная цивилизация достигла после второй мировой войны. В сфере ее влияния оказались не только мусульманские народы, исторически входившие в состав России-СССР, но и неправославные народы и государства Центральной и Южной Европы (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, ГДР, Албания). В настоящее время Россия переживает глубокий кризис, соответственно эти государства, а отчасти и православные народы Южной и Восточной Европы перешли в сферу влияния западной цивилизации. Мусульманские страны -бывшие республики СССР тяготеют к исламской цивилизации.
В период максимального усиления православную цивилизацию называли восточноевропейской. Ее доля в мировом промышленном производстве составляла 19,4%. В настоящее время страны, относящиеся к православной цивилизации, производят чуть более 3% мирового ВВП. Однако цивилизация способна вернуть утраченные позиции, что связано, прежде всего, с перспективами возрождения России. Основу ее нового усиления может составить производство наукоемкой продукции, поскольку страна сохраняет значительный научный и образовательный потенциал.
Основные особенности православной цивилизации могут быть охарактеризованы следующим образом.
Идеологической системой, освещающей цивилизацию, является православие и сформировавшийся на его основе менталитет. Православие предполагает не рациональное, а во многом мистическое познание бога через самосовершенствование человека. Отсюда предпочтение сущности форме вплоть до отрицательного отношения к формальной стороне чего бы то ни было вообще, в том числе, к законам. Восприятие мира основано на жестком противопоставлении добра и зла, абсолютной правды и абсолютного заблуждения. Это ведет к склонности или однозначно принимать какие-либо идеи и действия, или полностью отвергать их. Общественное и индивидуальное сознание не расположены к компромиссу. Отдельному человеку и обществу в целом свойственен аскетизм, готовность терпеть страдания и неудобства в настоящем ради будущего - земного или небесного - счастья. Высоко ценятся альтруизм, нестяжательство, идеи равенства и справедливости. Православное сознание имеет тенденцию рассматривать часть как наделенную всеми признаками целого (вода в сосуде, разлитая в три других емкости). Отсюда идея нераздельности власти. Обладающий ею верховный правитель мыслится как непосредственный и истинный выразитель воли народа, как непременное условие правильного пути - к светлому будущему или к спасению души. Поэтому коллективизм (соборность) является непреходящей ценностью. В целом идеологическая система консервативна. Учитывая сказанное выше, это не столько замедляет развитие освещаемого ею общественно-политического строя, сколько придает этому развитию неравномерный характер: побеждает то одна, то другая крайность.
Государство воспринимается как институт, защищающий высшую справедливость, как носитель прогресса. Посредники между народом и верховным правителем, в общем и целом, считаются ненужными. Поэтому государство неподконтрольно обществу и является авторитарным.
Население слабо способно к самоорганизации в современных формах. Традиционные общественные формы организации населения (община, родовые корпорации знати) имеют тенденцию воспроизводиться в новых условиях (КПСС, семейные кланы). Они играют роль поддержки и защиты своих членов, но заменить интегрирующую функцию государства не могут, поэтому, когда центральная власть слабеет, общество распадается. В системе хозяйства общинная (общественная) собственность и государственная (верховная государственная собственность, госсектор) сочетаются с частной собственностью, в основном крупной.
Человек ориентирован на достижение некоторой цели в земной жизни. Эта цель часто определяется идеологической системой (политической или религиозной) и редко заключается в приобретении богатства. Господствует мнение, что деньги в жизни не главное. Материальное благосостояние рассматривается как показатель успешности, как средство реализации цели, как сопутствующий результат. Высоко ценится духовность.
Относящаяся к смешанному типу развития латиноамериканская цивилизация, включающая государства Центральной и Южной Америки (Мексика, Гватемала, Никарагуа, Венесуэла, Колумбия, Бразилия, Перу Аргентина, Чили и др.), начала формироваться в 16 веке. В это время земли майа, ацтеков, инков и других народов, создавших древние американские цивилизации, а также территории, заселенные индейцами, жившими в рамках первобытных и полупервобытных сообществ, были захвачены европейскими колонизаторами, выходцами, главным образом, из Испании и Португалии. В отличие от Северной Америки колонизаторы не вытеснили и не истребили полностью местное индейское население (хотя было уничтожено и погибло на плантациях множество людей), а интегрировали значительную часть индейцев в собственную систему хозяйства и в большей или меньшей степени смешались с ним, восприняв ряд черт местной культуры. С 16 века на континент в большом количестве ввозились негры-рабы. Поэтому элементы культуры центральноафриканских племен также были заимствованы и переработаны латиноамериканским миром.
Древние цивилизации Центральной и Южной Америки при всем их различии имели ряд общих черт. Это невысокая ценность метала, в том числе, золота. Пренебрежение к вопросам обороны государства, связанное с тем, что индейцы больше полагались на помощь богов, чем на собственные усилия. Кроме того, коренные жители Америки, как известно, не изобрели колеса. Специалисты называют эти цивилизации иррациональными, стремясь подчеркнуть специфику разделяемой их создателями системы ценностей.
Однозначно определить цивилизационную принадлежность индейских государств доколумбовой Америки сложно. Инки создали типичную восточную деспотию, цивилизация ацтеков определенно имела восточные черты. В цивилизации майа некоторые исследователи находят признаки западного типа развития, но города майа ко времени прихода европейцев переживали упадок. Для индейцев, не создавших к моменту начала колонизации собственных государств, было характерно развитие в рамках годового цикла. С другой стороны, испанцы и португальцы никогда, а в 16 веке тем более, не были ярко выраженными носителями западного типа развития. Пиренейский полуостров был почти полностью завоеван арабами и североафриканскими племенами -берберами, получившими впоследствии название мавров, в начале 8 века н. э. Территория полуострова была отвоевана у арабов в основном к концу 13 века. Арабы и мавры, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами Востока, содействовали развитию экономики и культуры края, а также привнесли в организацию жизни и менталитет христианского населения Пиренейского полуострова элементы восточного типа развития.
В 15-16 веках Испания и Португалия развивались медленнее, чем их европейские соседи, и в период колониальной экспансии были типичными средневековыми государствами, что также объясняет восточные черты экспортированной ими модели общества. В итоге синтеза культур и смешения народов сформировалась крайне своеобразная латиноамериканская цивилизация, которую местные авторы иногда называют берберской или берберо-американской. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что на изначальный восточный тип наложился неклассический вариант западного типа развития, причем образование нового качества происходило в колониальный период. Независимость государства Латинской Америки получили в основном в 20-30 годы 19 века. Основные черты данной цивилизации могут быть сведены к следующему.
Идеологической системой, придающей целостность латиноамериканскому региону, является не реформированное, то есть сохранившее средневековые черты, католичество (спасение через причастность к католической церкви, обязательная благотворительная деятельность богатых как искупление грехов, одновременное существование прошлого, настоящего и будущего). Поэтому цивилизацию Центральной и Южной Америки называют также католической. В сознании латиноамериканцев христианство органически соединяется с мистической культурой, уходящей корнями в местную и африканскую традиции.
Государство относительно нестабильно. Достаточно часто происходят государственные перевороты и революции. Политический режим - авторитарный. Демократические институты и процедуры, как правило, существуют, но они носят искусственный характер и определяются как псевдодемократические.
Общество построено на началах коллективизма и корпоративности. Традиционные формы самоорганизации населения преобладают над организациями гражданского общества, объединяющими людей не по принципу социального положения или происхождения, а по интересам.
Человек ориентирован на получение от жизни удовольствия в условиях господства католической религии без признаков реформации и мистической культуры. Религия реально определяет моральные нормы поведения, но считается, что бог неизменно помогает человеку во всех его земных стремлениях.
Лидером цивилизации является Бразилия. Другие страны региона существенно отстают от нее по уровню экономического развития.