double arrow

Жизнь семьи и жизненный цикл семьи


Жизнь семьи, ее рост и достижения, составляют ядро брачного и семейного консультирования. Жизненный цикл семьи – это ряд стадий, через которые проходит семья в процессе многолетнего эволюционирования. Эти стадии иногда проходят аналогично стадиям индивидуального жизненного цикла и дополняют их (Erikson, 1959.; Levinson, 1978), но зачастую они уникальны вследствие большого количества вовлеченных людей и разнообразия задач, которые должны быть выполнены. Беквар и Беквар (Becvar & Becvar, 1996) выделяют девять стадий жизненного цикла семьи, который начинается с добрачного периода, продолжается до выхода на пенсию и далее (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Стадии жизненного цикла семьи

Стадия Ситуации, порождающие эмоциональные проблемы Критические задачи стадии
1. Не вступивший в брак взрослый Принятие отделения от родителей а. Отделение от родительской семьи б. Развитие отношений со сверстниками в. Начало карьеры
2. Новобрачные Выполнение брачного обязательства а. Формирование брачной системы б. Создание психологического пространства для супруга (супруги) в семье и среди друзей. в. Решение вопросов, связанных с карьерой
3. Рождение детей Принятие новых членов в систему а. Подготовка семьи к созданию психологического пространства для ребенка б. Принятие ролей родителей в. Формирование психологического пространства для дедушки и бабушки
4. Дошкольный возраст Принятие новой личности а. Адаптация семьи к потребностям конкретного ребенка б. Совладание с недостатком энергии и уединенности в. Окончание периода существования «парой
5. Дети школьного возраста Установление детьми отношений вне семьи а. Расширение взаимодействий между семьей и обществом б. Поощрение успехов детей в образовании в. Возрастание активности и нехватка времени
э. Дети-тинейджеры Увеличение гибкости семейных границ с целью большей независимости а. Перемещение баланса в отношениях между родителями и детьми б. Переключение па карьерные и семейные проблемы, соответствующие среднему возрасту в. Увеличение количества проблем, связанных со старшим поколением
7. Семья как «стартовая площадка» Принятие уходов из семьи и возвращений в семью а. «Уход» взрослых детей на работу, в колледж, вступление в брак б. Поддержание благоприятной семейной основы в. Принятие вернувшихся (по каким-либо причинам)взрослых детей
8. Взрослый средних лет Смирение с уходом детей из семьи и жизнь вдвоем а. Восстановление брачных отношений б. Принятие в семью супругов детей, внуков в. Забота о престарелых родителях
9. Выход на пенсию Принятие выхода на пенсию и старости а. Поддержание индивидуального исупружеского функционирования б. Поддержка среднего поколения в. Переживание смерти родителей, супругов г. Возвращение к нуклеарной семье

Источник: Family Therapy: A. Systematic Integration (pp. 128-129), by Dorothy Stroh Becvar &RaphaelJ. Becvar, 1993 by Allyn & Bacon.

Отдельные семьи и члены семей более «своевременно» решают критические для каждой стадии задачи, сопровождающие жизненный цикл семьи и их собственный персональный цикл роста. В таких случаях достигается ощущение большего благополучия (Carter & McGoldrick, 1988). Независимо от фактора времени, все семьи должны добиваться семейной сплоченности (эмоционального единения) и семейной адаптивности (способности быть гибкими и изменчивыми). Каждый из этих параметров имеет четыре уровня, представленные Олсоном (Olson, 1986) в круговой (циркумплексной) модели супружеских и семейных систем (рис. 12.1)-«Два параметра связаны нелинейно. Семьи, в которых оба параметра являются либо очень высокими, либо очень низкими, оказываются неблагополучными, тогда как семьи, в которых эти параметры сбалансированы, функционируют более адекватно» (Maynard & Olson, 1987, p. 502).

Рис. 12.1. Круговая модель

Источник: Prepare/Enrich, Inc., David H. Olson, President, Minneapolis, MN. 1979 (rev. 1986).

Наиболее благополучные, функциональные, счастливые и крепкие семьи не просто гармоничны. Их члены преданы друг другу, высоко ценят друг друга, много времени проводят вместе, имеют приятный круг общения, в значительной степени религиозны и, главное, способны конструктивно преодолевать кризис (Stinnett, 1998; Stinnett & DeFrain, 1985).

Согласно Уилкоксону (Wilcoxon, 1985), брачным и семейным консультантам необходимо знать особенности отдельных стадий жизни семьи, чтобы дифференцированно подходить к задачам развития каждого члена семьи. Когда консультанты внимательно относятся к отдельным членам семьи и к семье в целом, они способны понять, что некоторые индивидуальные проявления, такие как депрессия (Lopez, 1986), сомнения в выборе карьеры (Kinnier, Brigman & Noble, 1990) и злоупотребление психоактивными веществами (West, Hosie & Zarski, 1987), связаны со структурой семьи и ее функционированием. Следовательно, они способны создавать более содержательные планы работы.

При оценке семейных паттернов и психического здоровья каждого члена семьиважно основываться на знании формы семейной системы и стадии ее развития. Чтобы облегчить этот процесс, Картер и Мак-Голдрик (Carter & McGoldrick, 1988) предлагают наборы развивающих задач как для традиционных семей, так и для семей нетрадиционного типа, таких как семьи с единственным родителем или смешанные семьи. Важно отметить, что нетрадиционные семьи не считаются патологическими, они лишь находятся на другой стадии роста иразвития.

Для описания дисфункциональной семьи Боуэн (Bowen, 3978) предлагает ряд терминов, например эмоциональная переплетенность и триангуляция. (Термин эмоциональная переплетенность относится к семейной обстановке и описывает ситуацию, в которой члены семьи чрезмерно зависят друг от друга или психологические границы между ними размыты; термин триангуляция относится к сложным семейным ситуациям, где одного человека «тянут» в двух различных направлениях другие члены треугольника.) Консультанты, эффективно работающие с супружескими парами и семьями, руководствуются рядом принципов при определении того, как, где и когда проводить вмешательство и проводить ли его вообще. Они не упускают возможности действовать (например, не забудут привлечь каждого члена семьи к участию в терапевтическом процессе) и при этом не будут чрезмерно торопиться (уделяя слишком много внимания словесным выражениям) (Gladding, 1998).


Сейчас читают про: