Объяснение и обоснование в Писании. Впредыдущей главе мы отметили, что один из аспектов творения челове­ка по образу Божьему заключается в Его качестве мужчины и женщины: «И сотворил Бог

В предыдущей главе мы отметили, что один из аспектов творения челове­ка по образу Божьему заключается в его качестве мужчины и женщины: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж­чину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27, курсив мой. — У, Г.). Такая же связь между творением человека по образу Божьему и в качестве мужчины и жен-шины прослеживается в Быт. 5:1,2: «Когда Бог сотворил человека, по подо­бию Божию создал его, мужнину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их»1 (курсив мой. —У. Г.). Это не единственный аспект, подтверждающий наше создание по образу Божь­ему, но важно то, что в Писании он упомянут в том же самом стихе, в котором говорится о первоначальном творении человека Богом.

Итак, создание человека в качестве мужчины и женщины говорит об об­разе Божьем 1) в гармонии межличностных отношений, 2) в равенстве по ин­дивидуальности и значимости, 3) в различии по роли и авторитету2.

А. Межличностные отношения

Бог создал людей не для того, чтобы они были изолированы друг от друга. Он создал нас по Своему подобию таким образом, что мы можем достигать единства в различных формах человеческого общения. Особенно глубоким единство может быть в семье (как в обычной семье, так и духовной — в церк­ви). Межличностное единство между мужчиной и женщиной в этом веке наи­более полно выражается в браке, где муж и жена, в определенном смысле,

1 По иопросу о там, следует ли использовать слово «человек» для обозначения чело­
веческого рода в целом (как мужчин, так и женщин), см. гл. 20.

2 О богословской значимости различий ролей мужчины и женщины (Быт. 1-3) см.:
Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Eqnality and Male Headship: Genesis 1—3", in Recov­
ering Biblical Manhood and Womanhood: A Response lo Evangelical Feminism,
ed.by John Piper and
Vteyne Grudem, p. 98. В этой главе я во многом опираюсь на выводы д-ра Ортлунда.



Гтва21. Человек: мужчина и женщина



                   
     
 
 
 
     
 
   
 


становятся единым целым: «Потомуоставитчеловекотцасвоегоиматьсвою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть* (Быт. 2:24). Это единство носит не только физический характер; это также единство духовное и эмо­циональное. Муж и жена в браке — это то, «что Бог сочетал» (Мф.!9:6). Сек­суальная связь с кем-либо, кроме своего мужа или своей жены, — это особо тяжкий грех против своего собственного тела (1 Кор. 6:16, 18-20). В рамках брака мужья и жены теряют исключительное право распоряжаться собствен­ным телом, они разделяют это право со своим супругом или своей супругой (1 Кор. 7:3-5). «Должны мужья любить своих жен, как свои тела» (Еф. 5:28). Союз между мужем и женой не является временным — это союз на всю жизнь {Мал. 2:14—16; Рим. 7:2). Это нетривиальное явление, это глубокая связь, со­творенная Богом как олицетворение отношений между Христом и Церковью (Еф. 5:23-32).

Тот факт, что Бог сотворил две разные личности в качестве мужчины и женщины, а не просто одного человека — это один из аспектов нашей сотво-ренности по образу Божьему, так как в нем мы до определенной степени мо­жем видеть множестзенность личностей в Троице. В стихе, предшествующем тому стиху, в котором говорится о нашем сотворении в качестве мужчины и женщины, мы видим самое первое ясное указание на множественность лич­ностей Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подо­бию Нашему, и да владычествуют они...» (Быт. 1:26, курсив мой. — У. Г.). Здесь есть определенное сходство —как между личностями Троицы до сотворения мира имело место общение, связь и разделение славы (см.: Ин. 17:5,24 и выше, гл. 13 о Троице), так Бог создал и Адама и Еву таким образом, что они могли разделять любовь, общение и взаимное уважение в их межличностных отно­шениях. Конечно, отражение Троицы в человеческом обществе находит свое выражение различными способами, но оно, безусловно, изначально существу­ет в этом тесном межличностном единстве брака.

Кто-то может возразить, что такое выражение множественности личнос­тей в Боге не является полным, так как Бог — это три личности в одной, тогда как Адам и Ева сотворены как две личности водной. Если Бог желал, чтобы мы отражали множественность личностей в Троице, почему Он не создал вме­сто двух личностей три, которые могли бы отражать межличностное единство Троицы? Во-первых, нам следует согласиться, что этот факт показывает неполноту аналогии между браком и Троицей. Во-вторых, хотя мы не можем точно установить причины, по которым Бог совершил то или иное деяние, о котором Писание не дает нам четких пояснений, мы все же можем выдвинуть два предположения: 1) тот факт, что Бог — это три в одном, а Адам и Ева — лишь два в одном, может служить напоминанием отом, что Бог несоизмеримо более велик, чем человек, что Он обладает большей множественностью и боль?> шим единством, чем мы, творения; 2) хотя это единство и не вточности такое же,



Часть III. Учение о человеке



тем не менее семейное единство мужа, жены и детей также в некоторой степе­ни отражает межличностное единство и при этом различия личностей между ипостасями Троицы.

Втрое возражение может быть выдвинуто на основании того факта, что Иисус не был женат. Не было жены и у Павла, по крайней мере во времена его апостольства (а возможно, и ранее), Кроме того, Павел в 1 Кор. 7:1, 7—9, судя по всему, говорит о том, что христианам лучше не вступать в брак. Если брак — это столь важная часть нашего отражения образа Божьего, то почему Павел и Иисус не были женаты и почему Павел призывал людей к безбрачию?

Что касается Иисуса, то Его ситуация уникальна, поскольку Он в рав­ной степени Бог и человек и полновластный Господь над всем творением. Он не был женат на одной женщине, Он взял Себе а Невесты всю церковь (см.: Еф. 5:23—32) и с каждым членом Своей церкви Он наслаждается духовным и эмоциональным единством, которое будет длиться вечно.

Ситуация с Павлом и его советом, обращенным к коринфским христиа­нам, несколько иная. Павел не говорит, что вступать в брак не следует вовсе (см.: 1 Кор. 7:28,36). Он рассматривает брак как нечто благое, как право и привилегию, от которых можно отказаться во имя Царства Божьего: «По на­стоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. <...>...Время уже коротко... ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:26,29,31). Та­ким образом, Павел жертвует одним из тех путей, которым он мог бы отражать подобие Богу (брак), ради того, чтобы придать большее совершенство иным путям отражения подобия Богу и более полно осуществлять цели Божьи в мире (т. е. осуществлять свои труды ради церкви). Например, его проповедь и учи­тельство рассматриваются как рождение духовных «детей» и их воспитание в Господе (см.: 1 Кор. 4:14, где Павел называет коринфян своими «возлюблен­ными детьми»; также Гал. 4:19; I Тим. 1:2; Тит. 1:4). Кроме того, в целом все созидание церкви было процессом, в ходе которого тысячи людей приходили к прославлению Бога через более полное отражение Его качеств в своей жиз­ни. Мы также должны помнить, что брак —это не единственный путь отраже­ния единства и разнообразия Троицы в нашей жизни. Они отражаются также в единстве верующих в общении в церкви — и в подлинном церковном обще­нии люди, не вступившие в брак (как Павел и Иисус), как и люди, состоящие в браке, могут участвовать в отношениях, которые отражают природу Трои­цы. Поэтому созидание церкви и труд ради увеличения ее единства и чистоты также усиливает отражение природы Бога в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: