Б. Равенство в индивидуальности и значимости. Как ипостаси Троицы равны в их значимости и в их личностной полно­ценности (см

Как ипостаси Троицы равны в их значимости и в их личностной полно­ценности (см. выше, гл. 13), так и мужчины и женщины сотворены Богом как существа, равные по своей значимости и индивидуальности. Когда Бог сотво-




 

Глава 21. Человек: мужчина и женщина

рил человека, он сотворил «мужчину и женщину» по Своему образу (Быт. 1:27; 5:1,2). И мужчины, и женщины в равной степени созданы по образу Божьему, и мужчины, и женщины отражают в своей жизни природу Бога. Это означает, что в жизни каждого человека мы должны видеть отражение некоторых ас­пектов природы Бога. Если бы мы жили в обществе, состоящем только из муж­чин-христиан или только из женщин-христиан, мы не получили бы столь пол­ного представления о Боге, как при созерцании благочестивых мужчин и бла­гочестивых женщин в их взаимодополняющих различиях, которые лишь вместе отражают красоту сущности Бога.

Но если мы в равной степени созданы по образу Божьему, то мужчины и женщины, несомненно, в равной степени важны для Бога и в равной степени ценны для Него. Мы от века обладаем равной значимостью в глазах Бога. Тот факт, что Писание называет и мужчин, и женщин созданными «по образу Бо-жию», должен исключить любое чувство гордости или униженности и любое представление о том, что какой-то пол «лучше» или «хуже» другого. В част­ности, в отличие от многих нехристианских культур и религий, никто не дол­жен испытывать гордости или чувства превосходства только по причине при­надлежности к мужскому полу и никто не должен чувствовать разочарование или унижение только по причине принадлежности к женскому полу3. Если Бог считает нас равными по значимости, то это разрешает все прочие вопро­сы, так как суждение Бога — это истинный стандарт личностной значимости на все времена.

Когда Павел в 1 Кор. 11:7 говорит: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа», он не отри-цаеттот факт, что жена сотворена по образу Божьему. Он просто говорит о том, что между мужчинами и женщинами есть важные различия, которые сле­дует соблюдать в одежде и в поведении на собрании общины. Одно из этих различий заключается втом, что мужчина в своем отношении кженщине пред­ставляет Бога, каков Он есть, а женщина в этих взаимоотношениях показы­вает совершенство мужчины, от которого она была сотворена. Однако в обо­их случаях Павел подчеркивает взаимозависимость мужчины и женщины (см. ст. 11,12).

3 За последние десять лет международные агентства новостей неоднократно сооб-шали о том, что в Китае родители новорожденных девочек обрекают их на смерть, чтобы родить мальчика, так как китайские законы строго запрещают наличие в семье более чем одного ребенка. Такая ужасная практика, противоречащая библейскому понятию о равной значимости мужчин и женщин, не только приводит к многочисленным смертям ни в чем не повинных детей, но и открыто провозглашает, что общество считает женши-ну существом менее ценным, чем мужчину. В других странах тс родители, которые пола­гают, что рождение мальчика предпочтительнее, чем рождение девочки, также демонст­рируют непонимание библейского учения о том, что и мужчины, и женшины полностью равны по своей значимости в глазах Бога.



Часть III. Учение о человеке



Наше равенство перед Богом, которое отражает равенство ипостасей Тро­ицы, должно естественным обратом вести мужчин и женщин к взаимному ува­жению. Гл. 31 Книги Притчей Соломоновых — это прекрасная иллюстрация чествования благочестивой женщины:

Кто найдет добродетельную жену? иена ее выше жемчугов. <...> Вста­ют дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен доброде­тельных, но ты превзошла всех ихе. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Прит. 31:10,28-30)

Также и Петр призывает мужей «оказывать честь» своим женам (1 Пет. 3:7), а Павел подчеркивает: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо,какженаотмужа,такимужчрезжену;всеже — от Бога» (1 Кор. 11:11,12}. И мужчины и женщины значимы в равной степени; и те и другие зависят друг pj друга; и те и другие достойны чести.

В новозаветной церкви личностное равенство мужчин и женщин подчер­кивается с ноной силой. В Пятидесятнице мы видим исполнение пророчества Иоиля, в котором Бог обещает нам:

:■■■■...Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать

сыны ваши и дочери ваши... и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2:17,18; цитата из Иоил. 2:28,29).

Святой Дух изливается на церковь с новой силой, w как мужчины, так и женщины получают дар особого служения. Духовные дары распределяются между мужчинами и женщинами, начиная с Пятидесятницы и в течение всей истории церкви. Каждого христианина Павел считает ценным членом тела Христова, так как «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7, курсив мой. — У Г.). После перечисления даров Духа он говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11, курсив мой. —У Г.). Также и Петр, обращаясь к многочислен­ным церквам Малой Азии, говорит: «Служите друг другу, каждыйтш даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» {1 Пет. 4:10, курсив мой. — У. /".). Здесь не гозорится, что все верующие обла­дают одним и тем же даром; здесь сказано, что как мужчины, так и женщины будут наделены ценными дарами ради служения церкви и что нам следует ожи­дать широкого и свободного распределения даров как среди мужчин, так и Среди женщин.

... В связи с этим едва ли правильно будет спрашивать, чьи молитвы более действенны — мужчин или женщин, кто лучше воспевает хвалы Богу — муж­чины или женщины, кто обладает большей духовной глубиной в отношениях с Богом. Мы просто не можем дать ответа на все эти вопросы. Мужчины и женщины равны в их способности получать силу Святого Духа. В истории церкви были как великие мужи, так и великие служительницы Божьи. Как



Глава 21. Человек: мужчина и женщина



мужчины, так и женщины были замечательными воинами молитвы, они в рав­ной степени покоряли как земные царства и власти, так и духовные твердыни властью Господа нашего Иисуса Христа4.

Равенство перед Богом в новозаветной церкви в еще большей степени подчеркивается s церемонии крещения. В Пятидесятницу были крещены как уверовавшие мужчины, так и уверовавшие женщины: «Итак охотно приняв^ шне слово его крестились' и присоединилось в тот день душ около трех ты--*' сяч»(Дсян. 2:41). Этооченызажно,таккакв Ветхом Завете символом при4 надежности к народу Божьему было обрезание, которое совершалось толь--; ко над мужчинами. Новый символ принадлежности к народу Божьему —з> крещение, преподающееся и мужчинам, и женщинам, еще раз доказывает, что и тс, и другие должны рассматриваться как полноценные и равные чле­ны нароаа Божьего.

Равный статус всех членов народа Божьего Павел подчеркивает также в' Послании к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облек­лись. Нетуже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» {Гал. 3:27,28, курсив­ной. — У. Г.). Павел подчеркивает здесь тот факт, что никакие классы лю,-.э дей, например евреи, физически восходящие к Аврааму, или свободные, об-' ладавшие большими экономическими и гражданскими свободами, не мог-~г ли претендовать в церкви на какой-то особый статус. Рабы не должны были? считать себя униженными по отношению к свободным мужчинам и женши-j нам, а свободные не должны были считать свое положение более высоким,; чем положение рабов. Иудеи не должны были считать себя выше эллинов, а. эллины — ниже иудеев. Павел стремится к тому, чтобы мужчины не воспри­нимали образ мыслей окружавшей их культуры, и даже культуры иудаизма I в., и не полагали, что они обладают большей значимостью, чем женщины;(ши что они более ценны для Бога. Также и женщины не должны были чувст­вовать себя униженными или менее значимыми членами церкви. И мужчины и женщины, и иудеи и эллины, и рабы и свободные — все равны для Бога по-значимости и ценности, равны в своей принадлежности к телу Христову, церкн» ви,навсевремена.

4 Возможно, ответом на вопросы: «Кто лучше молится?» и «Кто лучше прославляет Бога?» будет: «И мужчины и женщины в равной степени». Хотя мужские молитвенные собрания или женские встречи очень ценны, все же нет ничего более богатого по содер­жанию и более совершенного, чем полное общение народа Божьего, мужчин и женщин, и даже детей, которые достигли того возраста, когда они уже способны осмысливать происходящее, молясь перед престолом Божьим: «При наступлении дня Пятидесятни­цы, все они выпи единодушно вместе» (Деян. 2:1, курсив мой. — У. Г.). «Они же, выслушав­ши, единодушно возвысили голос к Богу» (Дсян. 4:24, курсив мой. — У. Г.). Петр * пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12. курсив мой. — У, Г.).



Часть 1И. Учение о человеке



В практическом смысле это означает, что нам некого в церкви считать «людьми второго сорта». Идет речь о мужчине или о женщине, о еврее или о греке, о чернокожем ил и о белом, о богатом или о бедном, о здоровом или боль­ном, о сильном или о слабом, привлекательном или некрасивом, об интеллек­туальном или о малообразованном человеке — все они в равной степени цен­ны для Бога и должны быть настолько же ценны друг для друга. Такое равен­ство— замечательный аспект христианской веры, и это отличает христианство от большей части прочих религий, культур и сообществ. Подлинное достоин­ство благочестивого мужского и женского начала можно обрести только в по­слушании возрождающей мудрости Божьей, как она изложена в Писании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: