Отрывок для запоминания. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои

Пс. 50:3-6:

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пре­до мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.


ГЛАВА 24


Заветы между Богом и человеком

Какие принципы определяют отношение Бога к людям?




ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Как Бог определяет свое отношение к человеку? Со времен сотворения мира взаимоотношения Бога с человеком определялись конкретными требо­ваниями и обетованиями. Бог говорит людям, чего он от них хочет, и дает обе­тования о том, как Он будет действовать по отношению к ним в различных обстоятельствах. В Библии можно найти много кратких изложений подобных условий, определяющих взаимоотношения Бога и человека, и эти изложения часто называются «заветами». Мы можем определить заветы между Богом и человеком в Писании следующим образом: завет — это неизменное, боже­ственно установленное юридическое соглашение между Богом и человеком, в котором определены условия их взаимоотношений.

В этом определении присутствует слово «соглашение», чтобы показать наличие двух сторон, Бога и человека, которые должны вступить в определен­ные взаимоотношения; но здесь также присутствует и выражение «божествен­но установленное», чтобы показать, что человек не может вести с Богом пере­говоры и не может изменить условия завета, — он может лишь принять обяза­тельства завета или отвергнуть их. Возможно, именно по этой причине греческие переводчики Ветхого Завета (известного какСептуагинта) и вслед за ними новозаветные авторы не использовали обычного греческого термина, служившего для обозначения контрактов и соглашений, в которых обе сторо­ны были равными ((тиив^кт]), а употребляли менее распространенное слово 5гаЩкт], с помощью чего подчеркивали, что условия соглашения диктова­лись лишь одной из сторон. (Слово SiaefjKT] часто использовалось для обо­значения завещания, которое кто-либо оставлял в качестве указаний по рас­пределению имущества после своей смерти.)

В этом определении отмечается также, что заветы «неизменны». Они мо­гут быть заменены другими заветами, но как только они установлены, изме­нить их нельзя. В заветах, установленных между Богом и человеком в ходе свя­щенной истории, уточнялось множество дополнительных деталей, но основ­ным элементом всех заветов было следующее обетование: «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33; 2 Кор. 6:16 и др.).



Глава 24, Заветы между Богом и человеком



               
 
   
 
   
 
   
 


Поскольку отношения завета между Богом и человеком по всему Писа­нию, от Бытия до Откровения, осуществлялись в различной форме, эта тема может быть рассмотрена на различных этапах изучения систематического богословия. Я поместил эту тему в конце части, посвященной человеку со­творенному (по образу Божьему) и человеку падшему, но перед частью, в кото­рой будут рассмотрены личность и труд Христа.

А. Завет дел

Многим представляется неуместным говорить о том, что Бог заключил с Адамом и Евой в Эдемском саду завет дел, Слово-эзавет» не употребляется в повествовании Книги Бытие. Однако основные составляющие части завета там присутствуют: ясное определение сторон, набор условий, которые опре­деляют их взаимоотношения, обетование благословений в случае послуша­ния и условия получения этих благословений. Более того, в Ос. 6:7, в связи с грехами Израиля, говорится: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет» (RSVmg, также NIV, NASB)'. В этом отрывке подразумевается, что Адам со­стоял в отношениях завета, которые он нарушил в Эдемском саду. Кроме того, в Рим. 5:52-21 Павел рассматривает Адама и Христа как глав народа, который они представляют, и это полностью укладывается в представление о там, что Адам до падения состоял в завете с Богом.

Очевидно, что в Эдемском саду был изложен определенный набор обяза­тельных условий, которые определяли отношения между Богом и человеком. Обе стороны явно присутствуют, когда Бот обращается к Адаму и дает ему повеления. Требования, определяющие взаимоотношения, ясно видны в по­велениях, данных Богом Адаму и Еве (Быт. 1:28—30; ср.: 2:15). И в прямом повелении, данном Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от де­рева познания добра и па, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16,17).

В этом утверждении, обращенном к Адаму и посвященном древу позна­ния добра и зла, имеется обетование о наказании за неповиновение (о смерти,

1 RSV переводит этот стих следующим образом; *Но в Адаме они нарушили завет» («but atAdam they transgressed the covenant»); но в примечании говорится, что это конъек­турная поправка и что еврейский текст в действительности гласит; «как Адам» (евр. Q4N3). Еврейский предлог Э означает «как», а не чв». Слово, переведенное «Адам» (евр. OHN>, можно перевести также «человек», но тогда предложение теряет смысл; общеизвестных нарушений завета человеком не существует. Едва ли кто-то стал бы говорить в сравни­тельном смысле об израильтянах в их нынешнем состоянии (в котором они люди) И утверждать, что они нарушили завет «как человек». Такое утверждение практически под­разумевало бы, что израильтяне не люди, а какой-то иной вид творения. Поэтому пере­вод «подобно Адамуо следует считать предпочтительным. (Аналогичное еврейское выра­жение переведено «как Адам» в Иов. 31:33 в NASB, RSVmg и eNIVmg [в русской сино­дальной версии — «как человек». — Примеч. пер.].)



Часть III. Учение о человеке



т. е. смерти в широком смысле) — о смерти физической и духовной, а также вечной — отделении от Бога2. В обетовании о наказании за неповиновение есть и скрытое обетование о благословении за послушание. Это благослове­ние состояло бы в отсутствии смерти, здесь подразумевается, что благослове­ние было бы противоположностью «смерти*. Оно состояло бы в физической и духовной бесконечной жизни во взаимоотношениях с Богом. Присутствие «дереважизни посреди рая» (Быт. 2:9) также символизировало обетование веч­ной жизни с Богом, в том случае, если бы Адам и Ева исполнили условия за­вета, полностью подчинившись Богу, пока Тот не решил бы, что время их ис­пытания завершено. После падения Адама и Евы Бог удалил их из сада, в том числе и для того, чтобы они не могли вкусить от плода древа жизни и не стали «житьвечно» (Быт. 3:22).

Есть и другое свидетельство, подтверждающее, что взаимоотношения за­вета в Эдемском саду включали в себя обетование вечной жизни, в случае если бы Адам и Ева пол костью покорились Богу. Оно заключается и том, что даже в Новом Завете Павел высказывается в том смысле, что послушание, если бы оно было возможно, даровало бы жизнь. Он упоминает о «заповеди, данной для жизни» (Рим. 7:10; букв, о «заповеди к жизни»), и, чтобы показать, что закон не покоится на вере, цитирует Лев. 18:5, а затем говорит в отношении усло­вий закона: «Кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал. 3:12; ср.: Рим. 10:5).

Иные заветы в Писании были наделены неким внешним «знаком», кото­рый их сопровождал (таким, как обрезание или крещение и Вечеря Господня). В Книге Бытие никакого знака для завета дел не установлено, но если бы нам было нужно назвать такой знак, то мы, вероятно, указали на древо жизни по­среди сада. Вкушая от этого дерева, Адам и Ева причащались бы обетования вечной жизни, даруемой Богом. Сами плоды не обладали неким магическим действием, это был лишь знак, с помощью которого Бог внешне гарантиро­вал наличие определенной внутренней реальности.

Почему так важно говорить об отношениях между Богом и человеком в Эдемском саду как о взаимоотношениях завета? Это напоминает нам о том факте, что эти взаимоотношения, в том числе повеление повиноваться и обе­тование благословения за послушание, не были чем-то автоматически воз­никшим в отношениях между Творцом и творением. Бог не установил завета, например, с сотворенными Им животными3. Также и природа человека в том

3 Наказание смертью начало осуществляться с того дня, как Адам и Ева согрешили, но сиершалось оно медленно, но мере того, как их тела старели. Обетование о духовной смерти совершилось незамедлительно, так как они были отрезаны от общения с Богом. Смерть вечного проклятия постигла их заслуженно, но ссылки на искупление в тексте (см.: Быт. 3:15,21) предполагают, что это наказание и конечном счете было преодолено искуплением Христа.

3 Тем не менее животные были включены вместе с людьми в завет, который Бог изрек Ною, обещал, что он никогда больше не разрушит землю потопом (Быт. 9:8—17).



           
 
   
 
   
 


 

Глава 24, Заветы между Богом и человеком

виде, в каком ее сотворил Бог, не требовала, чтобы Бог общался с человеком
или давал какие-либо обетования о подобном общении с людьми или какие-
либо ясные указания на то, что человек должен делать. Все это было выраже­
нием отеческой любви Бога к мужчине и женщине, которых Он сотворил.
Кроме того, когда мы определяем эти отношения как «завет», это помогает
нам увидеть ясные параллели между этими отношениями и последующими
отношениями зааета, которые имел и место между Богом и Его народом. Если
все элементы завета присутствуют (ясное соглашение сторон, утверждение
условий завета и обетование благословения за послушание и наказания за
неповиновение), то нет никаких причин, по которым нам не следовало бы го­
ворить об этих отношениях как о завете, так как это и в самом деле был имен-
нозавет. ^сниО

Хотя завет, существовавший до грехопадения, определялся разными тер­минами (напр., Адамов завет, или завет природы), судя по всему, самым пра­вильным его наименованием является «завет дел», так как участие в благо­словениях этого завета ясно зависело от повиновения, или от «дел» со сторо­ны Адама и Евы.

Как и во всех заветах, заключенных Богом с людьми, здесь нет никаких переговоров о его условиях. Бог властно излагает завет Адаму и Еве, и у них нет возможности внести изменения. Единственно возможный выбор — это соблюдать его или нарушать.

Действует ли сейчас завет дел? Во многих важных аспектах, безусловно, действует. Прежде всего, Павел подразумевает, что совершенное повинове­ние законам Бога, если бы таковое было возможным, даровало бы жизнь (см.: Рим. 7:10; 10:5; Гал. 3:12). Мы должны также отметить, что наказание за на­рушение этого завета все еще действует, ибо «наказание за грех — смерть» (Рим. 6:23). Это подразумевает, что завет дел остается в силе для каждого че­ловека, остающегося вне Христа, несмотря на то что ни один грешный чело­век не может исполнить его условий и получить благословения. И наконец, мы должны отметить, что Христос ради нас в совершенстве подчинился заве­ту дел, так как Он не совершил греха (1 Пет. 2:22), и в совершенстве повино­вался Богу вместо нас (Рим. 5:18,19).

С другой стороны, в определенном смысле завет дел больше недействите­лен: 1) нам более не предъявляется конкретное требование не вкушать плодов с дерева познания добра и зла; 2) поскольку наша природа греховна (как при­рода христиан, так и нехристиан), мы не в состоянии самостоятельно испол­нить требований завета дел и получить благословение, — таким образом, за­вет имеет непосредственное отношение к людям, но при носит лишь наказа­ние; 3) за христиан Христос успешно выполнил требования этого завета раз и навсегда, и мы обретаем благословение этого завета не действительным по­слушанием, а веруя в заслугу труда Христова. Фактически, если бы совре­менные христиане считали, что они обязаны заслужить милость Божью



Часть III. Учение о человеке



послушанием, то они лишали бы себя надежды на спасение. «Все, утвержда­ющиеся на делах закона, находятся под клятвою. <...> А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно» (Гал. 3:10,11). Христиане были осво­бождены от завета дел благодаря труду Христа и тем, что они были включены в новый завет, завет благодати (см. ниже).

Б. Завет искупления

Богословы говорят также и о другом виде завета, т. е. о завете, который заключается не между Богом и человеком, а между лицами Троицы. Этот за­вет называют «заветом искупления». Он состоит в соглашении между Отцом, Сыном и Святым Духом, в котором Сын согласился стать человеком, быть нашим представителем, подчиниться за нас требованиям завета дел и понес­ти наказание за грех, которое заслуживали мы. Учит ли Писание о том, что подобный завет существует? Да, так как в нем говорится о конкретном плане и намерении Бога, которое совершилось между Отцом, Сыном и Святым Ду­хом ради достижения нашего искупления.

Со стороны Отца этот «завет искупления» подразумевал согласие дать Сыну людей, которых Он искупит как Свою собственность (Ин. 17:2,6); по­слать Сына в качестве их представителя (Ин. 3:16; Рим. 5:18,19); приготовить тело Сыну, в котором Тот будет пребывать в качестве человека (Кол. 2:9; Евр. 10:5); принять Его как представителя народа, искупленного Им (Евр. 9:24); дать Ему всю власть на небесах и на земле (Мф. 28:18), в том числе власть излить Святого Духа в силе, чтобы применить искупление к Его народу (Деян. 1:4; 2:33).

Со стороны Сына было согласие отправиться в мир в качестве человека и жить в качестве человека под Моисеевым законом (Гал. 4:4; Евр. 2:14-18), в совершенстве подчиниться всем повелениям Отиа (Евр. 10:7—9), быть послуш­ным даже до смерти, до креста (Флп. 2:8). Сын также согласился собрать Себе народ, чтобы никто из данных Ему Отцом не погиб (Ин. 17:12).

Роль Святого Духа в завете искупления часто не обсуждается, но она, безусловно, была уникальной и жизненно важной. Он согласился исполнить волю Отца и наполнить Христа, чтобы Тот осуществил Свое служение на земле (Мф. 3:16; Л к. 4:1,14,18; Ин. 3:34); применить блага искупительного труда Христа к Его народу после того, как Христос возвратился на небеса (Ин. 14:16,17,26; Деян. 1:8; 2:17,18,33).

Когда мы говорим о соглашении между лицами Троииы как о «завете*, это напоминает нам о том, что завет был установлен Богом Своим волевым решением, а не в силу Его природы. Однако этот завет отличается от заветов между Богом и человеком, так как заключившие его стороны равны, тогда как в заветах с человеком Бог выступает как полновластный Творец, налага­ющий условия завета по Своему решению. С другой стороны, он схож с заве-




Часть Ш. Учение о человеке




твоих досле тебя* {Быт. 17:7). «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. <...> И заключу с ними вечный завет» (Иер. 32:38-40; ср.: Иез. 34:30,31; 36:28; 37:26,27). Эта тема продолжается также и в Новом Завете: «Ибуду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16, курсив мой. — У. Г.; ср.: ст. 17, 18; также 1 Пет. 2:9,10). Говоря о новом завете, автор Послания к Евреям цитирует Иер. 31: «И буду их Богом, а они будут Моим народом» {Евр. 8:10). Это благословение исполняет­ся в Церкви, которая является народом Божьим, но еще большее исполнение оно находит на новых небесах и новой земле, как их увидел Иоанн: «И услы­шал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Отк. 21:3, курсив мой. — У. Г.).

Знак этого завета (внешний, физический символ вхождения в завет) в Ветхом и в Новом Заветах различаются. В Ветхом Завете внешним символом начала отношений завета было обрезание. Символом продолжения отноше­ний завета было соблюдение празднеств и церемониальных законов, которые Бог давал народу в разное время. В Новом Завете знаком начала отношений завета является крещение, а знаком продолжения этих отношений — участие в Вечере Господней.

Причина, по которой этот завет назван «заветом благодати», заключает­ся в том, что он полностью основан на «благодати» Божьей, т. е. на незаслу­женной благосклонности, обращенной к тем, кого Бог искупает.

2. Различные формы завета. Хотя основные элементы завета благодати в ходе истории народа Божьего остаются теми же, конкретные условия завета варьируются в зависимости от времени. Во времена Адама и Евы присутство­вал лишь намек на возможность отношений с Богом, которую мы видим в обе­товании о семени женщины в Быт. 3:15 и в Божьем благодатном предоставле­нии одежды Адаму и Еве (Быт. 3:21). Завет, заключенный Богом с Ноем после потопа (Быт. 9:8— 17), не был заветом, обещающим благословения вечной жиз­ни и духовного общения с Богом; Бог лишь обещал человечеству и животному миру, что земля более не будет разрушена потопом. В этом смысле завете Ноем, хотя он, безусловно, зависит от благодати Божьей или незаслуженной милости, представляется другим в отношении входящих в него сторон (Бог и все челове­чество, а не только искупленные); он отличается названным условием (от чело­века не требуется ни вера, ни послушание) и обещанным благословением (зем­ля вновь не будет разрушена потопом, т. е. речь идет о чем-то совершенно ином, нежели вечная жизнь). Знак завета (радуга) также совершенно иной, так как ОН не требует активного или осознанного участия со стороны человека.

Но начиная с завета с Авраамом (Быт. 15:1—21; 17:1-27) присутствуют все элементы завета благодати. Павел говорит даже, что «Писание... предвоз­вестило Аврааму» (Гал. 3:8). Кроме того, Лука говорит, что Захария, отец Иоан-



Глава 24. Заветы между Богом и человеком



на Крестителя, пророчествовал о том, что пришествие Иоанна Крестителя для приготовления пути Христу было началом Божьего исполнения древних обе­товании завета, данных Аврааму («Сотворит милость с отцами нашими и по­мнет святый завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам», Лк. 1:72,73, курсив мой. —У. Г.). Таким образом, обетования заве­та, данные Аврааму, оставались в силе до того времени, пока не исполнились воХристе (см.: Рим. 4:1-25; Гал. 3:6-18,29; Евр. 2:16; 6:13—20)s.

Чем же тогда отличается «старый завет» от «нового завета» во Христе? «Старый завет» не совпадает по объему с ветхозаветной частью Писания, так гак заветы с Авраамом и Давидом в Новом Завете нигде не названы «ветхи­ми». Лишь завет с Моисеем, завет, заключенный на горе Синай (Исх. 19—24), назван «ветхим» (2 Кор. 3:14; ср.: Евр. 8:6,13), подлежащим замене «новым заветом» во Христе (Лк. 22:20; 1 Кор. ] 1:25; 2 Кор. 3:6; Евр. 8:8,13; 9:15; 12:24). Завет Моисея был установлением6 подробных письменных законов, данных на время, чтобы ограничить грехи народа и послужить «детоводитслем», ука­зывающим людям на Христа. Павел говорит: «Для чего же закон? Он дан по­сле по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому от­носится обетование...» (Гал. 3:19); «...Закон был для нас детоводителем ко Хри­сту..." (Гал. 3:24).

Не следует считать, что со времен Моисея до времен Христа благодать не была доступна людям, так как обетование спасения верой, данное Богом, оставалось в силе:

Но Аврааму даны были обетования и семени его. <...> ...Закон, явив­
шийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетова­
ние потеряло силу.
Ибо, если по закону наследство, то уже не по обетова­
нию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию (Гал. 3:16—18, курсив
мой. - У. Г.).,..

Кроме того, хотя система жертвоприношений завета Моисеяне отменяла грехов (Евр. 10:1 -4), она служила прообразом жертвы Христа, совершенного первосвященника и совершенной жертвы, Который понес на Себе наши гре­хи (Евр. 9:11 -28). Тем не менее сам завет Моисея, с его подробными закона­ми, не мог спасти людей. Дело не втом, что законы были неправильными,

5Обетования завета, данные Аврааму, были возобновлены и расширены, когда Бог говорил к Даииду (см, в особенности 2 Цар. 7:5-16: ср.: Иер. 33:19,20) и обещал ему, что царь из рола Давида будет править народом Божьим вовеки. Анализ вопроса о длитель­ности Божьих обетовании в заветах с Авраамом и Давидом, а также в новом завете см.: Thomas E. McComiskey, The Covenants of Promise: A Theology of the Old Testament Covenants (Grand Rapids: Baker, 19S5), особенно pp. 59-93.

k Подробный анализ различий между всепокрывающим заветом обетования и раз­личными ^административными заветами», которые Бог использоиал в различные перио­ды,см.: McComiskey, Covenants of Promise, особенно pp. 539—177 и 193—211.



Часть III. Учение о чвловеШ-L



ведь они были даны Богом, но в них не было силы даровать новую жизнь, а люди не были в силах повиноваться им в совершенстве: «Итак закон проти­вен обетованиям Божиим? Никак! Ибо, если бы дан был закон, могущий жи­вотворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Тал. 3:21). Павел осо­знает, что Святой Дух побуждает нас к послушанию Богу с такой силой, кото­рая была недоступна закону Моисея. Он говорит, что Бог едал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убива­ет, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).

Итак, новый завет во Христе намного совершеннее, так как он исполняет обетования, данные в Иер. 31:31—34, как они процитированы в Евр. 8:

Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, :'';" чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетова-ниях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нуж­ды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступа­ют дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской; по­тому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каж­дый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Говоря -шовый», показал ветхость первого; а ветшающее и старе­ющее близко к уничтожению (Евр. 8:6—13).

В этом новом завете даны гораздо большие благословения, ибо пришел Иисус Мессия; Он жил, умер и воскрес среди нас, раз и навсегда искупив наши грехи (Евр. 9:24-28); Он открыл нам Бога в полноте (Ин. 1:14; Евр. 1:1-3); Он излил Святого Духа в новозаветной силе на весь свой народ (Деян. 1:8; 1 Кор. 12:13; 2 Кор. 3:4-18); Он начертал закон у нас в сердце (Евр. 8:10). Но­вый завет — это «завет вечный» (Евр. 13:20) во Христе, через который мы веч­но будем пребывать в общении с Богом, и Он будет нашим Богом, а мы будем Его народом.




Вопросы для самостоятельной работы

1. До того, как вы прочитали эту главу, рассматривали ли вы ваши отношения с Богом как «завет»? Испытываете ли вы большую уверенность в ваших отноше­ниях с Богом, осознавая, что Он управляет этими взаимоотношениями через ряд обетовании, которые Он никогда не изменит?



 

Глава 24, Заветы между Богом и человеком

2. Если бы вас попросили представить ваши взаимоотношения с Богом как завет, заключенный лишь между двумя сторонами, т. е. между Богом и вами, то какими были бы условия такого завета? Исполняете ли вы эти условия сейчас? Какую роль играет Христос в отношениях завета между вами и Богом? Какие бла­гословения Бог обещает вам, если вы исполните эти условия? Назовите знаки участия в этом завете. Помогает ли вам такое понимание завета лучше оценить крещение и Вечерю Господню?

завет завет благодати завет дел

завет искупления новый завет старый завет

Библиография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: